Рассматривание сюжетной картины как средство развития чувственного опыта у детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Занятие для детей с нарушенным зрением старшего дошкольного возраста по развитию зрительного восприятия по теме: "Развитие восприятия сюжетного изображения с элементами моделирования" (из опыта работы тифлопедагога).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lukyanenko_ea_prezent_syuzhetnoi_kartiny.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Рассматривание сюжетной картины как средство развития чувственного опыта у детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения Автор : учитель – дефектолог (тифлопедагог) высшей категории Лукьяненко Елена Антоновна

Слайд 2

Для художественно-эстетического воспитания детей и развития их чувственного восприятия большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства Наиболее доступной является возможность знакомить детей с живописными произведениями, их жанрами – портретом, натюрмортом, пейзажем, бытовым, историческим, батальным, мифологическим и т. п., используя для этого репродукции высокохудожественных картин

Слайд 3

И. Шишкин, К. Савицкий «Утро в сосновом лесу» А. Саврасов «Грачи прилетели»

Слайд 4

И. Левитан «Золотая осень» В. Васнецов «Богатыри»

Слайд 5

Для полноценного восприятия художественного произведения детьми, необходим запас наблюдений, опыт положительно-активного отношения к окружающему, умение рассматривать картину Ввиду чего педагогическую работу по ознакомлению детей с живописью следует начинать с организации первоначального чувственного познания, с обучения рассматривания, например, сюжетной картины В основе рассматривания сюжетной картины лежит восприятие детьми окружающей жизни Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей

Слайд 6

У детей с нарушениями зрения имеются особенности в восприятии картины, которые важно учитывать : 1). Рассеянное внимание. Дети быстро рассматривают и ничего не видят, т.е. не умеют видеть ; 2). Уменьшена скорость восприятия ; 3). Сложно воспринимают картину, не видят второй и третий планы, перспективу . Всё это должно соблюдаться при работе с картиной

Слайд 7

В процессе рассматривания картины учим : Выделять, узнавать и называть объекты на двух-, трёх- плановых картинах ; Целостно воспринимать и описывать персонажей картины (мимика, эмоциональное состояние, жесты, позы, характер движения, действия героев) ; Определять взаимное расположение объектов картины ; Воспринимать и описывать сюжет по плану : время, место события, что происходит ; Устанавливать причинно-следственные связи на основе осмысления воспринятого с привлечением опыта детей .

Слайд 8

Из опыта работы : с детьми старшего дошкольного возраста накануне Нового года рассматривалась картина «Новый год, Новый год – это радость и восторг». Картина была актуальна, и у детей имелся опыт чувственного переживания этого праздника.

Слайд 9

Чтобы вызвать интерес к рассматриванию картины, детям было прочитано стихотворение : «За что люблю я Новый год ? Конечно же – за ёлку, За скользкий и блестящий лёд, за чистый воздух колкий. Ещё за то, что на стекле – волшебные узоры…»

Слайд 10

При рассматривании картины дети выясняют : О чём рассказывает художник ; Как художник назвал эту картину ; Чем заняты персонажи, их действия ; Где происходит действие. Доказывают свои предположения ; Определяют, какое время года. Подробно рассматривают признаки этого времени года ; Обращают внимание на возраст персонажей, на выражение их лиц, на позы ; Определяют время суток (тени, блики, освещенность) ; В какой гамме написана картина (теплая, холодная), доказывают, почему они так думают, называя цвета и оттенки, в которых выполнена картина .

Слайд 11

В ходе рассматривания картины, для развития чувственного опыта и творческого воображения, были использованы элементы ТРИЗ : Что было до того момента, который изображён на картине (ответы детей : «Наряжали ёлку, украшали дом», «Учили стихотворения, песни про Новый год», «Писали письмо Деду Морозу») ; Что было после того момента, который изображён на картине (ответы детей : «Неожиданно за окном увидели Деда Мороза и очень обрадовались», «Получили подарки от Деда Мороза», «Читали Деду Морозу стихи, пели песни», «Встречали всей семьей Новый год») .

Слайд 12

После рассматривания картины с целью умственного и чувственного развития старшего дошкольника, детям было предложено смоделировать данную сюжетную картину (педагогом заранее были подготовлены модели предметов и персонажей, изображенных на картине)

Слайд 13

С детьми рассматривалось : Каждая модель (предмет – заместитель), обозначающая персонаж или предмет на картине ; Обращалось внимание на цветовую гамму предмета или персонажа, их величину ; Пространственное расположение предмета или персонажа на картине, учитывая перспективу и перекрытия .

Слайд 15

Модель сюжетной картины, составленная детьми

Слайд 16

Сюжетная картина Модель сюжетной картины

Слайд 17

Для развития зрительно-моторной координации детям было предложено задание определить, что же находилось в мешке с подарками

Слайд 18

Один из «подарков» Деда Мороза

Слайд 19

Закончив рассматривать и моделировать картину, дети придумывали свои варианты её названия : «Мой самый любимый праздник», «Дедушка Мороз пришёл», «Как мы ждали подарки», «Подготовка к встрече с Дедом Морозом», «Скоро - Новый год»

Слайд 20

В ходе рассматривания картины дети обратили внимание на морозные узоры на окне, которые создаёт природа

Слайд 21

После рассматривания картины, в самостоятельной деятельности дети выразили желание в своем творчестве изобразить морозные узоры на окне

Слайд 22

Таким образом, рассматривая сюжетную картину, мы способствуем тому, чтобы ребенок был не только точным наблюдателем, но и мог чувственно воспринимать окружающий мир, понимать его настроение Этому помогают и приемы перевоплощения, возможность соотношения своих чувств и чувств объекта наблюдения или изображения Важно подвести ребенка к пониманию единства настроения, состояния изображенного с цветом, формой, линией, материалом, который для этого используется и также с композиционным решением В дальнейшем это будет способствовать «чтению» высокохудожественных произведений искусства

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ СФЕРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влия...

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста, имеющих зрительные нарушения "Путь к Олимпийской мечте" с использованием ИКТ

В моей работе представлен комплекс эстафет и конкурсов, направленный на компенсацию зрительных недостатков, коррекцию и развитие физических качеств.Цель: формирование  у воспитанников ценностного...

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

ПРОЕКТ " Сюжетно-ролевая игра как средство развития дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».

Игры и пособия способствующие   формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи....