Главные вкладки

    Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития "условного-одаренного " ребенка.
    материал по коррекционной педагогике на тему

    Тришина Юлия Юрьевна

    Составление индивидуального маршрута развития "Условно- одаренного ребенка" , а также ведение дневника наблюдений  за реализацией данного маршрута.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2.doc133 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     Дневник наблюдений за реализацией индивидуального маршрута развития         

     Фамилия, имя ребёнка –  Миша Е.

      Дата рождения – 18.10.2009 г.

     № группы – средняя «Б»

     ДОУ -  МБУ д/ №49 «Веселые нотки»

     Воспитатель - Тьютор:  -    Тришина Ю. Ю.

     Начат: ……..    Окончен:…………..

      Карта выявления склонности ребенка к интересующим    видам самостоятельной деятельности

    Дата наб-

    людения

    Выбор предпочтительной деятельности ребенком и время включенности в нее

    Настольно-печатные, речевые, игры

    Шашки,

    шахматы  

    Конструкторы любых видов

    Сюжетно-ролевые игры

    Изобразительная

    деятельность традиционными и нетрадиционных материалами

    Использование бросовых материалов и технических инструментов

    Театр,

    музыка, танцы.

    Исследовательская деятельность

    Спортив-

    ные подвижные игры

    03.11.

    _

    _

    10 мин. утро собирал машину из деревянного конструктора

    10мин после полдника был папой в сюжетно-ролевой игре «Семья»

    25 мин. вечер рисовал гуашью машину спец. Назначена (пожарную машину)

    _

    _

    Проявлял интерес - почему цветы зеленые.

    На прогулке был ведущим

    в подвижной игре.

    06.11

    15 мин. утром Игра «Найди пару»

    _

    _

    _

     10 мин.

    Утро.

    Закрашивал Узоры дымковской росписи по образцу.

    15 мин. вечер поделка из шишек и пластилина «Медвежонок»

    _

    _

    На вечерней прогулке проводил подвижную игру

    10.11

    10 мин. после полдника Игра «Собери в корзину»

    _

    15 мин утро. Из большого конструктора собирал самолет

    _

    15 мин утро

    Рисовал восковыми мелками Домашних животных.

    _

    10мин.

    вечер был зайцем в сказке

    «Теремок»

    На прогулке проявлял   интерес к теме «Цвет неба – он какой»

    _

    12.11

    _

    _

    _

    15 мин.

    утро играл в водителя автобуса

    15 мин.

     после полдника гуашью рисовал «Осень»

    10 мин

    утро лепил из пластилина «Яблоки»

    _

    Проявлял интерес к разным видам красок «Чем гуашь отличает-ся от акварели

    На прогулке был ведущим в игре

    17.11

    10 мин

    утро

    Лото «Транспорт»

    _

    _

    15 мин.

    вечер был врачом

    15 мин. утро раскрашивал карандашами «Животных» в раскраске

    _

    _

    _

    _

                                 

      Анализ информации по карте

    № п/п

                                    Вопрос

                                              Ответ

    1.

    Наиболее часто выбираемые ребенком виды деятельности, материалы и пособия самостоятельно?

    Изобразительной деятельность традиционными и нетрадиционными материалами; разные виды конструктора; настольно-печатные игры; подвижные игры.

    2

    Наименее востребованные ребенком игры, пособия и материалы по собственной инициативе

    Шашки, шахматы, театр, музыка, танцы.

    3.

    На какие темы в интересующей деятельности чаще всего задает вопросы ребенок?

    Вопросы в изобразительной деятельности «Почему таким цветом…? Каким еще бывает цветом…?»

    4.

    Каким видом деятельности ребенок способен заниматься наиболее длительное время?

    Рисование, изготовление поделок, настольно-печатные игры, двигательные игры.

    5.

    Виды деятельности к которым ребенок в течении наблюдаемого периода не проявил интереса?

    Музыка, танцы, шахматы, шашки.

