"Как преодолеть эхолалию ?"
консультация по теме

Исмагилова Гульфия Ильдаровна

Эхолалия – это повторение некоторых слов и фраз, услышанных в чужой речи. Слова повторяются либо сразу после того, как были услышаны, либо позже. Люди с эхолалией часто повторяют слова "как попугаи". Например, если ребенка с эхолалией спросить: "Ты хочешь сока?", он может ответить: "Хочешь сока?". У очень маленьких детей эхолалия в некоторой степени считается вполне нормальной составляющей при усвоении языка. Но дети, болеющие аутизмом, используют эхолалию гораздо чаще, и она может наблюдаться у них в юности и во взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eholaliya_rekomendatsii.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: Училель-логопед Исмагилова Г.И.

Как преодолеть эхолалию

Эхолалия – это повторение некоторых слов и фраз, услышанных в чужой речи. Слова повторяются либо сразу после того, как были услышаны, либо позже. Люди с эхолалией часто повторяют слова "как попугаи". Например, если ребенка с эхолалией спросить: "Ты хочешь сока?", он может ответить: "Хочешь сока?". У очень маленьких детей эхолалия в некоторой степени считается вполне нормальной составляющей при усвоении языка. Но дети, болеющие аутизмом, используют эхолалию гораздо чаще, и она может наблюдаться у них в юности и во взрослой жизни.

  • Разговаривая с ребенком, постарайтесь оставаться спокойным и терпеливым. Если вы примете тот факт, что эхолалия помогает ребенку общаться, а не является способом раздражать людей, возможно, это позволит вам понять точку зрения ребенка.

Научите ребенка сценарию "Я не знаю". Ребенка с аутизмом необходимо научить фразе "Я не знаю", чтобы он мог ответить на вопрос, на который не знает ответа. Существуют свидетельства, предполагающие, что если научить ребенка отвечать "Я не знаю" на вопрос, на который он не знает ответа, он также научится использовать эту фразу должным образом.

  • Попробуйте задать ребенку несколько вопросов, на которые, как вам известно, он не знает ответа. Например, спросите его: "Где твои друзья?", после чего сразу скажите: "Я не знаю". Затем спросите: "Назови столицу Индии", и снова ответьте "Я не знаю". Вы можете записать вопросы заранее и каждый раз повторять с ребенком этот сценарий.
  1. Научить ребенка сценарию "Я не знаю" можно и другим способом. Для этого понадобится два человека. Один будет задавать вопросы, а другой – отвечать на неизвестные вопросы фразой "Я не знаю"

Подскажите ребенку правильный ответ. Дети используют эхолалию, когда не знают, как ответить, или не могут подобрать нужные слова. При наличии сценария они будут знать, что сказать.

  • Например, спросите: "Как тебя зовут?" и дайте правильный ответ (имя ребенка). Повторяйте так до тех пор, пока ребенок не научится правильному сценарию. Повторите так со всеми вопросами с одним и тем же ответом. "Какого цвета наш дом?" и скажите: "Коричневого". "Как зовут нашу собаку" – "Рекс". Очень важно, чтобы вы каждый раз отвечали на вопрос, тем самым обучая ребенка нужному сценарию, пока он не справится с этим сам.
  • Такой подход сработает лишь с вопросами, на которые ответ будет неизменным. Например, вопрос "Какого цвета твоя футболка" не подойдет, так как ребенок каждый день надевает футболку другого цвета.

Обучите ребенка множеству других сценариев. Таким образом, ребенок сможет успешно ответить на самые простые вопросы, даже если почувствует наплыв эмоций.

