Статья : "Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи."
статья по логопедии (подготовительная группа)

Дырул Марина Олеговна

Статья освещает, что развитие связной речи у детей с ОНР происходит в повседневной жизни, на занятиях с логопедом и с участием родителей и воспитателей. Она подчеркивает, что овладение связными формами высказывания у детей с нарушениями развития является сложным и длительным процессом, требующим грамотного педагогического воздействия и руководства. Статья также предлагает универсальные методики работы с картинами для развития речи у детей, включая способы работы с лексикой, ответами на вопросы, составления рассказов и т.д.

Ключевые слова: связная речь, развитие, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, логопедическая работа.


Семья
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили?
Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.

М. Шварц 

С сайта: https://www.romanticcollection.ru/relation/family/stihi-pro-semyu
RomanticCollection.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyrul_statya.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация. Статья освещает, что развитие связной речи у детей с ОНР происходит в повседневной жизни, на занятиях с логопедом и с участием родителей и воспитателей. Она подчеркивает, что овладение связными формами высказывания у детей с нарушениями развития является сложным и длительным процессом, требующим грамотного педагогического воздействия и руководства. Статья также предлагает универсальные методики работы с картинами для развития речи у детей, включая способы работы с лексикой, ответами на вопросы, составления рассказов и т.д.

Ключевые слова: связная речь, развитие, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, логопедическая работа.

В последние годы наблюдается значительный прирост количества детей с задержкой развития речи и ограниченным словарным запасом. Стоит отметить, что нарушения устной речи сказываются и на письменной речи детей, особенно это хорошо заметно у детей с общими нарушениями развития (ОНР).

Возможность выражения и понимания смысла речи определяется связью слов в предложении. Поэтому построение грамматически верных предложений является важным этапом формирования речи у детей с нарушениями. Развитие речи возникает при наличии определенных биологических предпосылок, в первую очередь при нормальном функционировании центральной нервной системы. Однако речь также представляет собой важную социальную функцию, поэтому для ее развития необходимо общение ребенка с взрослыми, особенно с матерью.

Развитие связной речи у детей с ОНР происходит в повседневной жизни, на занятиях с логопедом, а также с участием воспитателей и родителей. Из этого можно сделать вывод, что овладение связными формами высказывания для детей с ОНР является сложным и длительным процессом, требующим грамотного педагогического воздействия и руководства.

Если дети владеют простой разговорной речью, их словарный запас включает достаточное количество слов повседневной лексики. Размер понимаемой речи приближается к норме для их возраста. Дети могут рассказывать о себе, своих друзьях и интересных ситуациях из своего опыта.

Одним из необходимых условий для дальнейшего развития ребенка является формирование мотивации к общению и желание рассказать о себе, своих друзьях и наблюдениях из жизни. В процессе логопедических занятий рекомендуется создавать ситуации, которые бы подстегивали потребность в высказываниях, мотивировали ребенка к самостоятельному общению и желанию поделиться своими впечатлениями. Речевой мотив должен лежать в основе высказывания ребенка.

Универсальные методики работы с картинами разработала и предложила Е.А. Кленяева [1]. Она представила следующие методические способы при работе с картинами: способ словарной работы, способ предварительного рассмотрения картин, способ ответа на вопросы по содержанию картин, способ повторения рассказа, составленного логопедом, в соответствии с ответами детей на вопросы, способ составления рассказа по представлению, способ составления рассказа по плану, данному логопедом, и способ самостоятельного составления рассказа детьми по картинке.

В старшем дошкольном возрасте детям требуется усложнять работу по обучению связной речи, поэтому на последующих этапах рекомендуется составлять рассказы по сериям сюжетных картинок. Постепенно усложняется работа по обучению пересказа.

Структура занятия по обучению составлению рассказов на основе сюжетных картин включает две части: первая — организация восприятия содержания картины детьми, вторая — процесс рассказывания (составления рассказа).

Важно отметить, что качество детских рассказов, то есть продуктивность второй части занятия, в значительной степени зависит от глубокого понимания и осознания картины детьми, что обеспечивается продуманной и тщательной первой частью.

