Направление работы – Традиционный опыт образования детей с ограниченными возможностями здоровья: эффективность, качество, потенциал.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Зотова Светлана Валерьевна

 

Дисграфия –это частичное специфичное нарушение процессов письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи,она является серьезным препятствием в овладении грамотой на самых ранних этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зотова Светлана Валерьевна

ГОУ начальная школа-детский сад № 696

Приморского района Санкт-Петербург

Профилактика дисграфии и дислексии. Из опыта работы учителя-логопеда.

Направление работы – Традиционный опыт образования детей с ограниченными возможностями здоровья: эффективность, качество, потенциал.

Дисграфия –это частичное специфичное нарушение процессов письма. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи,она является серьезным препятствием в овладении грамотой на самых ранних этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

Существуют критерии ограничения дисграфии от незрелости навыков письма, характерной для этапа овладения грамотой. Возникновение специфических ошибок у младших школьников не связано ни со снижением интеллектуального  развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия (частичное специфичное нарушение процесса чтения) и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Обычно они обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка; при органических речевых расстройствах; это также могут быть нарушения восприятия пространства и времени; несформированность произвольной моторики; снижение зрения или слуха; двуязычие в семье; возможно также сочетание  выше указанных причин с умственной недостаточностью; аффективные расстройства психики; в той или иной степени выраженное общее недоразвитие речи; подвижность нервных процессов.

В первом классе ошибки при письме отличаются своей нестандартностью и часто умиляют родителей, но уже к третьему классу положение становится тревожным. К 8-10 годам, когда формируются основные навыки письменной речи, бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли, лишенная логики речь, безграмотное письмо могут указывать на развитие у школьника дисграфии и дислексии т.е. частичного специфического нарушения процессов письма и чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

         К сожалению, очень многие родители, да и учителя по старинке считают ошибки, сделанные ребенком, нелепыми, объясняя их несобранностью, нежеланием учиться. В данном случае происходит подмена причины следствием. Дети, страдающие дисграфией и дислексией, осознают что их речь отличается от речи сверстников. Неудачи постепенно формируют низкий уровень самооценки, школьник становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Постепенно появляются сложности в общении со сверстниками. Ребенок отказывается ходить в школу. Другая крайность – обида на всех окружающих, немотивированная агрессия и аостоянные конфликты с учителями.

      Данные речевые отклонения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. Здесь возникает необходимость в обращении к специалистам, владеющим методиками психологической и логопедической коррекции. Благодаря регулярным занятиям со специалистами, школьник может достичь ощутимых и значительных результатов, и при этом психика ребенка не будет подвергаться стрессам и сверхнагрузкам.

       Актуальность данной проблемы возникает уже в дошкольном возрасте. Очень важно обеспечить своевременную профилактику нарушений чтения и письма у детей, т.к.  в 5-6 летнем возрасте можно почти безошибочно предвидеть будущие школьные затруднения. А это значит, что нет смысла пассивно ожидать появления этих неизбежных трудностей, нужно уже в детском саду постараться сделать все возможное, чтобы их предупредить, чтобы хоть на несколько процентов уменьшить так называемый «риск возникновения дисграфии».

       Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма .Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация выделяет следующие виды дисграфий:

     -артикуляторно-акустическую дисграфию;

     -дисграфию на основе нарушений фонематического    распознавания  (дифференциации фонем);

    - дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

     -аграмматическую дисграфию;

     -оптическую дисграфию.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Направления работы ДОУ с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Какая работа проводится по работе с родителями детей с ОВЗ на укрепление здоровья детей....

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида

В статье раскрывается:понятие психилого-медико-педагогического консилиума;нормативно-правова база;цели;задачи;основные направления деятельности;этапы;документация;виды....

"Образование детей с ограниченными возможностями здоровья : равные возможности - новые перспективы"

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.. ...

«Технология лэпбук- эффективная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

Интерактивные тематические папки - лэпбуки,  представленные в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства, вызва...

Статья на тему: "Педагогические практики инклюзивного образования, работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт и оценка перспектив"

Концепция семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями определяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком и максимальное развити...