"Неудобные дети"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Козакова Елена Михайловна

Конспект тематической встречи с воспитателями по психологической профилактике негативного отношения к  воспитанникам с особенностями поведения и характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya_neudobnye_deti.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде чем начать серьёзную и важную дискуссию, предлагаю позитивно настроиться с помощью следующего упражнения.

  1. Упражнение-разминка «Пожмём руки».

Участники приглашаются  в круг.

Ведущий: «Выйдете в центр круга и пожмите друг другу руки те, кто…»

-любит читать книги;

-любит готовить;

-любит поспать;

- любит танцевать;

-любит детей;

-любит путешествовать;

Теперь  прошу вас проговорить свои ожидания от нашей сегодняшней дискуссии.  

2.  Упражнение «Что я жду от дискуссии по теме «Неудобные дети»?

2. Вступительное слово. Перед педагогами стоит множество важных задач: воспитательных, развивающих, обучающих. Главная цель работы педагога -  воспитать и развить в воспитанниках уверенность в себе, общительность, инициативность, активность, умение сопереживать и сочувствовать, привить моральные нормы и ценности,  принятые в современном обществе. Всем нам приходится  общаться с разным  контингентом детей. Бывает так, что набрав малышей, мы уже сталкиваемся тем, что в группе есть один или  несколько «неудобных» детей. Или бывает так, что с воспитанниками раннего возраста легко работать, а старшем возрасте - они меняются. И те,  кто раньше был «удобным»,  вдруг стал «неудобным».  

  С «удобными»  детьми  работать легко и просто. Дети податливы и  послушны. А с  «неудобными» просто катастрофа. Надо постоянно держать себя на чеку, напрягаться, искать подходы к ребёнку. И надо сказать,  не всегда удается их найти. Возникает вопрос «почему? ,  что делать?».  Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

3. Предлагаю упражнение «Придумай слово».

Необходимо назвать одно прилагательное, которое сразу приходит на ум, когда вы слышите фразу  «неудобный ребёнок». Какой он? (педагоги записывают прилагательные на лист бумаги и ведущий вывешивает их на доске). Далее идёт обсуждение по теме:

4. «Какие чувства у воспитателя вызывают «неудобные» дети?

Вопрос: Как вы думаете,  имеет ли право воспитатель  чувствовать негативные эмоции по отношению к «неудобному»  ребёнку? Имеет. Все мы как говорится «из одного теста». Природа наделила нас чувствами и эмоциями. Ведя диалог со своим внутренним Я,  мы  имеем право признаться, что испытываем, например, раздражение или злость по отношению к какому-то ребёнку.

5. Далее предлагаю каждому участнику дискуссии проговорить свои собственные трудности, которые вы испытываете при взаимодействии с трудным ребёнком. (выслушиваю ответы).

Нашли ли вы какой либо выход, способ, который помог бы сделать ваше общение эффективным и позитивным? (выслушиваю ответы)

6. «Мой опыт». Предлагаю послушать воспитателя с большим стажем работы, который поделится с нами опытом в работе с «неудобными детьми» на конкретных примерах.

А теперь предлагаю вернуться к словам прилагательным, которые у вас ассоциируются с фразой «неудобный» ребёнок. Давайте поищем причины,  почему ребёнок может быть  … (называю первое прилагательное). Идёт обсуждение с воспитателями.

7. Каков же психологический взгляд на данную проблему?  

Для того,  чтобы адекватно оценивать причины  какого-либо неадекватного поступка или поведения ребёнка необходимо знать о трёх самых важных аспектах их развития.  

  1. Биологический: наследственность (темперамент, тип нервной системы, общая активность, двигательная и моторная активность, заболевания, потребности, эмоциональность).

Рассмотрим подробнее.

Темперамент-это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит от его врожденных, природных психофизиологических качеств.

Темперамент — индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов.

Обычно выделяются три сферы проявления темперамента: уровень обшей активности, особенности двигательной сферы и уровень эмоциональности.

Общая активность определяется степенью интенсивности взаимодействия человека с окружающей средой — природной и социальной. Здесь можно выделить две крайности. Один тип людей отличается своей явно выраженной вялостью, пассивностью, а другой — высокой активностью, быстротой в действиях. Представители других темпераментов располагаются между этими двумя полюсами.

Двигательная или моторная активность выражается в быстроте и резкости движений, в темпе речи, а также во внешней подвижности или, наоборот, медлительности, говорливости или молчаливости.

Эмоциональность - выражается в быстроте смены эмоциональных состояний, восприимчивости к эмоциональным воздействиям, чуткости.

