От движения к мышлению: Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Балабанова Елена Викторовна

Практичекое пособие по сенсомоторному сопровождению детей с недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delfiny.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования (повышения квалификации)

«Тюменский областной институт развития регионального образования» Кафедра психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья

От движения к мышлению:

Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи

Практическое пособие  для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология

Составитель:

доцент кафедры

психолого-педагогических  технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО,

к.м.н. И.В. Яковлева

Рецензенты:

доцент кафедры теории и практики сестринского дела,

ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава,

к.м.н.   Е.М. Сагадеева,  

доцент кафедры естественно-математического

образования ТОГИРРО,

к.б.н.  Л.П. Костерина

Тюмень 2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета ТОГИРРО

Ответственный редактор:

Кускова М.В., к.пед.н., проректор ТОГИРРО

Составитель:

И.В. Яковлева – к.м.н., доцент кафедры психолого-педагогических технологий

охраны и укрепления здоровья ТОГИРРО

Рецензенты:

Е.М. Сагадеева  – к.м.н.,   доцент кафедры теории и практики сестринского дела, ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава

Л.П. Костерина –  к.б.н., доцент кафедры естественно-математического образования ТОГИРРО,

От движения к мышлению: Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи

Практическое пособие  для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология

Практическое пособие предназначено для слушателей профессиональной переподготовки

050715 – Логопедия и 020400 – Психология  по дисциплинам «Невропатология», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Анатомия и физиология ЦНС»

Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи

Программа “Дельфины”.

В последние десятилетия для всех очевиден рост числа детей с пре- и перинатальными мозговыми дисфункциями, т.е. претерпела существенные изменения вся картина дизонтогенеза речи. В связи с этим ведутся научно-прикладные исследования, направленные на создание комплексного подхода к работе с логопатиями. В нем нейропсихологическая и логопедическая идеология призваны дополнять и интенсифицировать друг друга.

В данной работе, делается акцент на тех патологических механизмах речевого дизонтогенеза, которые отражают дефицитарный и\или несформированный статус конкретных мозговых систем, являющихся базовыми для формирования и нормальной актуализации речи в любом возрасте и при любых нарушениях здоровья. Таковыми являются подкорковые структуры, системы и подсистемы головного мозга. Как показывают многолетние исследования, именно в группе детей с ОВЗ, демонстрирующих в структуре своего заболевания морфо-функциональный дизонтогенез названных образований мозга наблюдается максимальное накопление случаев общего недоразвития речи. На этот контингент детей и ориентировалась работа по созданию, апробации и внедрению предлагаемой коррекционной модели.

Патогномоничным для детей данного контингента является то, что все они в той или иной степени демонстрируют обеднение, искажения и нарушения онтогенеза сенсомоторного репертуара как отдельных систем (ноги, руки, глаза, оральный аппарат и т.д.), так и их взаимодействий. Эта закономерность не случайна, поскольку сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятие, движение, речь и др.) обеспечивается близкими, а подчас – идентичными мозговыми системами и процессами. В онтогенезе они формируются, дифференцируются и интегрируются в строго упорядоченном, иерархизированном режиме. Соответственно порядку формирования  и созревания этих структур и создавалась идеология представляемой коррекционной программы (ее содержание и этапы): от 1) коррекции и оптимизации каждой из систем единого сенсомоторного репертуара ребенка к 2) их функциональной дифференциации и 3) межфункциональной интеграции.

Этот подход, в котором интеграция нейропсихологического и логопедического методов анализа позволяет создать комплексную модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и проблемами речевого развития, основывающуюся на принципе «мишень-патологический механизм», а не на принципе «мишень-дефект», на сегодня является наиболее оптимальным.

Представлена разработанная на базе принципа «замещающего онтогенеза» междисциплинарная, интегративная коррекционная программа по формированию сенсомоторного базиса высших психических функций, ориентированная на детей с различными по причине вариантами недоразвития речи. Естественно, что ее создание основывалось на комплексном психолого-педагогическом исследовании, включавшем как логопедические, так и нейропсихологические методы дифференциальной диагностики и коррекции.Программа “Дельфины” рассчитана на три месяца коррекционной работы. Идеальным является проведение 2-3 занятий в неделю (от 45 минут до часа) и обязательных дополнительных домашних заданий. Однако сроки и количество занятий могут варьироваться в зависимости от индивидуальных характеристик группы. Методика осуществляется в три этапа. В первый месяц занятий дети данного контингента должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный характер. На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом - реципрокными координациями.

