"Сказочная карта острова Радости"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Борисова Ольга Александровна

Занятие направлено на закрепление навыков пространственного поиска и ориентирования в   малом пространстве. Ориентировано на детей с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия

«Сказочная карта острова Радости»

(старший дошкольный возраст)

                                                         

                                                              Учитель – дефектолог

                                                                     

                                                    Борисова О. А.


Тема: ”Сказочная карта острова Радости”.

Вид занятия: закрепление пространственного поиска и ориентирования.

Цель: закрепление навыков пространственного поиска и ориентирования в           малом пространстве.

Задачи:

образовательные:                               

 - закрепление умения соотносить форму предметов с соответствующими            

    геометрическими эталонами;

 - закрепление навыка нахождения предметов в реальном пространстве,      

    ориентируясь по схеме;

 - закрепление навыков пространственного поиска и ориентировании в

     малом  пространстве;

 - закрепление умения последовательного ориентирования от пункта к    

    пункту.

коррекционно- развивающие:

   - активизация зрительно- поисковой деятельности;

   - развитие слухового и зрительного  внимания;

   - активизация слуховой и зрительной памяти;

   - развитие  мыслительных операций: сравнения, анализа;

   - развитие мелкой моторики руки.

воспитательные: развитие чувства ответственности, взаимопомощи.

Оборудование:  картинки для рассматривания на стене (апельсин, корабль, апельсин, книга, морковка,…лампочка),  дидактическая  игра  “Геометрическое лото”, магнитофон, план – схема  кабинета, “сказочная карта”, план- схема маршрута, цветные карандаши.

     


Ход  занятия:

Организационный момент

Т/п: Вы любите сказки?

Дети: Да, очень любим.

Т/п: А как  обычно начинаются сказки ?

Дети: “Жили – были’, или, “В некотором царстве …”

Т/п: Хорошо. А  чем заканчиваются они?

Дети: Добро  всегда побеждает зло.

Т/п: Правильно. Я так же как и Вы люблю сказки и  сейчас  расскажу вам   свою сказку.

На большом  острове, который называется “Остров Радости” жили – были гномы.  У них была добрая волшебница  Улыбочка. Она дарила всем счастье, радость, улыбки  и добро. Но однажды злая колдунья заколдовала волшебницу Улыбочку. И теперь гномы печальны, они грустят, плачут, они забыли как улыбаться, а их добрая волшебница заколдована в своем доме.

Вот, ребята, и вся сказка.

Дети: А чем закончилась она? В сказке должно победить добро, а не зло.

Т/п: Хорошо, если мы поможем  гномам расколдовать  Улыбочку, то сказка закончится добром. Вы готовы пройти все испытания, которые приготовила  злая колдунья?

Дети:  Готовы.

Т/п: Тогда вперед.

Игра “Геометрическое лото”

На стене картинки с изображениями: апельсин, ведро, пароход,

огурец, книга,  юбка,… морковка. Перед детьми  на столе лежат геометрические фигуры, разные по цвету.

Т/п: Вот и первое задание. 

 Найдите на стене  морковку, на какую геометрическую фигуру она похожа? 

Дети: Морковка похожа на треугольник.

Т/п: Правильно, а теперь найдите эту геометрическую фигуру соответствующего цвета на столе.

Дети: Это треугольник оранжевого цвета.

 Далее детям предлагается найти следующие картинки: паучок, книга, настольная лампа, флажок.  Они выбирают  геометрические фигуры: красный овал, красный прямоугольник, зеленая трапеция, красный треугольник.

Т/п: Скажите,  какая фигура  здесь лишняя?

Дети: Лишняя фигура здесь - зеленая трапеция. Все фигуры красного цвета, а она зеленого.

Т/п: А какая фигура по другому признаку может быть лишней?  

Дети: Это красный овал, т. к. все остальные фигуры имеют углы – они многоугольники,  а у овала   нет углов.

Т/п: Молодцы, справились с  первым заданием. Вперед к следующему.

Схема кабинета “ Найди задания”

На альбомных листах изображена схема кабинета. (см Приложение 1).

Т/п: Как вы думаете, что здесь изображено?

Дети: Это схема  кабинета.

Т/п: Правильно. Сейчас мы узнаем, как вы ориентируетесь по схеме.

Тифлопедагог указывает на одну из деталей план - схемы, дети находят соответствующий предмет мебели кабинета.

 Т/п:  Теперь вы готовы к выполнению самого трудного испытания.