                                                 Вывод

    1.Какие направления деятельности наиболее и наименее интересны ребенку и почему?

    2.Совпадает ли это с характеристиками его гендерного типа?

    3.Успешен ли он в этих видах деятельности?

    4.Замечает ли ребенок обновление предметно- развивающейся среды ?

    5. Умеет ли ребенок пользоваться предметами и атрибутами, творчески  преобразовывая их по собственному замыслу?

    6.Проявлеет ли любознательность, творческий интерес в интересующих его областях.

    Наиболее интересны: Изобразительная деятельность, конструктивная, познавательно - исследовательская, двигательная деятельность, так как у ребенка высокий уровень логического и проблемного мышления, склонность к обобщению, хорошо развита память, внимание, воображение, высокие моторно-двигательные способности, лидерские качества.

    Наименее интересны: Музыка, танцы, так как ребенок склонен к протестному поведению, высокая требовательность как к себе, так и к другим присутствует, высокомерие, склонность высмеивать результаты других.

    Совпадает с характеристиками гендерного типа. Успешен во многих видах деятельности, т. к.высокий уровень развития способностей.

    Замечает малейшие изменения в предметно-развивающей среде, т. к у ребенка отличная память, повышенная концентрация внимания.

    Легко преобразовывает предметы и атрибуты в необходимые именно ему в какой-либо деятельности, так как у ребенка развито воображение и логическое мышление.

    Проявляет любознательность и творческие способности в интересующих его видах деятельности, легко переключается, так  как имеет яркие андрогинные проявления.

    Индивидуальный маршрут развития ребенка

    1. Фамилия, имя ребёнка – Миша Е..

    2. Дата рождения – 18.10.2009г.р

    3.  № группы  - средняя гр.»Б»     

     4.  Направление одарённости – художественные способности

    5.  Гендерный тип – «Условно одаренный»»

    6.  Воспитатель – тьютор – Тришина Юлия Юрьевна

     

    Цель разработки индивидуального маршрута :  

    Создание условий для расширения кругозора, формирования технических навыков, умение видеть ресурсы в области художественно - эстетической деятельности, интересующей Мишу, а именно: рисование в нетрадиционных техниках  

     Личностный портрет ребенка:

     Основные особенности развития ребенка

     Михаил посещает МБУ д /с №49 «Веселые нотки» с 01.01. 2011 года, зачислен переводом с МБУ д/с №162 «Олимпия» Комсомольского района г. Тольятти    Самарской обл..  В данной группе мальчик воспитывается второй год.  Адаптационный период в МБУ д/с №49 «Веселые нотки» у Михаила прошел с небольшими трудностями: мальчик иногда  плакал, капризничал. По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка опережает возрастные особенности

    Психофизиологические особенности :    

    Физическое развитие у ребенка в норме, соответствует возрастным особенностям, успешен в двигательной активности. Тонкая моторика развита нормально, но иногда затруднено   произвольные действия (застегнуть пуговицы, завязать шнурки), мальчик тревожен, склонен к протестному поведению, работает в основном правой рукой. Плохо ест, трудно засыпает, иногда бывает недоволен окружающими.  

    Особенности развития познавательной сферы:

    • Повышенная концентрация внимание – быстрое переключение, ребенок андрогинен.
    • восприятие – раннее различение цветов, оттенков, формы ( 2 года),  выраженная избирательность к еде. Выраженный интерес к знаку, букве, цифре, форме и цвету, в творческой   деятельности, в частности к рисованию как традиционными материалами, так и нетрадиционными материалами.
    • Отличная память, преобладает зрительная память, непроизвольное запоминание, сохранение информации длительное время.    
    •  Хорошо развито наглядно-действенное, наглядно-образное мышление: соотносит и обобщает предметы с их функциональным значением. Считает хорошо до 10. Операцию сравнения производит очень хорошо, так как высокий уровень логического мышления. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок самостоятельно. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, т.к. высокий уровень проблемного мышления.  Превосходно понимает причинно-следственные связи, логически объясняет их. Хорошо ориентируется в пространстве. Иногда обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Высокая целенаправленность, сформирована функции самоконтроля. 

