Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Чипышева Ирина Викторовна

Индивидуальный маршрут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_korrektsionno_-_razvivayushchiy_marshrut.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ

на ребёнка группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

МБДОУ  ДС КВ  № 5 «Крепыш »

Ф.И. ребёнка, возраст    

Срок пребывания в группе_____2 года_________________________________________

Вид программы обучения Адаптированная образовательная программа

в группе компенсирующей направленности для детей от 5-6 лет с ЗПР

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №5 «Крепыш»

Задачи:

  1. Формирование  полноценной  звуковой  стороны  речи.
  2. Развитие  фонематического  восприятия,  слуха  и  навыков  звукового  анализа.
  3. Развитие  и  совершенствование  лексико – грамматической  стороны  речи.
  4. Развитие связной  речи.
  5. Развитие  внимания,  памяти,  мышления.
  6. Развитие элементарных математических представлений.
  7. Сенсорное развитие
  8. Ознакомление с окружающим.

1. Формирование  полноценной  звуковой  стороны  речи:

Направление  (вид)

коррекционной  работы

Содержание  коррекционной  работы

Медицинская коррекция  (по назначению врача-невролога, психоневролога)

  • Медикаментозное воздействие,  физиотерапевтическое воздействие (электрофорез, УФО, шерстяные обертывания, электросон),  массаж,  ЛФК,  витаминотерапия.

Развитие общей  и  мелкой моторики

Совершенствование  статической  и  динамической  организации  движений.

  • упражнений на развитие координации движений верхнего плечевого пояса;
  • упражнений на развитие динамической организации движений;
  • массаж для снятия спастичности мышц предплечья и кисти руки
  • упражнения на развитие координированных движений с предметом:

-«Сделай как я», « Поиграем с пальчиками», «Сложи фигуру»

-игры с подручным материалом (перебрать крупу - фасоль, горох, греча, рис; составление картин на пластилине из круп);

-печатание штампами;

-различные виды штриховок, обводок, дорисовок, прописей.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

артикуляционной гимнастики:
- для выработки нижнего положения языка (свистящие звуки)

-для выработки направленности воздушной струи:        

- для выработки верхнего подъёма языка (шипящие звуки):

- для формирования артикуляционных укладов соноров:

- для выработки подъёма корня языка (заднеязычные звуки):

- для формирования артикуляционного праксиса губно-губных, губно-зубных звуков:

- Лопаточка, иголочка, вкусное варенье, футбол, заборчик, футбол, хоботок и т.д.

Развитие  мимической  мускулатуры

Нормализация  мышечного  тонуса,  формирование  объема  и  дифференциации  движений  мышц  лица.

- наморщить лоб, поднять брови, надуть щеки, удивление, радость, испуг, оскал, плевок, свист, цоканье и т.д.

Развитие  просодической  стороны  речи.

Развитие  голоса,  физиологического  и  речевого  дыхания, темпа  речи,    и  мелодико-интонационной  окраски.

Д/И «Мама и детеныши», «Большой маленький»

Коррекция  звукопроизношения

Ц, Ч, Щ, Р-РЬ., Л-Ль

1 год-постановка звуков: [Ч], [Ц] ,[Щ] – способ постановки смешанный.

2 год-постановка звуков: [Р - Рь], [Л - Ль] – способ постановки смешанный.

  • Автоматизация звука [Ч], [Ц] ,[Щ]  в слогах – словесные игры: «Эхо», «Запомни, повтори»; дидактические упражнения (д/у): «Ступеньки», «Ромашка», «Повтори для Зайки»; компьютерная игра (к/и) «Игры для Тигры»: «Кораблики», «Одуванчики».
  • - Автоматизация в словах – словесные игры: «Запомни, повтори», «Повторялка», «Подскажи словечко»;
  • Автоматизация в предложениях, чистоговорках, стихах – словесные игры: «Повтори-ка», «Запоминай и повторяй», «Живые предложения»», «Исправь ошибку»; д/и: «Логический поезд», «Составь предложение к схеме, картинке»; разучивание стихов: «Зайка», «Зима».
  • В спонтанной речи – в подвижных играх: «Заинька», «Что ты делаешь?»; игры в парах: «Угадай на ощупь», «Послушай мое слово и нарисуй».