  • Этот постепенный процесс поможет ребенку развить уверенность, словарный запас и навыки общения

Научите ребенка сценариям, которые будут направлены на потребности. Если ребенок, болеющий аутизмом, не может сказать о своих нуждах, это может сильно его расстроить и огорчить. Сценарии помогут ему сказать, что он хочет, позволив вам быстро решить проблему до того, как у него закончится терпение и он начнет кричать и плакать. К примерам сценариев относятся:

  • Я хочу побыть в тишине.
  • Я голоден.
  • Слишком громко.
  • Прошу, остановись

Используйте именно те слова, которые вы хотите услышать от ребенка. Моделирование должно включать в себя использование определенных слов и фраз, которые ребенок сможет понять, запомнить и произнести. Это поможет ему сформулировать то, что он хочет сказать.

  • Пример: вы точно знаете, что ребенку не нравится играть с определенной игрушкой, но чтобы научить его выражать это словами, вы можете предложить ему игрушку и сказать "спасибо, но нет" или "не хочу".
  • Когда ребенок использует нужную фразу, позаботьтесь о результате. Например, если ребенок скажет: "Пожалуйста, я хочу еще" – дайте ему еще.
  • Если вы повторите фразу несколько раз, а ребенок никак не отреагирует, выполните нужное действие. Ребенок начнет ассоциировать фразу с этим действием. Попозже попробуйте еще. Со временем ребенок начнет использовать эту фразу.

Вместо вопросительных предложений вам необходимо использовать утвердительные. Старайтесь избегать вопросов, вроде "Ты хочешь это?" или "Тебе нужна помощь?", так как ребенок лишь повторит этот вопрос. Вместо этого скажите то, что сказал бы ребенок.

  • Например, если вы видите, что ребенок пытается до чего-то дотянуться, не нужно спрашивать его: "Ты хочешь, чтобы я помог?". Лучше скажите: "Помоги мне пожалуйста дотянуться до моей игрушки" или "Подними меня пожалуйста, чтобы я дотянулся до книги". Сделайте так, чтобы он повторил фразу. Затем, независимо от того, повторит он ее или нет, помогите ему.

Старайтесь не заканчивать фразу именем ребенка. Ребенок затем начнет повторять свое имя и это не будет иметь никакого смысла. Говоря, "привет" или "спокойной ночи", произнесите эти слова и фразы, не заканчивая их именем ребенка. Вы также можете начать предложение с имени, а затем сказать то, что собирались.

  • Если ребенка необходимо похвалить за хорошо проделанную работу, не произносите его имя, а лишь поздравительное слово. Вместо того чтобы сказать: "Молодец, Саша", скажите: "Молодец" или выразите это поцелуем, поглаживанием по голове или объятиями.

Сделайте так, чтобы ваше обучение проходило весело и непринужденно. Выбирайте время, когда вы оба будете расслаблены и сможете сделать обучение веселым или превратить его в игру. Таким образом, ребенок будет с нетерпением ждать уроков, и у вас будет возможность пообщаться и повеселиться.

  • Обучение не должно отягощать и не должно предполагать войну интересов. Если кто-то из вас начал сильно нервничать, остановитесь и попробуйте позже.

Узнайте о назначении эхолалии в аутизме. Эхолалия, как форма общения, имеет множество применений. Дети с аутизмом могут использовать ее.

  • Когда не понимают значения отдельных слов, цели или вопроса. В этом случае для общения дети полагаются на услышанные фразы. Например, вместо слов "Я могу взять печенье?", скажите: "Хочешь печенье?". Все из-за того, что, когда взрослый говорит вторую фразу, печенье появляется.
  • Когда они встревожены. Эхолалия намного проще, чем спонтанная речь, поэтому ее легче использовать во время стресса. Например, если человека, страдающего аутизмом, посадить в комнату, полную людей, ему будет трудно воспринять все звуки и движения, возникающие вокруг него, из-за этого ему будет слишком трудно сформировать полные предложения.
  • Когда они чувствуют то же, что чувствовали в прошлый раз, когда было сказано предложение. С помощью эхолалии можно выразить чувства. Например, ребенок может сказать: "Бассейн сегодня закрыт". Этим он может выражать разочарованность, потому что в прошлый раз, когда бассейн был закрыт, он был разочарован.
  • Когда им необходимо время подумать. Например, когда человека с аутизмом спрашивают, что он хочет на ужин, он может задать себе вопрос: "Что я хочу на ужин?". Это говорит о том, что он вас услышал и ему нужно время, чтобы подумать.
  • Когда они пытаются общаться. Эхолалия может быть использована для игры или шуток.