      Личностные особенности:

           Игровая деятельность стереотипная, но не всегда, в совместной игре со сверстниками   мальчик играет с удовольствием, но не долго, иногда возникают конфликты, так как проявляет склонность к доминированию, излишне требователен, непостоянен; имеется склонность к раннему речевому фантазированию. Михаил отдает предпочтение изобразительной деятельности с использованием традиционными и нетрадиционными материалами; разные виды конструктора; настольно-печатные игры; подвижные игры, игры для развития мелкой моторики, часто рассматривает иллюстрации в книгах и альбомах.  

         Мальчик   организован, доброжелателен, трудолюбив, обязанности и поручения всегда выполнят охотно, усидчив.   Наиболее ярко выраженные черты характера: любознательность, вежливость, трудолюбие.  

          Эмоционально-волевая сфера развита хорошо. Мальчик иногда бывает тревожен, самокритичен, обидчив, агрессивен. Он редко дерется с другими детьми и обижает их; у Миши ярко выражены лидерские качества. Мальчик слабо понимает эмоциональное состояние другого человека, но в тоже время   ему присуще позитивное отношение к чужим успехам.

          Речь у Миши громкая, на вопросы отвечает полным предложением, большой словарный запас, быстрое усвоение литературных оборотов речи, склонность к раннему речевому фантазированию.  

          Мишу можно отнести к группе «условно одарённых» детей», так как он проявляет сбалансированность проявлений импульсивности и рефлективности, экстропунитивности и интропунитивности, высокий уровень пластичности и экстравертности. Ребенок эмотивен, иногда бывает тревожен, склонен к протестному поведению.      Мальчик проявляет склонность к    художественной   деятельности, много и увлечено  хорошо рисует , используя различный материал для творчества, вносит необычные элементы в свой рисунок, пытается украсить его нетрадиционными материалами,  пытается подсказать и помочь другим детям рисовать, объясняя как нужно нарисовать   Работы ребенка отличает правильная композиция и цвет его рисунков, а  композиция рисунков  отличается оригинальность и привлекательность линий. У него развита усидчивость, склонность к мелкой кропотливой работе.    

    Результаты мониторинга         

      По результатам мониторинга отмечен успешный уровень овладения общеобразовательной программой, в тоже время отмечается, что ребенок имеет  высокий  объем знаний по многим  разделам программы. Отмечен устойчивый интерес, активность, самостоятельность к изобразительной деятельности, быстрое вхождение в воображаемую ситуацию, радость от создания новых творческих работ. Использует разнообразие цветов и оттенков для создания выразительного образа; рисует аккуратно, не выходя за контуры, создаёт узоры, ритмично располагая элементы; правильно передаёт в рисунке форму, строение предметов, расположение и соотношение частей по величине и в пространстве, владеет некоторыми навыками нетрадиционных техник рисования;  

     

    Проблемные области развития

    При всех положительных характеристиках по результатам мониторинга, выявлена следующая проблема: мальчик мало использует нетрадиционные методы  и техники  рисования,   редко применяет их  творческой деятельности.

    Задачи

    • Сформировать у ребёнка устойчивый интерес к подбору и использованию нетрадиционных техник в рисовании
    • Продолжать развивать кругозор ребенка, творческие способности, воображение.
    • Формировать умение находить новые ресурсы изображения к нетрадиционным техникам;
    • Работать над   умением создавать творческую коллективную работу.