Коррекция слоговой структуры слова

  • односложные слова из закрытого слога; СГС (сом, дом, гусь);
  • двусложные слова из открытых слогов; СГСГ (мыло, кони);
  •  трехсложные слова из открытых слогов; СГСТСГ (машина, мимоза);
  • развивать грамматический строй речи, построение предложения
  • отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах

2. Развитие  фонематического  восприятия,  слуха  и  навыков  звукового  анализа.

Развитие  фонематического  слуха,  восприятия.  

Правильная и отчетливая артикуляция  доступных  звуков.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения: словесные игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук [Ч], [Щ],  [Ц]: в начале середине или в конце слова?»; д/и «Звуковая мозайка», «Звуковое домино», «Цепочка слов» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Четвертый лишний», «Поезд», «Составь слово».  ([Р - Рь], [Л - Ль])

3. Развитие  и  совершенствование  лексико – грамматической  стороны  речи.

  1. Развитие и совершенствование  лексико – грамматической  стороны  речи.

Формирование  умения  понимать  предложения,  грамматические  конструкции;  расширение,  закрепление  словаря  по  всем  изучаемым  лексическим  темам;  активизация  использования  предложенных  конструкций.

Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов, навыков словооборазования, словоизменения, составления простых предложений по картинке и с заданным словом; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом?, «Где чей хвост», «Умные предложения» и др.; к/и «Игры для Тигры» - «Чей домик?», «Действия», «Признаки», «Разложи картинки».

4. Развитие связной  речи.

  1. Развитие связной  речи.

-повторение  и  составление  предложений  состоящих  из  предикативной  основы.(Мама  иди. Мама дай пить - 1 год)

-повторение  и  составление   сложных предложений – 2 год

-составление рассказа по сюжетной картинке. Составление  описательного  рассказа  с  опорой  на  схему  описания.

5. Умственное развитие

Развитие  внимания,  памяти  и логического  мышления.

Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры «Запомни, повтори», «Что лишнее?»,»Кем был?», и др.; д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница», «Подбери пару»; к/и «Зайка в школе».

-учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения)

 -по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине)

-  по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины)

- по трём признакам  (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине)

-  учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам

-  учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам

- учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий ( на картинках и в реальной действительности)

6 . Развитие элементарных математических представлений.

Развитие элементарных математических представлений.

-считать различные предметы в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»

- учит отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным

-сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково

 практически иллюстрировать состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел

- ориентироваться на листе бумаги ( верх, низ, лево, право, середина)

 понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже

-  читать и записывать числа до 10

- учить присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10

- решать простые арифметические задачи

-  различать геометрические фигуры

- пользоваться знаками и обозначениями: +, -, =

7.Сенсорное развитие

Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины, пространственного восприятия

 узнавать и правильно называть геометрические фигуры

( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета

 развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами

 указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины

 учить приёмам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при  распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера

уметь подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине

 различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз)

 различать пространственные понятия: правое – левое, верх – низ, спереди - сзади

 уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи

8. Ознакомление с окружающим и развитие речи

Ознакомление с окружающим и развитие речи

различать и правильно называть состояние погоды

учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке

 расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях

 уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы

учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам

 правильно называть насекомых, их характерные особенности

 познакомить с домашними и дикими животными, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, познакомить с местом проживания животных, чем питаются, какую пользу приносят

Ознакомление с жизнью и трудом людей.

познакомить с трудом родителей, закрепить знания о занятиях братьев и сестёр

иметь представления и уметь рассказывать двумя – тремя предложениями о труде взрослых

 знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки

 познакомить с понятием «семья», дать представления о родственных связях

домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде

любимые игрушки и настольные игры 

 знать 2 – 3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, правила безопасности

  расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах)

Примечания:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат коррекционной работы _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выпуска _________________________________________________________________

Место дальнейшего обучения___________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут ребёнка.

Приложение № 3 к статье "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  МАРШРУТ  СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&quo...

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут

индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут...

"Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для детей трех-пяти лет, направленный на освоение сенсорных эталонов."

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеНововасюганский Центр развития ребенка детский сад №23 «Теремок»...