Начиная с античности темперамент всегда связывался с физиологическими особенностями человеческого организма. Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, определяемые той жидкостью, которая якобы преобладает и организме: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole — желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole - черная желчь).

Темпераменты Гиппократом понимались в сугубо физиологическом смысле.

В XVIII в. с гиппократовскими типами темперамента были сопоставлены четыре психологических типа, что положило начало психологической линии в изучении темпераментов. Общежитейские представления о темпераментах в настоящее время мало чем отличаются от представлений XVIII в.: холерический темперамент связывается с раздражительностью, сангвинический — с жизнерадостностью, флегматичный — со спокойствием, а меланхолический — с грустью и ранимостью.

В современной психологии темперамент определяют как постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.

В качестве свойств темперамента выделяют экстраверсию и интроверсию, темп протекания реакций, пластичность и ригидность.

Экстраверсия-интроверсия — характеристики темперамента, введенные К. Юнгом - определяют зависимость реакции и деятельности человека от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от внутренних психических процессов и состояний человека (интроверт). К экстравертам относят сангвиника и холерика, к интровертам — флегматика и меланхолика.

Темп протекания реакций характеризует скорость протекания психических процессов и реакции (быстрота ума, темп речи, динамика жестов). Темп протекания реакций повышен у холериков, сангвиников и хорошо отдохнувших меланхоликов и понижен у флегматиков и уставших меланхоликов. Люди с быстрым темпом протекания реакций и низкой чувствительностью (сангвиники и холерики) не замечают, что другие (флегматики и меланхолики) не успевают следить за ходом их мыслей, и на основании этого делают совершенно необоснованные выводы об их умственных способностях, что может нанести прямой урон взаимоотношениям между людьми, в частности деловым отношениям.

  1. Медицинский: патологии беременности и родов (проговорить о взаимосвязи биологического и медицинского).
  2. Социальный: стиль воспитания и стиль общения в семье, потребности и мотивации членов семьи, уровень образованности родителей, семейные ценности.

Подводя итог, надо сказать, что «неудобный ребёнок» не родился «неудобным»,   а стал таким под влиянием совокупности каких - то факторов.

8.  Упражнение «Стаканы» (цель показать воспитателям влияние взрослых и их роль в наполняемости такого сосуда как ребёнок)

Важно помнить самое главное, что и «удобные»  и «неудобные»  дети нуждаются в любви, понимании и принятии. У «удобных» это есть, а у «неудобных» - нет.

10.  Упражнение «Что я вынесла из сегодняшней дискуссии?» (педагоги,  передавая мячик, проговаривают свои впечатления).

        

Трудный ребёнок – это тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе.

Закончить нашу дискуссию хочу стихотворением  С. Давидовича

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека

Психические свойства

Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности

сангвинический

холерический

флегматический

меланхолический

Скорость

Высокая

Очень высокая

Медленная

Средняя

Сила

Средняя

Очень большая

Большая

Большая

Экстраверсия/ интроверсия

Экстраверт

Экстраверт

Интроверт

Интроверт

Пластичность/ригидность

Пластичный

Пластичный

Ригидный

Ригидный

Возбудимость

Умеренная

Высокая

Слабая

Высокая

Экспрессия

Умеренная

Повышенная

Пониженная

Повышенная

Устойчивость

Устойчив

Неустойчив

Очень устойчив

Очень неустойчив

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Дети с СДВГ или неудобные дети"

раскрыть особенности гиперактивного ребёнка, выработать эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми...

Неудобный ребенок

Полезная статья для родителей и педагогов...

Неудобные дети

кто такие неудобные дети...

Мастер-класс "Удобные и неудобные детки"

Есть на свете удобные детки,Они не воруют конфетки,Не падают с табуреткиИ в клочья не рвут салфетки; Они хорошо спят ночами,И дружат со всеми врачами,Они едят то и этоБез признаков диабета...

Неудобная активность у ребенка с РАС.

К вопросу о том " этично или не этично" давать рекомендации ( делиться опытом) по интернету, консультировать. Ответ одназначен - этично и можно. Также можно осуществлять психологическо...

Консультация для родителей «Неудобные вопросы» «Пап, а ты умрешь?» или, Как отвечать ребенку на неудобные вопросы.

Консультация для родителей  «Неудобные вопросы»«Пап, а ты умрешь?» или, Как отвечать ребенку на неудобные вопросы....

Консультация для родителей «Неудобные вопросы» «Откуда я взялся?»; «Мам, почему говорят, что Петя – беженец?», или, Как отвечать ребенку на неудобные вопросы.

Консультация для родителей  «Неудобные вопросы»«Откуда я взялся?»; «Мам, почему говорят, что Петя – беженец?», или, Как отвечать ребе...