В данном изложении программы сознательно представлен не весь спектр упражнений, а лишь те их блоки, которые являются как бы «несущей осью» целостного психолого-педагогического сопровождения. Однако разнообразить репертуар коррекционных упражнений (без утраты их содержания) возможно с помощью обширной логопедической и нейропсихологической литературы (Ф.Ф. Рау, 1968; М.Ф. Фомичева, 1989; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1973; И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, 2001; Т.А. Ткаченко, 2001, А.В. Семенович, 2002 и др.).

Тактика проведения каждого занятия имеет следующую структуру:

первую половину занятия дети выполняют упражнения («Поиграем со своим телом», «Растяжки», «Море», «Пальчиковая гимнастика», «Глазодвигательный праксис», «Артикуляционный праксис») вместе с логопедом,

во второй половине – работают совместно с родителями («Механическая гимнастика для рук»). Однако при индивидуальной работе с детьми, имеющими ОНР, механическую гимнастику для рук целесообразно включить в начало занятия.

Итак, обратимся к описанию конкретных технологий, входящих в программу «Дельфины». Поскольку каждый из блоков присутствует на всех этапах психолого-педагогического воздействия, сочтено возможным их представление в целом: те изменения, которые появляются на каждом последующем этапе, оговорены в тексте. Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений помечаются условным обозначением – (*).

«Поиграем со с своим телом»

Упражнения выполняются стоя, 4-6 раз; эффективным является “озвучение”, проговаривание соответствующих движений (“тик-так”, “кач-кач”, “у-у-у- полетели” и т.п.).

1) «Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по полукругу: положить голову на правое плечо и перекатить на левое, затем наоборот (по часовой стрелке и против).

2) «Качели». Острожные наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается «кач-кач».

3) «Часы». Неторопливые наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «тик-так». Все эти упражнения выполняются в положении – руки на поясе.(*)

4) «Плечи прыгают». Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: «прыг-скок». На 2-ом и 3-ем этапах программы упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч (одно поднимается вверх, другое – вниз).

5) «Мельница». Синхронное вращение прямых рук вперед и назад. На следующих этапах добавляется реципрокное (разнонаправленное) вращение (одна рука идет по кругу вверх, другая – вниз).

6) «Кощей». Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях, зафиксировать плечи и максимально свободно поболтать ими, «как будто Кощей костями трясет». (*)

7) «Карусели». Синхронное, однонаправленное вращение обеих согнутых в локтях рук (плечи зафиксированы, кисти опущены вниз) сначала по часовой стрелке, потом – против.

8) Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. На 2-ом и 3-ем этапах в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.

9) «Ручки уронили». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз («бах!»), т.е. скинуть напряжение.(*).

10) «Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем – влево-вправо. (*)

При выполнении следующей группы упражнений (*) можно одной рукой держаться за стул.

11) Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.

12) Из того же положения – раскачивание прямых ног в бедре вперед-назад, сначала одной ногой, затем другой. Носок тянуть на себя.

13) Аналогично – зафиксировать бедро в горизонтальном согнутом на 90° положении: поочередное вращение и раскачивание ног в коленных, а затем – в голеностопных суставах.

II. Растяжки рук.

Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Эти упражнения не претерпевают изменений на втором и третьем этапах.

1) Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.

2) Взять правой рукой за локоть прямую левую руку и тянуть ее руку вправо, то же – с правой рукой.

3) Соединить пальцы домиком и надавливать друг на друга; то же по 1 паре пальцев.

4) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по 1 паре пальцев.

III. «Море».

Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз. Данная игра не претерпевает изменений на втором и третьем этапах.

Сценарий:

а) «На море плещутся волны: маленькие и

б) большие. Вот такие!

в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.

г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.

д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!

е) Один нырнул, а другой вынырнул.

ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А на встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.

з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.

и) Ну-ка показали все ножки-осминожки.

й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!».

Расшифровка сценария:

а) Одна рука на поясе, другая – на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.

б) Руки в замке на уровне груди «рисуют» в воздухе большую волну горизонтально полу.

в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед.

г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед.

