Развитие связной речи у детей с недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Елистратова Ольга Анатольевна

Консультация для педагогов коррекционных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_syaznoy_rechi.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной  речи  у  детей с общим недоразвитием речи».

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Необходимость развития грамматического строя речи — залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»).

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.  Связная  речь- это особая сложная  форма коммуникативной  деятельности . У детей   с ОНР эта форма самостоятельно не  формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие ОНР, затрудняются  строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают  события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая  речь хаотична, бедна выразительностью оформления высказываний, встречаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. В.К. Воробьёва, считает, что владение отдельными предложениями, не  даёт ребёнку возможность перейти к связному высказыванию.  Построению текста, нужно учит, так же как и к построению предложений.

Коррекционная работа направляется в  первую очередь на  создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая развёртка, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.    

Начинать  работу  нужно по этапам.

Первый этап. «Стихийное» формирование связной речи. Стихийность заключается  в порождении связного высказывания, без опоры на  знания  правил, как  получится. На  качество высказывания на этом  этапе не обращают. Так как основная  задача  на этом  этапе - развитие мотивоционной стороны речевой деятельности и в потребности в связном  сообщении. Ребёнок должен говорить и не  бояться высказывать своё мнение.

Мотивы. 1.Познавательные.  Желание  узнать новое, найти ответ, обмен впечатлениями.

2.Личностные. Признание педагогом, сверстниками, повышение  самооценки.

Виды  заданий на этом  этапе.

1.Игры на восстановление порядка серии картинок, с последующим составлением рассказа.

2.Игра « Пропавшая картинка» (описать пропавшую картину)

3.Игра «Кто быстрее?»  на нахождение ошибки и восстановление деформированного  порядка элементов серии картинок.

4.Эвристические игры. Выбрать недостающие картинки из ряда предложенных.      

5.Игры на воображение. Придумать небольшой рассказ с опорой  на  наглядность.   Мимикой или  жестами, что-то показывать - другие  выясняют, что это.

7. «Абсурды». Найти неподходящие изображения в схеме и заменить их по смыслу.

Второй этап. Формирование учебных действий , анализ построения текста с выделением правил его организации.    

Чтение рассказа. Выбор картинок к рассказу. Расположение картинок по порядку. Заполнение схемы.                            

 Важно анализ построения текста проводить совместно с детьми. Дети находят одинаковые предметные картинки и при этом, важно обозначить их функциональную значимость – этим  словом  определяется связь предложений.    Текст представляется, как  на слух  так и печатно. Этап формирования на основе применения изученных правил, строится  по принципу  от простого к  сложному.

Усложнение заданий может быть по степени лексических компонентов и по графической схеме.

1.Закончить рассказ методом добавления одного предложения с опорой на предметные картинки или модель текста.

2.Составить рассказ по готовой предметно-графической записи; вставить пропущенное высказывание в схеме (может с текстом, может без текста).

3. Самостоятельное составление рассказа  по серии картинок.

На этом  этапе оценивается  качество построения связной речи.

4.Заменить в готовой предметно-графической схеме одинаковые предметные изображения, на другие , чтобы  поменялся  смысл рассказа.

5. Самостоятельно  графически изобразить, прослушенный рассказ. Начинать с 5-6 предложений.

 

 

Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

В педагогике существует много игр и методик  по развитию грамматического строя речи. Подробнее я остановилась на  методике В.К.Воробьёвой «составление рассказа по цепной организации».

Зная, о том, что дети с трудом  составляют рассказы, я модифицировала методику В.К. Воробьёвой и оформила наглядное пособие: « От картинки к  картинке».   Благодаря этому  пособию, ребёнок плавно осуществляет переход мысли от картинки  к  картинке. Переход от одного предложения  к другому, составляет «цепной рассказ». Эта цепочка постепенно выстраивается в  алгоритм речемыслительной деятельности у детей. Очень  важно, чтобы «наглядный материал» был разработан с учётом способностей  и возможностей у детей. Представление графического плана даёт подсказку детям и подталкивает их к тому, что надо сосредоточиться, мысленно собраться и осуществить речемыслительную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...

Бояринова Е.А., Сомова Н.И. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в процессе познавательно – исследовательской деятельности программа

       Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. В процессе эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойст...

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Содержание данной статьи отражает суть использования сказки в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Статья : "Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи."

Статья освещает, что развитие связной речи у детей с ОНР происходит в повседневной жизни, на занятиях с логопедом и с участием родителей и воспитателей. Она подчеркивает, что овладение связными формам...