    Рекомендации родителям

    • Консультация с родителями на тему «Что такое нетрадиционные методы и техники рисования?», «Рисуем вместе!», «Развиваем творческие способности»
    • Подобрать иллюстрированную литературу по художественному творчеству, художественные альбомы по виду и жанру искусства с использованием нетрадиционных методов и техник рисования,с целью развития кругозора родителей по данной теме.
    • Создать условия дома для самостоятельного рисования (например «Уголок художника»). Приобрести различные   материалы для самостоятельной творческой художественной деятельности, собрать коллекцию нетрадиционных изобразительных средств, поощрять и стимулировать желание заниматься изобразительной деятельностью.
    • Посещать выставочный зал в краеведческом музее города и городские выставки творческих работ детей
    • Принимать активное участие с ребенком в конкурсах творческих работ детей   на городском, региональном, всероссийском, международном уровня
    • Подготовить портфолио ребенка.

     

              Программная карта деятельности по индивидуальному маршруту

    Общеобразовательные области

    В чем проявляется интерес к данной деятельности

    Направление расширения образовательного интереса ребенка

    Участие в общем проекте группы

    Создание условий для работы по ИМР в семье

    Познавательное развитие

     Интересуется материалами по изобразительной деятельности и способами их использования.

     Проявляет устойчивый интерес к нетрадиционным методам рисования.  

     Использовать разные формы работы, с использованием нетрадиционных средств и методов,  через которые можно развивать художественные способности

      Исследовательская деятельность: «Откуда пришли нетрадиционные техники в рисовании?» Формулирование вариантов гипотез: Зачем человеку нетрадиционные техники рисования? Какими станут рисунки без нетрадиционных техник?  

    Приобрести различные   материалы для творческой художественной - деятельности,  собрать коллекцию нетрадиционных изобразительных средств

    Социально-коммуникативное развитие

    Иногда в с/р игре использует поделки сделанные самим показывает другим детям способы и методы использования нетрадиционных форм рисования.

    Формирование умения договариваться в процессе выполнения коллективной работы, с использованием нетрадиционных средств и методов рисования.

    В ходе проекта предложить рассказать детям полученные знания о том, откуда взялись нетрадиционные техники в рисовании?   Зачем человеку нетрадиционные техники рисования?  

     Предложить вместе с родителями  посетить выставочный зал в краеведческом музее города и городские выставки творческих работ детей

     Принимать   активное участие с ребенком в конкурсах творческих работ на городском, региональном  всероссийском, международном уровнях  

    Речевое развитие

    Любит волшебные сказки рассказы, связанные с жизнью известных людей, с разными профессиями людей. Склонен к словотворчеству и сочинительству историй.

    Создание библиотечки личных сочинений, историй ребенка.

     Подобрать иллюстрированную литературу, сказки по художественному творчеству.

     Создать художественные альбомы с творческими работами ребенка, с использованием нетрадиционных методов и техник рисования.

    Совместно с детьми подобрать иллюстрированную литературу по художественному творчеству, художественные альбомы по виду и жанру искусства с использованием нетрадиционных методов и техник рисования.

    Обсуждать с ребенком наиболее интересующие его вопросы, замыслы, связанные с его творчеством.

    Беседы о прочитанных рассказах, сказках, историй из жизни известных людей.

    Беседы о использовании в интерьере детских работ.

    Художественно-эстетическое развитие

    • Проявляет склонность к    художественной   деятельности, хорошо рисует, используя различный материал для творчества, вносит   необычные элементы в свой рисунок, пытается украсить его нетрадиционными материалами .  

    Обучение     использования   нетрадиционные методов и техник   рисования применение их в творческой деятельности, развивать кругозор ребенка, творческие способности, воображение.

       

    Сбор разнообразных материалов   для нетрадиционных методов изо. деятельности.  

    Рефлексия на тему, какие техники рисования нравятся и не нравятся.

    Создать условия для хранения детских творческих работ с использованием нетрадиционных материалов для рисования.

    Осуществлять подготовку к персональным выставкам.

    Посетить художественную школу.

    Физическое развитие

    Особый интерес к подвижным играм, физкультурным минуткам.