Тифлопедагог кладет фишку на  одну из деталей схемы, а дети находят по подсказке соответствующее место в кабинете, где лежит конверт с новым  заданием.

Гимнастика для глаз “Глазки бегают по кругу”

Глазки бегают по кругу: влево, вверх, вправо,  вниз

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

                       Не  догнали – спрятались (зажмурить глаза)

                       Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

             Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза),

       Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

 

“Сказочная карта”

Т/п: Давайте посмотрим, что у вас лежит в конверте?

Дети разворачивают конверты и находят  карту “Сказочного города”(см Приложение2), и план – схему (подсказка(см Приложение2а ).  Дети внимательно их  рассматривают.

Т/п: Ребята, а что это такое?  

Дети: Это похоже на карту города (страны).

Т/п: Правильно. Это карта  острова Радости. Что вы видите на этой карте?  

Дети: Здесь изображены дома (дома и тропинки  не раскрашены), тропинки к ним. А еще есть геометрические фигуры разного цвета.

Т/п: Это не просто геометрические фигуры, это разноцветные фонари, которые освещают дороги, и они помогают  найти нужный дом.

Дети: А как мы сможем расколдовать Улыбочку?

Т/п: На этой карте  вам нужно найти дом, где живет Улыбочка и заклятье будет снято.  А как  же  вы  его найдете?

Дети: Нам поможет подсказка к карте.

Т/п:  Правильно. Когда вы найдете дом Улыбочки, раскрасьте его и тропинку к нему. А каким цветом можно раскрасить дом, чтобы все  знали, что это дом доброй волшебницы Улыбочки?

Дети: Мы будем использовать яркие цвета: красный, желтый, оранжевый …

Когда дети справятся с  заданием, они объясняют каждый ход, ориентируясь по подсказке. Затем детские результаты сравниваются с образцом. Дети видят наглядно, что они правильно нашли  дорогу к дому Улыбочки.

Т/п:  Молодцы, вы справились со всеми испытаниями.

Релаксация “Надоедливая муха”

Т/п: Нам пора возвращаться  с острова, но сначала немного отдохнем.

Звучит расслабляющая музыка, дети ложатся на коврики.

 Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на солнечной полянке, вокруг поют птицы, шумит листва деревьев. Дышите глубоко, вдох через нос, выдыхаем медленно через рот.  Вам хорошо, не хочется двигаться.  Но вот вы слышите - прилетела муха, кружится вокруг вас. Надоедливая муха села на ваш лоб, поморщите им, чтобы согнать ее  (руками не касаться лица). Теперь она у вас на правой щеке - надуйте ее. Но муха перелетела на левую - надуйте ее. Вот она уже на носике – поморщите им. Она села к вам на глаза – поморгайте ими.  Теперь она уже у вас на губах – сдуйте ее.  Надоедливая мухи уже не слышно, она улетела от вас.  Вам никто не мешает, и вы спокойно лежите, расслабьтесь. Открывайте глаза, потянитесь, медленно вставайте.

               Подведение итогов

Ребята, какие вы молодцы!  Вы справились с очень сложными заданиями. Помогли гномам расколдовать добрую волшебницу Улыбочку и теперь на острове Радости по- прежнему царит добро!

“Найди подарок”

Т/п: Пока вы отдыхали, прилетали феи и передали вам сладкие подарки, но их  найти нужно четко следовать инструкции. Вы готовы . Тогда слушайте внимательно.

По словесной инструкции (сделай 2 шага вперед, 3 – налево, 4 -  вперед) дети находят сладкий приз. Чаепитие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Сказочная карта острова Радости».

Конспект подгруппового коррекционного занятияСтарший дошкольный возрастДети с нарушением зрения.Занятие по развитию ориентировки в пространстве....

Авторская мультимедийная игра "Найди ошибку в сказочной картинке" для детей младшего дошкольного возраста

Моя мультимедийная игра направлена на закрепление младшими дошкольниками знаний о русских народных сказках, умение находить на картинке несоответствие содержанию сказки, развитие связной речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях с помощью Лэпбука «Карта Острова сокровищ»

Данное занятие направлено на автоматизацию звука Р в слогах, словах и предложениях. На занятии я использовала Лэпбук, с помощью которого дети выполняли задания и искали пиратский клад....

Технологическая карта НОД "Радость пригласила к нам зверей"

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности "Радость пригласила к нам зверей"...

Конспект группового развивающего занятия педагога-психолога в подготовительной группе «Карта острова сокровищ»

Конспект занятия по развитию процессов восприятия пространства у старших дошкольников....