Главные вкладки

    Рабочая учебная программа Направление: «Познание» Возрастная группа: старшая для детей с ограниченными возможностями здоровья(ЗПР).
    рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Арнаутова Людмила Викторовна

    Рабочая учебная программа разработана для МДОУ детский сад   №…. «…….» на основе Основной общеобразовательной программ дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко с учетом источников, приведенных в списке литературы, и рассчитана на учебный год для детей 5-6 летнего возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_okr_i_r.r_starshaya_gr.doc159 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № … «………………»

    Принято:                                                        Утверждаю:

    На педагогическом совете                                        Заведующий МДОУ д/с №…. «………»

    Протокол № 1                                                 г. Саяногорска

    от «__08_» сентября    201…. г.                                        _______________   (Ф.И.О.)

                                                                    

    Рабочая учебная программа

    Образовательная область: «Познавательно – речевое развитие. Коммуникация.»

    Направление:   «Познание»  

    Возрастная группа: старшая  для детей с ограниченными возможностями здоровья(ЗПР).

    Составители:

    Арнаутова Л.В.

    Саяногорск ……. г.

                                                       Пояснительная записка

    Рабочая учебная программа разработана для МДОУ детский сад   №…. «…….» на основе Основной общеобразовательной программ дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко с учетом источников, приведенных в списке литературы, и рассчитана на учебный год для детей 5-6 летнего возраста.

    Проблема  воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является  весьма острой и актуальной, социально и педагогически значимой на сегодняшний день.

    Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Но чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше начата профессиональная систематическая коррекционная работа, тем успешнее и эффективнее будет учиться ребенок  в дальнейшем, тем у дошкольника в будущем больше перспектив для личностного и профессионального  образования, тем  успешнее будет осуществляться его социальная адаптация.

    Особенность детей с ЗПР состоит в том, что у них наряду с незрелостью эмоционально–волевой сферы отмечается недостаточное развитие познавательной деятельности, в том числе памяти, внимания, речи. Это проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности, ограничении знаний и практических навыков об окружающем мире, что является  результатом перенесенного  органического  заболевания центральной нервной системы (резидуальная органическая  недостаточность ЦНС).

    Одним из наиболее  важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Такие дети требуют к себе особого внимания и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного  учреждения. По результатам исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, психоневролога, педагогов группы и   родителей.

    Направление «Познавательно-речевое развитие»

    Образовательная область «Познание»

    Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

    • сенсорное развитие;
    • развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
    • формирование элементарных математических представлений;
    • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»

    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

    Предметное и социальное окружение

    Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

    Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.). Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

    Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

    Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

    Формировать первичные представления о школе.

    Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

    Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Расширять представления о профессиях.

    Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

    Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

    Ознакомление с природой

    Расширять представления детей о природе.

    Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (аквариумные рыбки, хомяк, волнистые попугайчики, канарейки и др.).

    Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

    Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

    Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).

    Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях, их названиях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

    Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.

    Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.

    Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

    Развивать умение детей замечать изменения в природе.

    Рассказывать детям об охране растений и животных.

    Сезонные наблюдения

    Осень. Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, ) птицы улетают на юг. Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли :бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

    Побуждать детей принимать участие в сборе семян растений.

    Зима. Развивать умение замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

    Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы.

    Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

    Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

    Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.

    Привлекать к участию в зимних забавах: катании с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.

    Весна. Развивать умение узнавать и называть время года; выделять признаки весны (солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые).

    Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

    Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

    Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

    Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

    Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

    В процессе различных видов деятельности расширять представления о свойствах песка, воды, камней и глины.

    Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

    Образовательная область «Коммуникация»

    «Содержание образовательной области „Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

    • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
    • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи— диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
    • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

    Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

    Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

    Способствовать развитию любознательности.

    Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

    Помогать детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации.

    Развитие всех компонентов устной речи,

    практическое овладение нормами речи

    Формирование словаря

    Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.

    Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей материалов, из которых они изготовлены.

    Развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

    Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

    Совершенствовать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

    Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

    Звуковая культура речи

    Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

    Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

    Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

    Совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Грамматический строй речи

    Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа лествительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

    Поощрять характерное для детей пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова,

    Побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    Связная речь

    Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

    Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

    Закреплять умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

    При подготовке детей к школе важное место занимают специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Целью этих занятий является уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.  Обогащение  детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

    В данной  рабочей учебной программе   занятия являются одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи. Благодаря целостному системному подходу к планированию содержания устраняется фрагментарность в ознакомлении с окружающим миром, закладывается основа для формирования мировоззрения, раскрываются  творческие возможности и наклонности детей.

    Программы:

    • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
    • «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко - М.:Школьная пресса, 2005

    Количество занятий: общее – 70

                                           2 раза в неделю

    Длительность занятия: 20-25 минут.

    Сопутствующие формы обучения: Основными формами   предшествующей работы и работы,  направленной на  закрепление полученных на  занятиях знаний, умений и навыков дошкольников, являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, опыты, экскурсии, эксперименты, игры,  чтение  художественной литературы.

    При этом  нужно соблюдать следующие требования для работы  с детьми с ЗПР: четкость и лаконичность изложения, краткость (материал не должен быть перегружен ненужными деталями, подробностями), - этим детям необходимо усвоить и закрепить минимальные (но основные) знания. Для более успешного  усвоения материала предлагаются  домашние задания для закрепления в работе с родителями.

            Кроме этого, отслеживаются результаты усвоения изучаемого материала детьми: в тетради взаимосвязи дефектолога и воспитателя фиксируется, как усвоил материал каждый ребенок.

    Вариативность проведения диагностики

    Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

    Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста в данной группе проводится 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе (промежуточное) и мае с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика речевого развития осуществляется с опорой на методику И.Д.Коненковой «Обследование речи дошкольников  с ЗПР», Диагностика психических процессов  разработана с опорой на тесты и методики Леонтьева, Лурия, Когана, Равенна, Забрамной. Уровень развития определяется по 5 критериям: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

    Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность выявить отдельные проявления нарушений психического развития, определить наиболее эффективные пути их коррекции. Поэтому в развитии ребенка  диагностика знаний, умений и навыков является актуальной.

    Связь с другими образовательными областями:

    «Физическая культура»

    Развитие мелкой моторики  

    «Здоровье»

    воспитание культурно-гигиенических навыков,

    «Коммуникация»

    развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  практическое овладение воспитанниками нормами речи

    «Познание»

    сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

    «Социализация»

    формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

    «Музыка»

    использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

    «Труд»

    формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

    «Чтение художественной литературы»

    использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

    «Безопасность»

    формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

    Ознакомление с окружающим

            Цели:

    1. Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью детей.
    2. Корригировать и развивать психические процессы.
    3. Формировать интерес к окружающему миру, любознательность.

              Задачи: 

    1.Уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе,  окружающем предметном и социальном мире.

    2. Формирование  умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.

    3. Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и способствовать их дальнейшему формированию.

    4. Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления  с окружающей действительностью.

    5. Развитие  индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.

    6.Формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой.

            Развитие  речи

            Цели:

            1. Формирование устной речи.

            2. Обогащение, расширение, активизация словарного запаса.

            3. Формирование коммуникативной способности на основе общения.

               Задачи:

     1.Учить детей строить высказывания из 3 – 4 предложений, следить за правильным  согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже.

    2. Распространять и сокращать предложения, строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    3. Формировать лексико – грамматические средства языка, развивать навыки связной речи.

    4.Составлять небольшие рассказы по картине, серии сюжетных картин.

    5. Составлять описательный рассказ по картине.

    6. Пересказывать текст по  плану, опорным картинкам, моделям, схемам, вопросам.

    7. Составлять предложения по вопросам, демонстрируемому действию, опорным схемам.

    Тематический план

    №п\п

    занятия

    Озн/окруж.

    Развитие речи

                       Задачи:

    Оборудование

                                                                       

    1-8

    Диагностика

    Диагностика

    Выявить уровень знаний детей на начало учебного года.

    Диагностический материал.

    9-10

    Игрушки

    Магазин игрушек

    Обогатить и уточнить словарь по теме; закрепить навыки согласования существительных с числительными; научить составлять рассказ-описание.