    Использование разных вариантов подвижных игр. Привлечь ребенка к придумыванию самостоятельных подвижных игр.

    Привлечь детей к совместно-придуманным вариантам подвижных игр.

    Привлечь родителей к совместным подвижным играм с ребенком дома.

                                           

                           

        Ресурсная карта среды  и образовательного пространства

              Виды

    ресурсов

    кем

    применяются

    Информационные ресурсы

    Технологические ресурсы

    Способы деятельности и качества, формируемые данной технологией

    Предметно-развивающаяся среда

    Социально-коммуникативные ресурсы

    Ребенок - тьютерант

    1.Книги и аудио -литература  о художниках, использующих нетрадиционные способы и материалы рисования.

    2.Иллюстрированная литература, сказки по художественному творчеству, художественные альбомы с творческими работами детей.

    3 .Энциклопедия для детей.

    4.Интернет ресурсы

    1.Технология смешивания нетрадиционных материалов

    2.Технология образования сложных элементов в создании творческой работы

    3.Технология исследовательского действия.

    4.  ТРИЗ-РТВ-технология

    5.Рефлексия.

    1.Закрепление последовательности действий для использования нетрадиционных средств и методов рисования

    2.Освоение приемов использования нетрадиционных материалов и средств   рисования

    3.Систематизация полученных знаний об использовании нетрадиционных средств и методов рисования

    4.Умение находить ресурсы изобразительной деятельности для создания творческой работы

    5.Умение видеть удачные и проблемные стороны своей творческой работы, дать им оценку.

    1.Разнообразные изобразительные средства, как традиционные, так и нетрадиционные

    2.Набор разных по качеству природных материалов, для создания творческой работы

    3.Набор разных по структуре и качеству материалов, на которых можно рисовать

    4.Клеенка, перчатки, фартук, нарукавники, губка, салфетки, стаканчик с водой, клей и т.д.

    1. Выставочный зал в ДОО для демонстрации продуктов детского творчества.

    2.Выставочный зал краеведческого музея г. Тольятти.

    3.Муниципальное учреждение культуры г.о. Тольятти «Детская картинная галерея».

    4.Презентация продуктов детского творчества на конкурсах, перед сверстниками и родителями.

    5.Участие в выставке между ДОО детских рисунков с использованием нетрадиционных средств и методов.

    6.Обучение детей своей группы и младших по возрасту использованию нетрадиционных средств и методов рисования.

    Тьютор-воспитатель

    1.Комарова Н.В

    «Теория и методика изобразительной деятельности в ДОО»

    Учебное пособие для педагога.

    2.Т.Дектярева «Умные поделки».

    3.О.В.Дыбина «Творим, Изменяем.Преобразуем»

    4.Интернет – ресурсы.

    5.В.Г.Богин «Обучение рефлексии как способу формирования творческой личности».

    1.Технология смешивания нетрадиционных материалов.

    2.Технология образования сложных элементов в создании творческой работы.

    3.Технология исследовательского действия.

    4 ТРИЗ-РТВ - технология

    5.Рефлексия

    1.Доступное для дошкольников изложение последовательности действий использования нетрадиционных средств и методов рисования.

    2. Показ, объяснение приемов использования нетрадиционных методов рисования.

    3.Систематизация знаний детей по использованию нетрадиционных средств рисования.

    4.Использование алгоритма исследовательского действия, для выбора нетрадиц-х средств и методов рисования.

    5.Формирование начальных представлений о мотивации, системе ценностей, самостоятельности, использование самоанализа.

    1 Разнообразные изобразительные средства, как традиционные, так и нетрадиционные.

    2. Набор разных по качеству и структуре природных материалов, для создания творческой работы.    

    3.Клеенка, перчатки, фартук, нарукавник

    и, губка, салфетки, стаканчик с водой, клей и т.д.

    Набор разных по структуре и качеству материалов, на которых можно рисовать.

