Проект «ЧУДЕСА КОНСТРУИРОВАНИЯ»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Борисова Ольга Александровна

«Конструирование как средство коррекции зрительного восприятия

детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«ЧУДЕСА КОНСТРУИРОВАНИЯ»

«Конструирование как средство коррекции зрительного восприятия

детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Подготовила: учитель-дефектолог

                                                                                                                 МБДОУ детский сад № 47

                                                                    Борисова О.А.

г. Новочеркасск

2014-2015 гг.

Нормативно-правовое обеспечение:

Сегодня   сохранение  и  укрепление  здоровья  детей — одна из главных стратегических задач развития страны.

В своей работе я руководствуюсь  следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 64.

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" .

ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». 

Стандарт разработан на основных документах РФ и отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

 В соответствии с требованиями ФГОС коррекционная работа и/или инклюзивное образование должно быть направлено на:

– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

– освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием.

Устав ДОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.

Паспорт проекта:

Участники проекта:  дети, родители, учитель - дефектолог Борисова О.А.
Вид проекта: образовательный
Длительность проекта: долгосрочный (1 год)
База реализации: старшая группа компенсирующей направленности (с нарушением зрения).
Руководитель проекта: учитель - дефектолог Борисова О.А.

Актуальность проекта: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. За последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии. Особое место в детской патологии занимает нарушение зрения. В этой связи весьма актуально становится вопрос о внедрении в практику работы детского сада  здоровьесберегающих  образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на вех его уровнях, когда качественные обучение, развитие и воспитание детей проходят без ущерба их  здоровью и, наоборот, способствуют его укреплению.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения. В современной литературе изложены приёмы коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста в норме. Среди них особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста. Но данная проблема рассмотрена только в теоретическом аспекте, в современной коррекционной литературе не описаны практические рекомендации по организации продуктивной деятельности, в частности, конструирования в целях развития и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В связи с актуальностью проблемы и малой её разработанности темой была выбрана: «Конструирование как средство коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Цель проекта: изучить использование конструирования как средства коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • Определить специфические особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения по коррекции зрительного восприятия.
  • Разработать и апробировать занятия по конструированию с целью коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Гипотеза: конструирование служит эффективным средством коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как обеспечивает целостность, дифференцированность, константность восприятия, кроме того процесс конструирования способствует формированию эталонов цвета, формы, величины.

Этапы реализации проекта:

I этап

 Подготовительный - сентябрь 2014г

II этап

Практический – октябрь 2014г - март 2015г

III этап

Заключительный - апрель-май 2015г.

Содержание деятельности:

I этап

 Подготовительный - сентябрь 2014г.

  1. Изучение  психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Подбор дидактических игр и упражнений по конструированию
  3. Разработка занятий по конструированию.
  4. Подготовка материала для родителей и педагогов.

II этап

Практический –октябрь 2013г - март 2014г.

1.Проведение занятий по конструированию.

Занятие

Цель

Программное содержание

Конструирование

«Починим куклу-неваляшку»

Располагать части куклы в соответствии с их расположением на образце, ориентируясь на цвет, размер.

Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей куклы в соответствии с их расположением на образце, ориентируясь на цвет и размер.

Конструирование

«Делаем мебель для куклы»

Учить детей обследованию предметов, служащих образцом для построек, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях.

Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей мебели в соответствии с их расположением на образце.

Конструирование

«Забор с воротами»

Учить детей обследованию предметов, служащих образцом для построек, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. Учить строить объект, используя дополнительные детали.

Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей забора в соответствии с их расположением на образце. Расположение дополнительных элементов.

Конструирование

«Диванчик и кровать для куклы»

Учить детей обследованию предметов, служащих образцом для построек, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. Учить строить объект, используя дополнительные детали.

Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей дивана и кровати в соответствии с их расположением на образце. Расположение дополнительных элементов.

Конструирование

«Дом для игрушек»

Учить детей обследованию предметов, служащих образцом для построек, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. Учить строить объект, используя дополнительные детали.

Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей дома в соответствии с их расположением на образце. Расположение дополнительных элементов.