     Развивать общую и мелкую моторику, непроизвольную память, мышление, внимание, процессы анализа и синтеза.

    Воспитывать игровые действия и правила обращения с игрушками.

    Игрушки. Предметные картинки игрушек. «Разрезные картинки».

    11-12

    Ягоды

                   

             

    По малину в сад пойдём…

    (игра-инсценировка)

    Формировать обобщающее понятие «Ягоды»; знакомить детей с внешним видом  и основными названиями лесных и садовых ягод, месте их произрастания; закрепить навыки суффиксального словообразования; учить подбирать эпитеты к понятиям.

    Развивать общую и мелкую моторику, непроизвольную память, мышление, внимание.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Корзинки, предметные картинки ягод.

    Игра-домино «Ягоды»

    13-14

    Фрукты

    «Будем мы варить компот

    Уточнить и расширить знания детей о фруктах, учить выделять  их характерные признаки, обследовать  фрукты с помощью зрительно – осязательно – двигательных  действий.

    Развивать  восприятие,  непроизвольную память, мелкую и общую моторику;

    Воспитывать уважение  к природе и людям, выращивающим урожай.

    Фрукты и их муляжи, предметные картинки,  картина «В саду».

    15-16

    Комнатные растения

    Пересказ рассказа «Цветы»

    Формировать обобщающее понятие «Растения-цветы»; познакомить  с названиями цветов(бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония), их строении; учить пересказывать короткий рассказ,

    -развивать речь, внимание, память;

    -воспитывать бережное отношение к природе.

    Горшечные растения,

    схематическое строение растения;

    план-схема рассказа. Оборудование для пересадки растения(лопатки,кашпо,лейка)

    17-18

    Овощи

    Составление описательного

    рассказа:

     «В огороде» по предметным

    картинкам.

    Уточнить знания детей об овощах, учить различать овощи визуально, на вкус, учить отгадывать загадки; обогатить и уточнить словарь по теме;

    Развивать мышление,   непроизвольную память, мелкую и общую моторику;

    Воспитывать уважение к природе и людям, выращивающим урожай.

    Овощи и их муляжи, предметные картинки. Картина

    «В огороде».

    19-20

    Осень. Деревья

    Составление рассказа «Осень в лесу»

    Уточнить знания детей о времени года «Осень»; познакомить с названиями  осенних месяцев, с осенними  явлениями в природе; закрепить знания об осенней одежде человека;

    Развивать эмоциональную отзывчивость детей, речь;

    Воспитывать у детей любовь к природе родного края.

    Картинный материал по теме «Осень», кукла в костюме осени, осенние листья.

    21-22

    Одежда, обувь

    Рассказ по картине

    «Таня не боится мороза»

    Учить знать и называть  виды одежды, её части, предназначение; различать сезонную одежду; расширять словарный запас;

    Учить рассказывать по картине, связно передавать содержание Развивать речь, внимание, память,

     Воспитывать бережное отношение к труду людей, беречь одежду.

     Предметные картинки с изображением одежды, обуви,

    кукольная одежда.

    23-24

    Мебель

    «Квартира куклы Светы»

    Формировать обобщенное понятие «мебель», рассказать о назначении каждого предмета; расширить словарный запас детей; учить правильно употреблять предлоги с существительными

    Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь;

    Воспитывать у детей желание  помогать по мере возможности, радоваться, испытывать удовлетворение, когда делаешь  доброе дело для другого.

    Игрушки: Хрюша, кукла Света, ключ, игрушечная мебель.

    25-26

    Посуда

    Игра-инсценировка «Угостим кукол чаем»

    Д/игра «Магазин»

    Познакомить детей  с обобщающим понятием «посуда»; учить различать и называть предметы  посуды, группировать их по сходным признакам (по назначению); учить детей образовывать слова по аналогии; активизировать  словарь по теме;

    Развивать речь,  мелкую моторику, память, внимание, мышление;  Воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным руками людей.                                                                                                                                                                                                                                                            

    Предметы посуды (игрушки) кухонной, столовой и чайной

    27-28

    Зима пришла

    Составление рассказа о зиме.