д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы  выполняют синхронные волнообразные движения вперед.

е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед.

ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.

з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.

и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.

й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

IV. Пальчиковая гимнастика.

Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры.

1) «Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди.  Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают («здороваются») друг на друга: 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2. Сначала работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: «Здравствуй пальчик» или «Здравствуй большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик».

На 2-м и 3-ем этапе движения носят реципрокный (разнонаправленный) характер:

а) попеременно «здороваются» то 1 и 2 палец правой руки, то – левой; то же с остальными парами пальцев;

б) одновременно «здороваются» 1 и 2 палец правой руки и 1 и 5 – левой (т.е. пальцы одной руки «приветствуют» друг друга от мизинца к большому пальцу, а другой – от большого к мизинцу).

2) «Ладушки». Русский народный вариант игры желательно проводить вместе с проговариванием стихотворений. На 2-ом и 3-ем этапе можно добавить к известным движениям хлопки “локоть о локоть” или “нога о ногу”.

3) «Змейки» Ребенок смотрит на свои руки и совершает волнообразные движения пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Сначала «змею» изображает большой палец ведущей руки, остальные пальцы в кулаке, затем подключается указательный и так далее, пока вся кисть не будет совершать волнообразные движения пальцами. Это можно сопровождать любыми шипящими  звуками. На 2-м и 3-ем этапах данное упражнение усложняется реципрокным характером выполнения (варианты аналогичны упражнению «пальчики здороваются»).

4) «Крестики». Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.

5) «Ножницы». Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно.

6) «Щелчки». Щелканье пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе. На 2-м и 3-ем этапах во всех упражнениях добавляется двуручное попеременное выполнение. Движения пальцами сопровождаются цоканьем языка, приговариванием: «чик-чик» и т.п.

7) «Клешня краба». Средний палец накладывается на указательный и зажимает его, безымянный кладется на средний, мизинец на безымянный. Затем соединить большой палец со скрещенной комбинацией из пальцев и получается клешня краба. Сначала одна, затем другая «клешня», а потом обе одновременно хватают все вокруг. На следующих этапах двуручное «кусание» выполняется попеременно. Движения пальцами можно сопровождать любыми звуками, которые ассоциируются у ребенка с «крабом».

V. «Глазодвигательный праксис»

Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале (середине) 2-го этапа. Каждое задание выполняется стоя, 2-3 раза, очень медленно и тщательно; иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем – сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо предмета (например, игрушки или яркого шарика, надетого на палочку). Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, перемещающего предмет, затем – за своей рукой, направляемой взрослым, наконец – перемещает предмет сам. Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом – другой, потом – обеими вместе. Необходимо внимательно следить за плавностью движения взгляда ребенка и его стабильном удержании на предмете.

1) На несколько секунд широко открыть глаза, затем сильно зажмурить и поморгать.(*)

2) Следить глазами за двигающимся предметом: вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, к себе (к переносице) и от себя. Упражнения выполняются на  расстоянии: а) вытянутой руки; б) локтя; в) 10 -15 см от глаз. (*)

3) Прямые руки сложены в замок и вытянуты перед собой, большие пальцы подняты вверх. Движения глаз сочетаются с одновременным поворотом рук в ту же сторону. Затем – на 3-ем этапе – отрабатываются разнонаправленные движения рук и глаз.

4) Слежение за предметом, «рисующим в воздухе» различные геометрические фигуры, знак бесконечности, волны, буквы, цифры и т.п.(*)

VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия» Все упражнения выполняются стоя, по 4-6 раз.  В этот цикл логопедической гимнастики можно вставлять и другие артикуляционные упражнения. Когда они начинают сочетаться с глазодвигательными этюдами, их следует делать 2-3 раза.

Упражнения для стабилизации дыхания.

В начале цикла целесообразно сформировать у ребенка «правильное дыхание» в положении «лежа на спине», многократно описанное и канонизированное в разнообразных литературных источниках.

1). «Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках («вырос цветок») – глубокий вдох носом; при этом слегка надуть животик как шарик. Медленно и нежно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки («распустился цветок») – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.(*)

2). «Ветер». Руки на поясе.

Сценарий:

«Наступила зима (лето, осень, весна).

а) Стало холодно (тепло).

б) Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер».

Расшифровка сценария:  

а) Сильный вдох носом.

б) Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.(*)

Упражнения для челюсти

1) «Трусливый птенчик». Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти – на уровне плеч собраны в кулак и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок – «птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта.(*)

2) а) Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Двигать нижней челюстью вперед-назад и одновременно вытягивать и возвращать в исходное положение руки.

б) Одна рука согнута в локте на уровне груди параллельно полу, другая – вытянута в том же направлении. Двигать челюстью вправо-влево и перемещать руки в ту сторону, что и челюсть.

в) Руки на поясе. Круговые движения челюстью.

Во всех упражнениях на 2-ом этапе присоединяется разнонаправленное движение челюсти и рук. На 3-ем – движения челюсти и рук синхронизируются сначала с однонаправленными движениями глаз, затем – с разнонаправленными.

Упражнения для губ.

1) Покусывание и почесывание губ зубами.(*)

2) «Улыбка-трубочка». Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и  руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки – в стороны.(*)

3) «Пятачок». Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы. На 2-ом этапе присоединяются разнонаправленные движения губ и рук. На 3-ем – они синхронизируются с однонаправленными, затем – с разнонаправленными движениями глаз.

4) «Рыбки разговаривают».

а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе.

б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «поцелуя».(*)

5) «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.(*)

Упражнения для щек.

Покусывать, похлопывать и растирать щеки.(*)

«Хомяк».

Сценарий:

а) «Хомяк идет по лесу. Вот такой он сытый, а такой – голодный.

б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.

в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так».

Расшифровка сценария:

а) Дети шагают с закрытым ртом. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки  и прижимают руки к животу.

б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На 2-ом этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На 3-ем - присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз.

в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для языка.

1. «Язык-путешественник». Если какие-то этапы представления сказки «Язык – путешественник» вызывают затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно.

Сценарий:

а) «Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.

б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.

в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел и слизал остатки варенья с верхней губы. Вот так!

г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач.

д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так.

е) Решил  поиграть в стрелочки, вот так.

ж) Замерз язычок и чтобы согреться стал прыгать и цокать как лошадка, вот так.

з) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятал.

и) Покусал, почесал себя, чтобы не замерзнуть, вот так!

й) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой, обедать и спать».

Расшифровка сценария:

а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.

б) Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.

в) Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.(*)

г) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы), параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На 2-ом этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на 3-ем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).

д) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На 2-3 этапах дополнения те же, что и в (г).

е) Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом - на поясе. Это упражнение проводится сначала с ведущей рукой, потом не ведущей, затем – с обеими. На 2-ом этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык – вверх, рука – вниз; язык – влево, рука – вправо и т.д. На 3-ем этапе отработанные выше глазодвигательные этюды выполняются сначала однонаправлено с движениями рук, а затем – реципрокно.

ж) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.

з) С силой (до боли) выкидывать 8-10 раз язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим, сжатые в локтях руки, выбрасывать вперед и выпрямлять их.

и) Сначала кусать, а потом чесать язык зубами (от самого кончика до середины). Руки на поясе.

й) Цокать, стоя на месте, руки на поясе. Это упражнение проводится второй раз для контроля. Если ребенок в конце цокает звонче, громче и сильнее, значит, он качественно выполнил все упражнения, т.е. достигнут отчетливый положительный эффект.(*)

VII. Механическая гимнастика для рук

Механическая гимнастика (пассивный массаж) выполняется взрослым, хотя со временем можно и полезно научить ребенка самостоятельному ее использованию. При этом для достижения большего эффекта можно дополнить ее аналогичными манипуляциями с ногами ребенка. Эти упражнения неизменны на всех этапах программы «Дельфины». Напомним, что в групповых условиях данный цикл проводится в конце каждого занятия, а в индивидуальных (или в более грубых случаях) – полезно именно с механической гимнастики начинать взаимодействие с ребенком. Задание проводится сначала с ведущей рукой, потом – с неведущей.

Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств: жестких и мягких щеточек, горячих и холодных предметов, мягких и колючих шариков и специальных массажеров, тканей различной фактуры и т.п.

