Семинар-практикум для родителей "Маленькие смышлята" (старшая группа детей с ЗПР)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Максимова Светлана Вячеславовна

В сценарии родительского собрания представлен материал по развитию познавательных процессов у детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №2»

Семинар-практикум для родителей «Маленькие смышлята»

(старшая группа детей с ЗПР, 5-6 лет)

Подготовила:

учитель-дефектолог

Максимова С.В.

Цель: 

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Задачи:

  • познакомить родителей с особенностями мышления детей данной возрастной группы;
  • познакомить родителей с разнообразием игр и упражнений, которые можно использовать для развития мышления детей;
  • воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, игры, показ приемов работы, анализ результатов.

Инструментарий: ноутбук,  экран, игры, буклеты для родителей, карточки с игрой «4-й лишний», счетные палочки, микрофон, карточки с загадками, отгадки-картинки

Участники: педагоги, родители, подгруппа детей (6 человек)

Структура семинара – практикума:

Вводная часть – 5 минут.

Основная часть – 30 минут

Заключительная часть – 5 минут.

План семинара – практикума:

  • Активизация мыслительной деятельности, создание рабочего настроения.
  • Практическая часть.
  • Подведение итогов, обратная связь.

Ход семинара – практикума:

1. Вводная часть.

Приветствие (родители стоят полукругом, педагог раздает карточки)

Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас очень интересная встреча. Вам известно, что дети очень любят отгадывать загадки. Вот и я вам предлагаю сейчас отгадать загадки, которые написаны на ваших карточках. А отгадки лежат на стульчиках. Вы отгадываете и находите  свое место.

2.Основная часть

Мини-лекция:

Как вы догадались, сегодня наша беседа будет о мышлении.

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача взрослого — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

В старшем дошкольном возрасте (пять-шесть лет) продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.

Обучение, направленное на развитие мышления, также оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей, познавательной, планирующей). Важно то, что выработанное в процессе занятий стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове ведет к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей.

Предлагаем вашему вниманию игры, которые помогут сформировать, развить мыслительные процессы у детей

Показ презентации «Игры на развитие мышления» (с объяснением правил игр)

Показ приемов работы с детьми (игры «Что перепутал художник?» - на экране, игра «4-й лишний» (на раздаточных карточках), совместная работа родителей и детей по преобразованию фигур из счетных палочек)

3.Заключительная часть

Игра «Прямой эфир»

Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию мыслительных процессов у детей  дома. Время вашего эфира 2 минуты.

(Родители по одному от группы по желанию берут микрофон и дают устные рекомендации по использованию игр на развитие мышления у детей. )

Обратная связь

- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?

- Что понравилось? Что нет?

Благодарим за сотрудничество! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум «Способы, методы и приемы организации группы детей»

Цель:         повышение психолого-         педагогической компетентности...

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

Семинар- практикум для воспитателей " Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи"

Семинар-практикум "Организация логочаса в группах для детей с нарушениями речи"  Цель работы логочаса: формирование речевой практики, как основы усвоения элементарных закономерностей языка. ...

Выступление на семинаре – практикуме на тему « Методы и приемы обучения детей двигательным умениям и навыкам в средней группе. »

  Эффективность формирования двигательных умений и навыков в многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.Различают три группы методов : наглядные , словесные и практич...

Семинар- практикум «Учимся любить природу» для родителей и детей 2 младшей группы

Данный материал познакомит родителей младших дошкольников с приемами ознакомления детей с природой, воспитания у них бережного отношения к природе.ю даст представление  родителям об игровых метод...

Семинар-практикум для родителей с детьми старшей группы «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Обратить внимание как родителей, так и детей на важность сохранения атмосферы игровой деятельности с обучающим уклоном.Настроить на совместную работу.Укрепить детско-родительские отношения.Созда...