    Закрепить знания детей о временах года, уточнить представление о зиме, обогатить и уточнить  словарь, закреплять умение отвечать на вопросы по схеме;

    Развивать связную речь, память, восприятие, внимание;

    Воспитывать бережное отношение к природе, чувственность к живой и неживой природе.

    Картина – пейзаж (зима), бумажные снежинки, слово «ЗИМА», схема, фланелеграф, съёмные картинки  с изображением птицы, солнца,  снежинок.

    29-30

    Зимующие птицы

    Рассказ по серии сюжетных картинок «собака и вороны

    Уточнить и расширить  знания детей о зимующих птицах; дать представление о том, что дикие  птицы живут на воле (в лесу, в поле);

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, речь;

    Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой.

    Сюжетная картина «Дети кормят птиц», предметные картинки по теме, шапочки для подвижной игры.

    30-31

    Новогодний праздник

    Составление рассказа по сюжетной картинке.

    Обогатить и уточнить  активный и пассивный словарь  по теме; учить составлять рассказ по картинке; учить стихи о зиме, о новогоднем празднике

    Развивать  непроизвольную память,  координацию движений, учить проявлять  положительные эмоции;

    -Воспитывать культуру поведения

    Сюжетная картинка «Хоровод», картинка «Дед Мороз с подарками».

    32-33

    Наш город

    Игра –инсценировка «Путешествие на автобусе»

    Знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. Активизировать словарь.

    Развивать речь, память, восприятие, воображение.

    Воспитывать любовь, интерес к  родному городу.

    М\медиа презентация,альбом о родном городе. Атрибуты для с-р/игры.

    34-35

    Дом и его части

    Пересказ сказки «Теремок»

    Формировать понятие о том, что все люди живут в домах; для чего нужен дом; как его строят; закреплять названия отдельных частей дома.

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, речь.

    Воспитывать творческое отношение к созданию построек, уважение к профессии строителя.

    Картина «Наш город», фотографии различных строений. Конструкторский набор

    Иллюстрации к сказке «Теремок», настольный театр

    36-37

    Домашние животные

    Пересказ м.н.с «Как собака друга искала»

    Продолжать знакомить  детей с классификацией животных (дикие и домашние); закрепить  умение сравнивать,  познакомить с ролью взрослого по уходу за домашними животными; Учить детей пересказывать сказку. Помочь детям сконцентрировать внимание, подготовить их к восприятию текста.

    Развивать внимание, слуховое восприятие, логическую последовательность, память.

    Воспитывать заботливое отношение к животным.

    Картинка- схема. Игрушки: собака, заяц, волк, медведь.

    38-39

    Дикие животные

    «Как звери зимуют». Составление коротких рассказов.

    Обогащать представление детей  о животных; знать их названия, признаки, повадки, чем питаются, где живут; развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость;

     Воспитывать бережное  отношение к животным.                                    

    Картина «Зима в лесу» Предметные картинки с изображением диких животных, частей их тела, жилища животных, схема для составления рассказа.

    40-41

    Транспорт

    Как нам транспорт

    помогает

    Формировать обобщающее понятие по теме. Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их находить существенные признаки и по ним обобщать предметы в одно родовое понятие. Закреплять правильное использование предлогов.

    Развивать речь, мышление, восприятие.

    Воспитывать любознательность, уважение к профессии водителей.

    Картинки по теме, игрушки: автобус, самолёт, мяч.

    42-43

    Правила дорожного движения

    Наш друг-Светофорик

    Продолжать формировать у детей элементарные правила дорожного движения, значение их для жизнедеятельности человека.

    Развивать речь, логическое мышление, память.

    Воспитывать культуру поведения в окружающей обстановке.

    Картины по теме, атрибуты к игре «Автомобили»,

    макет светофора.

    44-45

    Наша армия

    Мой папа - военный

    Дать детям представление о Дне защитника Отечества, учить детей рассказывать о Российской Армии, о воинах, которые охраняют нашу армию, обогатить, активизировать и расширить словарный запас по теме,

     Развивать   навыки  разговорной речи, слуховую память, внимание,

    Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.

