Консультация для педагогов: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи с помощью ИКТ»
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Татьяна Алексеевна

Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - «Детский сад №8 «Лесная сказка»

Консультация для педагогов:

«Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи с помощью ИКТ»

                                                                                                   Подготовила:

                                                                                           воспитатель  Петрова Т. А.

                                                                                           высшая квалификационная категория                 

г. Северодвинск

октябрь 2016

Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи

с помощью ИКТ

           

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К.Д. Ушинский

          Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

       Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

          Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР.

          Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.

     Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.Н., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.)

    Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств  по аналогии, с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.

Обследование дошкольников с ОНР выявило у них следующие проблемы:

- частичное или полное нераскрытие темы;

-отсутствие самостоятельности в составлении пересказа;

- отсутствие плавности речи, (нарушение логической последовательности изложения),

- затруднения в лексико - грамматическом структурировании высказываний,

-смысловые пропуски;

- незавершенность фрагментов, микротем;

- длительные паузы на границах фраз, частей.

      Таким образом, при работе с детьми ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

Задачи обучения пересказу  детей с ОНР:

  1. Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
  2. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
  3. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
  4. Формирование планирования развернутых высказываний.
  5. Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности.
  6. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико - фонематических норм.

      Специалистами, работающими с детьми широко известны схемы для составления рассказов, предложенные Ткаченко Т.А. В своей работе с детьми я активно использую наглядные модели в ходе коррекционно - развивающего обучения, опираясь на ряд работ таких авторов, как Эльконин Д.Б., Гаркуша Ю.Ф., Ткаченко Т.А. Добившись хороших результатов в использовании схем при составлении описательных рассказов, я начала использовать приемы мнемотехники при обучении детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.

     Мнемотехника (с греч.- искусство запоминания) - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное (зрение), аудиальное(слух) или кинестетическое представление(физические ощущения), связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:

  • Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей   понимать   и рассказывать знакомые сказки по мнемокартинкам и коллажу;
  • Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.  
  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) подбирается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст выстраивается в виде наглядных картинок. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОНР.
    Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

   Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

    Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

     Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования при помощи компьютера в работе с дошкольниками состоит в том, что:

-во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования на экране компьютера вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

-в-третьих, применяя мнемотехнику, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

     Считаю, что использование опорных картинок, спроецированных на экран, превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Кроме того, овладение приемами работы с мнемотехникой сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

 Список литературы:

1. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речиМ.,2012г. – 262с.

2.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.

3.Н.Малетина, Л. Пономарева. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Журнал Дошкольное Воспитание №6, за 2004 год. – М.:Воспитание дошкольника.

4.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

5.Т. Роговенко. Речевые тренажеры? Да! Журнал Дошкольное Воспитание №10, за 2004 год. – М.: Воспитание дошкольника.

6.Сидорчук Т.А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – 28 с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ))

7. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие навыков пересказа у детей с ОНР посредством ИКТ Подготовила: Петрова Татьяна Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ №8 «Лесная сказка» Г. Северодвинск, 2016г

Слайд 2

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Актуальность - уровень сформированности связной монологической речи – важный показатель готовности к школе.

Слайд 3

Пересказ структура речи выразительные качества произношение построение отдельных предложений и текста в целом формирование навыков самостоятельного (творческого) рассказывания обогащение словарного запаса развитие восприятия , памяти, внимания нормативные основы устной речи правильное употребление языковых средств развитие «чувства языка»

Слайд 4

П роблемы: (у дошкольников с ОНР) частичное или полное нераскрытие темы; отсутствие самостоятельности в составлении пересказа; отсутствие плавности речи, (нарушение логической последовательности изложения); затруднения в лексико - грамматическом структурировании высказываний; смысловые пропуски; незавершенность фрагментов, микротем ; длительные паузы на границах фраз, частей.

Слайд 5

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский Задачи обучения пересказу детей с ОНР: Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности. Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации. Формирование планирования развернутых высказываний. Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности. Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико - фонематических норм.

Слайд 6

Мнемотехника ( с греч.- искусство запоминания) - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей ).

Слайд 7

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет решать следующие задачи : Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемокартинкам и коллажу; Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды); Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.; Обучать детей правильному звукопроизношению; Воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям.

Слайд 8

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь.

Слайд 9

А ктуальность использования наглядного моделирования при помощи компьютера в работе с дошкольниками состоит в том, что: - во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования на экране компьютера вызывает интерес и помогает решить эту проблему; -во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; -в-третьих, применяя мнемотехнику, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 10

Список литературы: 1. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речиМ.,2012г. – 262с. 2.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с. 3.Н.Малетина, Л. Пономарева. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Журнал Дошкольное Воспитание №6, за 2004 год. – М.:Воспитание дошкольника. 4.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с. 5.Т. Роговенко . Речевые тренажеры? Да! Журнал Дошкольное Воспитание №10, за 2004 год. – М.: Воспитание дошкольника. 6.Сидорчук Т.А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – 28 с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)) 7. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия . – М.: ТЦ сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи по обучению детей пересказу, показатели развития связной речи, алгоритм структуры занатия....

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...

Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи».

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение....

«Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью дидактических игр»

Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Формирование навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи

Формирование навыка пересказа необходимо для формирования связной речи.   При пересказе совершенствуется произношение, структура речи, усваиваются нормы построения предложений и текста в целом....