Знайте, что отсроченная эхолалия может быть использована вне социального взаимодействия. Она может помочь людям с аутизмом несколькими способами:

  • Для запоминания. Детям с аутизмом иногда трудно запоминать последовательность вещей. Они могут начать повторять про себя последовательность во время работы, чтобы помочь себе запомнить и убедить себя, что они делают это правильно. Пример: "Возьми стакан. Медленно налей сока. Не слишком быстро. Закрути колпачок. Молодец".
  • Чтобы успокоиться. Повторение обнадеживающей фразы помогает детям с аутизмом контролировать свои эмоции и расслабляться.
  • Для стереотипии. Речевая стереотипия помогает справиться с рядом вещей: с концентрацией внимания, самоконтролем и улучшением настроения. Если ребенок мешает другим, вы можете попросить его вести себя тише. Но лучше все же дать ему веселиться.
  • Ребенок, использующий эхолалию перед эмоциональным срывом, вероятно, использует ее из-за сильного стресса или сенсорной перегрузки.
  • Ребенок, повторяющий ваш вопрос ("Ты хочешь печенье?", чтобы выразить желание съесть печенье), возможно, не понимает его значения или цели.
  • Ребенок, нараспев повторяющий про себя фразу, вероятно, использует эхолалию для концентрации внимания или для своего удовольствия.

Справьтесь со своим разочарованием. Бывают случаи, когда раздражает слышать, как повторяют концовку твоих же предложений и вопросов. Не забывайте, что благодаря этому ребенок пытается общаться. Он просто не обладает теми же навыками общения, что и вы.

  • Сделайте глубокий вдох. Если слова ребенка начали вас раздражать, выйдите ненадолго в другую комнату, чтобы сделать глубокий вдох и собраться с мыслями.
  • Не забывайте, что ребенок, скорее всего, тоже огорчен. Нервные срывы возникают у них совсем не потому, что им это нравится.
  • Берегите себя. Воспитание ребенка иногда бывает утомительным, и нет ничего плохого в том, чтобы это признать. Примите ванную, займитесь йогой, пообщайтесь с другими взрослыми и подумайте над тем, чтобы записаться в общественную группу родителей или воспитателей, которые занимаются с детьми-инвалидами или детьми, болеющими аутизмом.

Будьте терпеливы и не торопите своего ребенка. Если детей с аутизмом не заставлять немедленно отвечать, они будут чувствовать себя более расслабленными и будут лучше использовать свои навыки общения. Будьте терпеливы и дайте понять, что вы счастливы услышать то, что им хочется сказать, и не важно сколько времени им на это понадобится.

  • Допускайте наличие пауз в разговорах, чтобы ваш ребенок мог подумать. На формирование понятного ответа у ребенка может уйти много когнитивной энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...

Пути коррекции детей дошкольного возраста с эхолалией.

Одной из  необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь.Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симп...

Консультация для родителей "ЭХОЛАЛИЯ"

ЭХОЛАЛИЯ - непроизвольное повторение слов или фраз, произнесённых другим человеком.Часто встречаемый диагноз у детей с тяжелым нарушением речи.Дианостировать самостоятельно этот диагноз не так сложно....

Эхолалия

Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесённых другим человеком....

Эхолалия: норма или патология?

В данной статье представлены несколько ситуаций, которые помогают разобраться в каких случаях эхолалия является нормой, а в каких патологией....

КОРРЕКЦИЯ ЭХОЛАЛИИ

       Дети после 2-х лет активно начинают выражать свои мысли. К 3-4 годам их речь постепенно усложняется. Они уже могут задать вопрос, рассказать о чем-либо развернутыми п...