    Иллюстрированные книги о Российской армии, альбом о воинах.

    46-47

    Женский день

    Пересказ рассказа «Женский день»

    Закрепить и уточнить знания детей  о празднике 8 Марта;

    - учить детей  отвечать на вопросы педагога, пересказывать рассказ, опираясь   на вопросы;

    - развивать словарь по теме, непроизвольную память, мышление;

    - воспитывать любовь и уважение  к маме, бабушке, сестре.                              

                                                                                           

    Сюжетные картинки по теме, подснежник, цифра 8.

    48-49

    Профессии

    «Всё что делаем - нужно».

    -Закрепить знания детей о  профессиях, активизировать глагольный словарь (продает, разносит, учит, лечит, готовит, водит, охраняет, спасает);

    2-Развивать память, речь, внимание;

    3-Воспитывать уважение к людям любых профессий

    Картинки по теме. Сюжетные картинки о действиях людей (профессий). Атрибуты к с-р/играм

    50-51

    Бытовая техника

    «Наши помощники в доме»-составление рассказа из опыта

    Формировать представления детей о предметах бытовой техники, их значении в быту человека. Познакомить с техникой безопасности при использовании их. Активизировать словарь, словообразование от исходных слов назначения. Учить передавать речевое высказывание из личного опыта по опорным схеме.

    Развивать память, внимание, мышление,речь.

    Воспитывать бережное и осторожное обращение с предметами окружающей обстановки

    Предметные картинки, м\медийная презентация, Игра «Ассоциации»

    52-53

    Рыбы-обитатели аквариума и моря

    Желание для Золотой рыбки

    Познакомить детей с особенностями строения рыб. Дать представления о жизнеобитании рыб, о кормлении и уходе за аквариумными рыбками. Учить передавать высказывания о собственных желаниях, потребностях.

    Развивать любознательность к окружающему миру, логическое мышление, речь

    Воспитывать трудовые навыки через заботу о природе.

    Игрушка Золотая рыбка, аквариум, корм для рыбок.

    54-55

    Весна

    Рассматривание картины «Ранняя весна»

    Уточнить время года,  названия весенних месяцев,  характерные признаки весны; - учить составлять  рассказ по картине по графическому плану,

    -развивать словарь по теме,  память, внимание,  мышление, речь;

    - воспитывать любовь к природе.

    Картина «Ранняя весна»,  сюжетные   картинки по теме.

    56-57

    Насекомые

    Составление рассказа по серии сюжетных картинок

    «Как бабочка летала»

    Познакомить детей  с понятием «насекомые», уточнить названия,  внешние признаки насекомых, способы их питания,  учить внимательно слушать короткий рассказ, отвечать на вопросы и пересказывать рассказ, опираясь на вопросы; -развивать речь, память, внимание, мышление;

    воспитывать  любовь к природе

    Предметные и сюжетные картинки.

    58-59

    Перелетные птицы

    Пересказ рассказа «Скворцы и скворчата»

    Уточнить знания детей о перелётных и зимующих птицах; закрепить понятие – «перелётные, зимующие»  птицы; знать их строение, внешние признаки; уметь сравнивать перелётных и зимующих птиц, закрепление у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы, развивать разговорную речь.Учить наблюдать за объектами природы, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

    -развивать  словарь по теме, память, внимание, речь;

    воспитывать бережное отношение к природе.

    Предметные и сюжетные картинки.Шапочки-птицы для подвижной игры.

    Игра

    «Кормушка-Скворечник»

    60-61

    Домашние птицы

    «История в картинках» составление рассказа по серии картинок

    Закрепить представления детей о классификации птиц. Учить детей составлять описательный рассказ по серии картинок. Активизировать в речи использование предлога «на».

    Развивать мышление, внимание, восприятие,речь.

    Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам, природе.

    Картинки из пособия «Истории в картинках», игрушки-утка с утятами, курица с цыплятами, петух.

    62-63

    Весенние цветы

    «Желтые-пушистые» - пересказ рассказа

    Продолжать знакомить детей с весенними цветами.Закреплять знания о строении растений и необходимых условий для их роста. Учить пересказывать короткий рассказ по предложенному образцу.