Ребенок садится напротив взрослого с засученными по локоть рукавами. Взрослый проводит, например, жесткой зубной щеткой вперед-назад по внутренней стороне его руки (от кисти и до локтевого сгиба; затем берет мягкую пушистую кисточку и делает то же самое. Так на контрасте (мягко-жестко, лед-тепло, шершавое-гладкое, сухое-мокрое и т. д.) оптимизируется тактильная чувствительность рук. Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощущения, ему можно предложить игру «Угадай, что я нарисовала на руке?» (геометрические фигуры, цифры, буквы, образы) и «Чем я дотронулась?» (щеткой, кистью, льдом).

Подобная работа проводится и с ладонями ребенка. Грубой (мягкой) щеткой проводятся вертикальные, горизонтальные и круговые линии по ладони. Далее растирается каждый палец, начиная с большого и кончая мизинцем; особое внимание концентрируется на подушечках пальчиков. Это упражнение хорошо сочетать с рассказом сказок типа «Сорока-белобока».

На следующем этапе механической гимнастики для рук, мы прибегаем к помощи маленьких мягких и твердых шариков с шипами в сочетании с игровой ситуацией про доброго и злого ежика. Взрослый катает мягкий шарик с шипами по правой и левой ладошкам ребенка, затем ребенок катает «доброго ежика» сам между своими ладошками. То же проводится с колючим шипованным шариком  («злой ежик»). Прокатываем «ежиков» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаемся на подушечке каждого пальчика.

Заканчивается механическая гимнастика пассивной разминкой пальцев. Вначале разминаются и растираются (поглаживаются, пощипываются и т.д.) ладонь и пальцы (особенно подушечки и ногтевые пластины). Затем взрослый берет поочередно каждый палец ребенка и совершает волнообразные движения пальцем так, чтобы каждый фаланг мягко и плавно сгибался. Если в пальчиках чувствуется сопротивление и напряжение (повышенный тонус), вернитесь к поглаживанию и встряхиванию рук. Попросите детей представить, вспомнить нечто очень приятное, комфортное или сами расскажите им о чем-нибудь хорошем, расслабляющем. Со временем вы добьетесь плавности и мягкости движений.

*    *    *

Всем известно, что двух абсолютно одинаковых групп не бывает. Поэтому описание предлагаемой междисциплинарной технологии дано в «усредненном» варианте. Каждый располагает собственным опытом, позволяющим творчески обогатить и дополнить описываемый метод, естественно, без утраты его содержания и структуры. Возможно, какие-то разделы программы потребуют в реальной группе детей более углубленной проработки, а другие, напротив, будут освоены с опережением. Так, в частности, в более грубых случаях нарушений развития, данная программа с необходимостью потребует включения на первом этапе обширного спектра нейропсихологических технологий, направленных на формирование и расширение общего сенсомоторного репертуара ребенка.

Представляется важным транслировать именно идеологию данного подхода к психолого-педагогическому сопровождению детей с нарушениями психофизического развития, поскольку многолетний опыт позволяет высоко оценить его эффективность. По окончании описываемого цикла упражнений у большинства детей улучшается качество игровой, учебной, изобразительной деятельности, конструирования, устной и письменной речи.

Программа «Дельфины» ориентирована на формирование, коррекцию и профилактику базового сенсомоторного уровня речи, которое невозможно без соответствующей интенсификации функций движения, восприятия, памяти и элиминации вышеперечисленных патологических и препатологических знаков. Подчеркнем еще раз, что таковые являются, в первую очередь, следствием одного и того же нейропсихологического радикала: недостаточности подкорковых образований мозга, вторично приводящих к задержке и/или нарушению онтогенеза межполушарных взаимодействий. Опыт показывает, что широкое внедрение в коррекционно-развивающую практику валидно и эффективно в принципе, как начальный период психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии.

Намеренное сосредоточение на описании программы «Дельфины» предполагает вынос за скобки многочисленных видов работы с другими психическими функциями (предметное, цветовое, пространственное восприятие, рисунок двумя руками, лепка, конструирование, лото, ролевые игры и т.п.), которая должна быть с неизбежностью включена в любой коррекционный (профилактический или абилитационный) процесс. Эти формы работы в рамках обсуждаемого психолого-педагогического цикла должны быть включены в другие разделы («домашних заданий», программы дополнительного образования и т.д.).