Так, возникает необходимость организовать восприятие содержания сюжетной картины в старшем дошкольном возрасте, начав с анализа ее названия. Например, «Праздник на лесной полянке». С целью помощи старшим дошкольникам в передаче своих впечатлений от первичного восприятия картины, педагог может задать следующие вопросы: «Почему, по вашему мнению, эта картина называется именно так? — Как бы вы назвали ее по-другому? Почему?». Такие вопросы дают возможность оценить картину в целом, а затем перейти к ее более детальному рассмотрению.

Чтобы активизировать умственную и речевую деятельность дошкольников, важно обращаться к их собственному сознанию, включать их в диалог по теме занятия, проводить лексико-грамматические упражнения. Вопросы, которые предусматривают аналитические идеи и умение самостоятельно строить суждения, являются уместными.

Развитие речи дошкольника требует развернутого ответа, который становится естественным результатом интеллектуальной активности. Ребенок выражает свое мнение, формулируя его с помощью речевых средств, наиболее полно передающих его замысел.

Для эффективного восприятия содержания сюжетной картины детьми помимо вопросов можно использовать следующие приемы:

а) игровые логические и творческие задания, такие как "выход за пределы изображенного";

б) диалоги, позволяющие дошкольнику описать сюжет, изображенный на картине;

в) беседу по сюжету картины;

г) перевоплощение, то есть вхождение в образ;

д) изображение пантомимой сюжета картины;

е) рассказ от имени одного из персонажей картины;

ж) составление загадок, рифмовок;

з) игры-драматизации и т.д [2].

На втором этапе обучения старших дошкольников с ОНР составлению рассказов по сюжетным картинам можно предложить картину поэлементно (разбитую на части) и позволить ребенку увидеть логическую структуру рассказа (начало, завязка, основная часть, кульминация, развязка) и представить планирование своего высказывания.

Такой подход также способствует формированию таких качеств речи, как плавность, связность, логичность. На занятии детям предлагается рассматривать элементы сюжетной картины не все сразу, а по одной части.

Второй способ обучения составлению рассказа по сюжетным картинам заключается в одновременном представлении детям всех картинок, которые они сами должны разместить в логической последовательности. Затем занятие планируется по стандартной схеме: последовательное рассмотрение каждой картинки и составление рассказов.

Условия третьего способа предусматривают открытие только трех первых картин, последняя остается закрытой. Первая часть занятия предполагает коллективные творческие фантазии детей относительно начала рассказа. Затем постепенно открываются оставшиеся картинки и составляются рассказы. На таких занятиях педагог активно корректирует связную речь детей. Старших дошкольников с ОНР обучают рассказыванию каждой структурной части рассказа отдельно (начало, основная часть и заключение). Они учатся подбирать к каждой части разные варианты начала, разные концовки или же только основную часть, изменяя сюжет рассказа или используя других персонажей и т.д. В результате дети, с помощью педагога, составляют связный рассказ по сюжетной картинке. На последующих занятиях данная работа закрепляется, и старшим дошкольникам предлагаются новые серии сюжетных картин для составления рассказов.

В заключение, из опыта работы следует отметить значительные улучшения эмоционального состояния и желания общаться у детей, которые участвовали в данной работе, что приводит к развитию связной речи. Также наблюдается усиление коммуникации, сокращение ошибок в диалогах и окончаниях фраз, а высказывания стали гораздо более точными. Неотъемлемым результатом работы становится расширение словарного запаса и повышение использования фразеологических оборотов.

Библиографический список

1. Кленяева, Е. А. Изучение нарушений связной речи у дошкольников с ОНР / Е. А. Кленяева // В сборнике: Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения. — 2018. — С. 103–106.

2. Устюгова, И. А. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И. А. Устюгова, Т. В. Сазанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97527/ (дата обращения: 04.04.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: "Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"

Цель педагогического совета: создание информациооного пространства для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...

Статья. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи.

Рекомендации по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ОНР, можно использовать с дошкольниками и младшими дошкольниками....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе детского сада

В данной разработке представлены 2 конспета  НОД по лексическим темам: "Осень( овощи и фрукты)" и "Цветы".Они предназначены для учителей-логопедов ДОУ,работающих в группах ком...