    Развивать чувство цвета, память, мышление.

    Воспитывать чувство ценности и бережное отношение к красоте природы.

    64-70

    Итоговая диагностика

    Выявить знания детей, полученные в течение уч/года.

    Диагностический материал

    Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура, аудиотехника, учебно – наглядные пособия (плакаты, картинки, репродукции, схемы, таблицы, инструменты, модели, муляжи, игрушки).

    Список литературы

    Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического  недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО _ ПРЕСС», 2004.

    Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников; Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

    Белошистая А.В. Развивающие занятия с детьми 1 – 2ой коррекционной подготовительной группы. Воспитание и обучение  детей с нарушениями  развития.  М.:«Школьная Пресса». №4. 2003.  

    Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М. «Школа – Пресса». №5 – 2003. Петухова Е.Н. Формирование пространственного  ориентирования у дошкольников с нарушением  интеллекта.

    Воспитатель /№3 /2008.. Занятия по познавательному развитию. «Экскурсия в анатомический музей», «Прогулка по экологической тропе». Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1982.

    Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие.- Воронеж. ТЦ «Учитель», 2004.

    Дошкольная педагогика /Январь/2008. Васильева Т.А. Конспекты интегрированных занятий в логопедической группе для детей с ОНР («Домашние птицы», «Транспорт»).

    Дыбова О.А. Что было до… Игры – путешествия в прошлое. М.: ТЦ «Сфера».2002.

    Жукова Р.А. Развитие речи. Старшая грателей, учителей и родителей./Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. М.: «Баласс», 1999.

    Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно – игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. – СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2008.

    Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2001.

    Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Программа развития».)

    Маркова Л.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002.

    Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3х вып. Вып. 1: Пособие для  логопеда, учителя – дефектолога, воспитателя  /И.А.Морозова, М.А.Пушкарева. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.– (Библиотека логопеда).

    Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 /Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.

    Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий /Под общей ред. С.Г.Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004.

    Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно – методическое  пособие /Под общей редакцией Т.Г.Неретиной. – М.: Баласс, Изд.Дом.РАО, 2004.

    Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с Общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2004

    Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999. «Логопед» Научно – методический журнал. – М.: 2006, № 1.

    Ушакова О.Д. Загадки, считалки, скороговорки. Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2004.

    Худенко Е.Д. Шаховская С.Н, Ткаченко Т.А. Планы – конспекты логопедических занятий по формированию устной речи у детей- М.: РУССИКО, 1995.

    Планируемые промежуточные результаты освоения Программы

    Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

    К шестилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    Интегративное качество «имеющий первичные представления

    о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

    Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его, Знает некоторые государственные праздники.

    Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.

    Интегративное качество «Овладевший универсальными

    предпосылками учебной деятельности»

    Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.

    Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.

    Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение.

    Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.

    Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.

    Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.

    Называет признаки и количество предметов.

    Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.

    Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

    Образовательная область «Коммуникация»

    Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

    Умеет выделять первый звук в слове.

    Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

    С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

    Способы проверки знаний, умений, навыков

    1. Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста в данной группе проводится 2 раза в течение учебного года: в сентябре и мае с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год.

    2.  Диагностика разработана с опорой на тесты и методики Леонтьева, Лурия, Когана, Равенна, Забрамной и других ученых. Уровень развития определяется по 5 критериям: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

    3. Методика на выявление уровня связной речи (лаборатория развития речи под рук. Ф.А.Сохина, О.С. Ушакова) –см. «Развитие речи детей 3-4 лет»- М.:Вентана –Граф,2010

    стр.131-147.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направление работы – Традиционный опыт образования детей с ограниченными возможностями здоровья: эффективность, качество, потенциал.

    Дисграфия –это частичное специфичное нарушение процессов письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи,она является серьезным препятствием в овладении грамотой на...

    ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познание» по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Состав числа 6 Лексическая тема: Дикие животные.Образовательные задачи-Знакомить детей с составом числа 6;- учить расклады­вать число 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять чи...

    Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»

    Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...

    Направления работы ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

    Какая работа проводится по работе с родителями детей с ОВЗ на укрепление здоровья детей....

    Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

    Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...