Акцент на этом непреложном факте необходим, поскольку нередко встречается мнение, что можно и нужно сначала отработать исключительно базовые сенсомоторные аспекты, а уже потом переходить к более высоким когнитивным уровням организации психической деятельности ребенка. Эта позиция неверна и некорректна методологически. Интеграция сенсомоторных актуализаций ребенка – фундамент его психического развития. Но в том возрасте, когда дети в массе своей приходят за помощью к специалисту – педагогу, логопеду или психологу, наиболее сенситивными являются у них как раз достаточно высокие этажи познавательных процессов. Массированное, но изолированное воздействие исключительно на сенсомоторный уровень может привести к постепенному обкрадыванию этих иерархически более высокоорганизованных форм их психической деятельности.

Лишь единовременное и организованное по принципу единства мозговой организации воздействие на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его возрасту) приводит не только к преодолению имеющегося дефицита, но к консолидирующему эффекту. Другой вопрос, что удельный вес таких психолого-педагогических технологий как «Дельфины», на первых этапах коррекции должен быть наиболее представительным.

В контексте коррекционной работы принципиально, что сформировавшийся на уровне «языка тела» интегративный сенсомоторный базис обнаруживает свое активирующее влияние на аналогичные речевые структуры: наблюдается внешне «спонтанный» дебют адекватной речевой деятельности. Дальнейшее наращивание и автоматизация этого сформированного потенциала дает возможность эффективной логопедической работы с вышележащими уровнями речевого процесса: фонетическим, лексическим, грамматическим и синтаксическим.

Тест по теме: Сенсомоторное сопровождение детей с недоразвитием речи

  1. Какие  конкретные мозговые системы, являются базовыми для формирования и нормальной актуализации речи в любом возрасте и при любых нарушениях здоровья?

А. подкорковые структуры, системы и подсистемы головного мозга

Б. сенсомоторная зона коры головного мозга

  1. Верно ли утверждение, что можно и нужно сначала отработать исключительно базовые сенсомоторные аспекты, а уже потом переходить к более высоким когнитивным уровням организации психической деятельности ребенка?

А. неверно

Б. верно

  1. На каком этапе все отрабатываемые движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) приобретают реципрокный характер.

А.  на начальном этапе

Б.  на втором

В.  на втором и заключительном этапах

Список использованной литературы

  1. Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Полиграф сервис, 2001.
  2. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери [Текст]  / Д.В. Винникотт – Пер. с англ. Н.М. Падалко. – Независимая фирма «Класс», 1998.
  3. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В.И. Гарбузов.– Л.: Медицина, 1990.– 176 с.
  4. Дорошкевич, М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: (Мед.-пед. анализ механизма развития и рекомендации по профилактике): Учеб. пособие для студентов пед. специальностей высш. учеб. заведений [Текст] / М.П. Дорошкевич, В.В. Калюжный. – Мн.: Беларусь, 2004.– 203 с.
  5. Ефимов, О.И.Школьные проблемы. Для умных родителей, педагогов и врачей [Текст] / О.И. Ефимов. – СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004.– 288 с.
  6. Бердова, О.С. Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната  IIIV вида. [Текст] // О.С. Бердова –  Коррекционная педагогика –№4(34),– 2009.– С. 25-28
  7. Ратнер, А.Ю. Нарушения мозгового кровообращения у детей. [Текст] / А.Ю. Ратнер.–  Издательство Казанского университета, 1983. – 144 с.
  8. Семенович, А.В. Ланина, Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции общего недоразвития речи [Текст] // А.В. Семенович, Т.Н. Ланина. – Практическая психология и логопедия, 2 (9), 2004. – С. 19-27.
  9. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина – Ярославль: Академия развития, 2002.
  10. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., Генезис, 2001.
  11. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  12. Ленченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи

Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи        Рекомендации для работы с детьми...

Направления коррекционной работы по развитию логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие логического мышления имеет свои особенно...

Особенности развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В современной практике развития и обучения детей дошкольного возраста широко используются тетради с печатной основой (рабочие тетради), которые на наш взгляд ограничивают деятельность дошкольников: об...

Развитие связной речи у детей с недоразвитием речи

Консультация для педагогов коррекционных учреждений...

От движения к мышлению: Немедикаментозная коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Методические рекомендации по немедикаментозной коррекция детей с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)....

Особенности развития вербального (словесно-логического) мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Статья посвящена такой непростой  теме, как развитие вербального мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющих различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено ф...

Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»

Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...