Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Методы и приемы развития речи у детей с ОВЗ. Формы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Как правило, дети с ОВЗ (задержкой психического развития) имеют проблемы с речью. Работая с такими детьми, имеющими нарушения речи, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные возможности ребенка. Поэтому в системе работы должны применяться разные методы и приемы.

Методы и приемы развития речи:

Наглядные методы.

метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов.

Словесные методы с опорой на наглядность

Беседа, чтение, рассказ детям художественные произведения, заучивание наизусть, пересказ.

Практические методы
Дидактическая игра (с наглядным материалом и словесная) — универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи - игры-драматизации, настольной инсценировки.

Приемы можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.
Наиболее распространены следующие словесные приемы:

Речевой образец
Повторение
Объяснение
Словесное упражнение
Оценка детской речи
Вопрос
Наглядные приемы — показ картинки, игрушки, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворения), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др.— также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Подробнее остановимся на словесных методах.

Для заучивания стихотворных текстов, пересказывания рассказов и сказок,  используют схемы-подсказки (модели-подсказки), что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения. Некоторые методы и приемы я хочу представить вашему вниманию:

Рисуем стихотворение, рассказ  педагог кодирует  текст (стихотворение,  рассказ) , изображая его с помощью символов, выразительно прочитывает. Затем дает установку детям: «Сегодня пробуем стихотворение нарисовать, и тогда вы сумеете его хорошо запомнить». Потом читаю текст и рисую по ходу чтения. Затем вместе с детьми воспроизводим текст с опорой на рисунки, прочитывают дети хором, группами, по одному. Дети старших групп придумывают рисунки сами или вместе с педагогом. Обратите внимание детей на схематичность выполнения рисунков, не увлекайтесь мелкими деталями. Таблица – рисунок вывешивается на видном месте на протяжении дня, чтобы дети при желании могли вспоминать и рассказывать друг другу текст.

Изображаем в действии. Известно, что совокупность движений рук и речевых органов способствует более быстрому запоминанию  текста. Содержание этого приема состоит в том, что к слову или строке  текста подбираются движения. Эти движения педагог, а потом и дети самостоятельно, выполняют во время проговаривания текста. Старшие дошкольники уже могут придумывать движения сами или с помощью воспитателя.

Показываем сказку, рассказ, стихотворение. Используем пальчиковый, настольный театр, «театр игрушек». Старшим детям читаем два раза, затем они произносят совместно текст или один ребенок рассказывает стихотворение, а другой «показывает».

Используем серию картинок. Опираясь на серию картинок при пересказе или заучивании стихотворения, превращаем занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей, имеющих нарушение речи. (В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, который сохранился у малыша после прослушивания стихотворения, сопровождавшегося просмотром рисунков, позволяет впоследствии значительно быстрее запомнить текст.) Сначала подбираем рассказ и рисунки к нему. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми.

Используем один рисунок. Стихотворение можно выучить, запомнить рассказ, используя только 1 рисунок. (Такой метод особенно подходит при заучивании песенок, потешек, прибауток, закличек. При рассматривании рисунка воспитатель вместе с детьми неоднократно повторяет слова и строчки из текста для лучшего запоминания.)[2]

Таким образом, проводя занятия систематически, включая выше описанные методы и приемы развития речи можно сказать следующее:

Уровень развития речи повышается у всех детей группы, но наилучшие результаты показывают те дети, родители которых систематически и ответственно выполняли рекомендации педагогов и психоневролога.

Для успешного развития речи детей дошкольного возраста необходима  последовательная, целенаправленная работа, как педагогов детского дошкольного учреждения, так и родителей, а так же лиц образующих  социальное окружение ребёнка.

Самая эффективная форма работы с родителями это включенная форма, когда родитель присутствует на занятии.

Формы работы с родителями:

Тематические собрания и консультации

Информационные стенды

Папки – передвижки

Тетрадь взаимодействия, она же тетрадь рекомендаций для занятий с детьми дома

Познавательные собрания

Просмотр видеороликов открытых занятий

Для ребенка с ЗПР очень важно, чтобы в каждый момент он учился. Правильно организованное пространство значительно ускоряет путь к успеху ребенка с ОВЗ. Большая доля ответственности ложится на плечи родителей. Родители в свою очередь должны прислушиваться и выполнять рекомендации врачей и педагогов, разделять радость его успехов и горечь неудач. Нередко то, что осваивается медленно и с трудом, приносит большую радость, чем то, что осваивается легко» родители значительно ускорят свой путь к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. ПЛАНВведение Глава I 1.1.         Кл...

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...