    1.Выставочный зал в ДОО для демонстрации продуктов детского творчества.

    2.Анализ работы по ИМР и обмен опытом с коллегами на педсовете, представление продуктов детского творчества на родительских собраниях.

    3.Обмен опытом с помощью участий в конкурсах, в том числе и через интернет - конкурсы.

    4.Обмен мнениями с родителями ребенка о результатах нашей работы.

    Родители

    1.Г.Е.Акимова «Изобразительное творчество детей» 2.Т.Дектярева «Умные поделки».

    3.О.В.Дыбина «Творим, Изменяем.Преобразуем»

    4.Интернет-ресурсы

    1.Технология украшения интерьера поделками ребенка.

    2.Рефлексия.

    3.Трудовые поручения.

    1.Определение вместе с ребенком места для «Уголка художника» и средств в нем.

    2.Позитивная оценка деятельности ребенка.

    3.Учить пользоваться разными методиками по использованию нетрадиционных методов рисования.

    4.Поощерение за успешную работу как дома, так и в группе.

    1.Фото для портфолио,

    поощрения, лакомства.

    2.Место для хранения работ ребенка, секционные ящики, полки и т.п.

    3.Материалы для уборки.

    1.Оценка результатов работы по ИМР через анкету на родительском собрании.

    2.Обмен опытом развития детских интересов в семье.

    3.Поощерение за умение пользоваться нетрадиционными средствами в рисовании.

                   

    Календарный план и анализ работы по сопровождению индивидуального маршрута развития ребенка

    Дата

    Образовательная область

    План работы по ИМР

     Анализ работы по ИМР

    Познавательное развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Рече6вое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

     

                                             Анализ работы за год по индивидуальному маршруту развития ребенка

    п/п

    Вопрос

     Ответ

    1.

    В каких образовательных областях было достигнуто  за отчетный период работы по ИМР  существенное расширение знаний у ребенка?

    2.

    К каким видам деятельности проявился устойчивый интерес у ребенка в ходе работы по ИМР?

    3.

    Какие результаты исследовательской деятельности  у ребенка (вновь открытые знания, практические продукты, коллекции) были достигнуты?

    4.

    Где и в каких формах осуществлялись достижений  ребенка?

    5.

    Какая степень участия членов семьи в реализации индивидуального маршрута развития ребенка ?

    6.

    Какие интегрированные качества ребенка стали наиболее очевидны  в процессе работы по ИМР?

    7.

    Испытывает ли ребенок потребность в дальнейшем взаимодействии с тьютором и  в каких образовательных областях?

    8.

    В каких новых социальных контактах учавствовал ребенок?

    9.

    Оценка родителями качества  работы тьютора

    Литература.

    1.   Белова Е. С.   Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.

    2.  Богоявленская  Д. Б.   Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002

    3   Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

    4. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.

    5.   Железнова С. В.  «Рабочая тетрадь тьютора» (Методическое пособие опыта работы д/с№122 АНО ДО ЛАДА  «Планета детства ЛАДА»)-  г.Тольятти 2012 г.

    6.   Железнова С. В.,  Фалькова Т.А., Валиева И.В. «Гендорное воспитание дошкольников в условиях детского сада» г.Тольятти, 2008 г

    7.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002

    8.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

    9. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.

    10. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999

    11. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

    12. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный маршрут работы с ребенком

    Индивидуальный маршрут работы с ребенком...

    Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

    Программа разработанна для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности....

    Зачетная работа. Курсы повышения квалификации. Реализация индивидуального маршрута. ГБОУ 1527 "Сказка"

    Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это подбор моделей и технологий обучения, которые позволяют обеспечить каждому ребенку свою траекторию развития. Образование становится индив...

    Проектирование и реализация индивидуальных маршрутов успешности

    Работа опорной площадки.Итоги проделанной работы. Участники опорной площадки знакомятся с формами проведения диагностики,  созданием интерактивных карт развития детей....