Конструирование

«Портрет друга»

Анализ лица человека и его составляющих деталей (глаза, нос, рот, брови, волосы), учить геометрическими фигурами передавать портрет близкого человека с основными особенностями, отражаемыми в цвете и размере.

Анализ лица человека, составляющих деталей, анализ формы и цвета деталей, вырезывание деталей для портрета, расположение вырезанных частей в соответствии с расположением деталей друг относительно друга на образце.

Конструирование

«Мебель для кухни»

Учить детей строить мебель, необходимую на кухне, анализировать части мебели, закрепляя результаты анализа в речевых высказываниях. Учить строить объекты.

Работа по образцу, самостоятельная работа по расположению частей мебели в соответствии с их расположением на образце.

Конструирование

«Гараж для двух машин»

Учить строить объект, предварительно проанализировав размеры, необходимые для постройки.

Работа по предварительному анализу постройки гаража для двух машин – анализируется размер – для двух машин гараж должен быть больше по размеру.

  1. Разработаны условия для  проведения занятий по конструированию.
  • Величина объекта больше 2 - 3 см, цвет: желтый, оранжевый, красный и его оттенки, зеленый.
  • Объект обязательно должен быть в рамочке либо в черной, либо в темно-зеленой.
  • Формы предметов разнообразны.

Условия для демонстрируемого объекта:

  • выбор адекватного фона;
  • выбор оптимального цвета;
  • постоянное использование указки для уточнения;
  • ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
  • педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;
  • объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;
  • непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин;
  • соответствующая освещенность.

 2.Стендовая информация, консультации.

«Значение конструирования  в развитии  зрительного восприятия детей с нарушением зрения. Виды конструирования».

«Коррекционные задачи на занятиях по конструированию. Игры и упражнения».

«Делаем гимнастику для глаз вместе с детьми»

«Использование зрительных тренажеров дома»

«Характеристика зрительных функций»

«Проведение пальминга в домашних условиях».

III этап

Заключительный - апрель-май 2014г.

  • Проведение открытого показа занятия по проекту «Коррекция зрительного восприятия детей с нарушением зрения на занятиях по конструированию»

В процессе реализации проекта, у детей с нарушениями зрения развилась целостность, дифференцированность, константность восприятия, занятия способствовали формированию эталонов цвета, формы, величины.

Таким образом, можно  сделать  вывод об эффективности проведённой работы. Цель достигнута, задачи исследования решены, гипотеза доказана.


Литература.

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7.Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2010.

8.Иванова А. И. «Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва, 2010.

9.Малева З. «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2010.

10.Малева З. «Самоучитель для будущего первоклассника, желающего сохранить зрение к пользе учения», журнал «Здоровье дошкольника, №1, 2009.

11.Подколзина Е. «Ребёнок с нарушением зрения», журнал «Здоровье дошкольника», №1, №3, №4, 2008.

12.Решетнёва Г. «Здоровье ребёнка и общество», журнал «Здоровье дошкольника», №1, 2008.

Интернет-источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Весенние чудеса" (конструирование из бумаги) Старший возраст.

Цель:  развивать мелкую моторику рук.Задачи:Вызвать у детей интерес и желание конструировать поделки из бумаги.Совершенствовать умения детей:v Комбинировать способы конструирования.v Конструирова...

Презентация проекта «Страна чудес - конструирование» (конструктивно-модельная деятельность) для детей старшей группы

Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов.Современные дети живут в эпоху активной информати...

"Чудеса конструирования"

Развивающая и обучающая  авторская программа....

Рабочая учебная программа «Чудеса конструирования» для детей от 4 до 7 лет на 2017/2018 учебный год

laquo;Чудеса конструирования», рассчитанная на детей от 4-х до 7 лет. Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих кубиков Б.П...

Дополнительная программа "Чудеса конструирования"

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...

Проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги»

Проект «Бумажные чудеса. Конструирование из бумаги» предназначен для работы с дошкольниками в области дополнительного образования. В данном проекте рассматриваются различные методики ...

Отчет по кружкой работе "Чудеса конструирования" с трансформируемым ТИКО конструктором

Игры с конструктором Тико позволяют создавать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. развивают разные качества: внимание, память, умение находить зависимости и зак...