Выступление на методическом объединении 2014-15г: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи»
материал на тему
«Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_2014-15_peresskaz_u_detey_s_onr.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении
по теме: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи»
Учитель-логопед
Алёхина Ю.Г.
Москва, 2015г.
Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.Н., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.)
Пересказ- это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии, с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» - внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, что особенно важно в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Обследование дошкольников с ОНР выявило у них следующие проблемы:
- частичное или полное нераскрытие темы
-отсутствие самостоятельности в составлении пересказа;
- отсутствие плавности речи, (нарушение логической последовательности изложения),
- затруднения в лексико грамматическом структурировании высказываний,
-смысловые пропуски;
- незавершенность фрагментов, микротем;
- длительные паузы на границах фраз, частей.
Таким образом при работе с детьми ОНР необходимы вспомогательные средства, облегчающие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.
Задачи обучения пересказу детей с ОНР:
- Развитие умения воспринимать литературное произведение, осознавая наряду с содержанием и элементы художественной выразительности.
- Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие высших психических функций.
- Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.
- Формирование планирования развернутых высказываний.
- Формирование у детей навыков использования в связных высказываниях средств художественной выразительности.
- Обучение оформлению высказываний с соблюдением лексико-грамматических и фонетико - фонематических норм.
Специалистами, работающими с детьми широко известны схемы для составления рассказов, предложенные Ткаченко Т.А. В своей работе с детьми мы широко используем наглядные модели в ходе коррекционно- развивающего обучения, опираясь на ряд работ таких авторов, как Эльконин Д.Б., Гаркуша Ю.Ф., Ткаченко Т.А. Добившись хороших результатов в использовании схем при составлении описательных рассказов, мы пошли дальше: начали использовать приемы мнемотехники при обучении детей пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.
Мнемотехника (с греч.-искусство запоминания)-совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:
- Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
- Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
- Воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям.
Работа по обучение детей пересказу включает в себя несколько этапов:
- Этап развития фразовой речи
Упражнения:
- Составление предложений по картинке, паре картинок
- Составление распространенных предложений
- «Добавь словечко»
- Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники
Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Преобразование текста в символы, образы (кодирование информации);
- Составление графических схем
- Рисование сюжетных фрагментов
- Совместное составление пересказа
- Пересказ с использованием фланелеграфа
- Самостоятельный пересказ рассказа ребенком
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
- Пересказ фрагмента рассказа
- Пересказ «По следам демонстрируемого действия»
- Пересказ по цепочке
- Пересказ по плану-схеме, опорным вопросам
- Иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок)
- Пересказ после восстановления деформированного текста
- Пересказ рассказа с элементами творчества
Цель:
- Придумывание названия рассказа, сказки
- Придумывание фрагмента, части рассказа
- Пересказ без опоры на наглядный материал (второй год обучения)
Цель: Обучение связному последовательному пересказу без опоры на наглядный материал.
- Пересказ в диалогических парах.
- Пересказ по кругу.
- Пересказ группе детей.
Дети работают в группах, подобранных в соответствии с уровнем сформированости рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой кусок текста. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.
- С элементами драматизации
При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы. На первом году обучения они овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога. Первоначально дети пересказывают по одному фрагменту текста; в последующем постепенно переходят к индивидуальному пересказу нескольких фрагментов и текста в целом. К концу первого года (III период обучения) они учатся составлять пересказ по предваряющему плану-схеме. Опорные вопросы к тексту даются в виде развернутого словесного плана перед началом пересказа. На втором году обучения дети должны овладеть пересказу без опоры на наглядный материал.
Учитывая всё вышесказанное, на начальном этапе обучения детей с общим недоразвитием речи успешно используются разные виды упражнений. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свёртыванием» плана высказывания. В результате обозначается такой порядок работы:
1.Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям даёт рассказ логопеда.
2.Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
3.Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
4.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде сюжетных картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображёнными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые речевые средства.
5.Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
6.Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт видимой динамики событий: дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца рассказа логопеда и его вопросного плана.
7.Составление рассказа по одной сюжетной картине. Это самый сложный вид упражнений из всех, какие используются на первом году обучения. Отсутствие образца рассказа и плана ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и, возможно, начало работы над творческим рассказыванием.
Структура занятия по обучению пересказу с опорой на графические схемы:
Предварительная работа.
Цель: Обучение детей замещению реальных предметов на символы
Формы работы:
- Чтение рассказа, рассматривание иллюстраций.
- Беседа по прочитанному
- Объяснение сложных слов, выражений, сравнений
- Наблюдения
- Изучение лексической темы
- Дидактические игры «Чтобы это значило?»
- Составление графической мнемодорожки
- Организация непосредственно образовательной деятельности по обучению пересказу
Задачи: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста, развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). Активизация и обогащение словарного запаса.
Структура занятий включает насколько моментов:
1. Организационный момент
Цель: Развитие произвольного зрительного внимания, создание мотивации
2. Подготовка к восприятию текста
Цель: уточнение и активизация словаря по теме, развитие логического мышления.
3. Чтение рассказа, показ иллюстраций.
Цель: Развитие слухового внимания и памяти
Выстраивание графического плана рассказа
Цель: Формирование логической, цельности рассказа
4. Беседа по содержанию
Цель: Развитие диалогической речи
Физкульминутка
5.Повторное чтение рассказа, с установкой на пересказ.
Цель: Развитие слухового, зрительного внимания и долговременной памяти
6.Пересказ по графическому плану.
Цель: Развитие связной речи, памяти
Лексические упражнения
Цель: Активизация словаря, развитие грамматического строя речи.
Итог занятия
Цель: оценка работы детей.
- Закрепление изученного материала в свободное время.
Задачи: Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки. Упражнять в составлении рассказа с опорой на графический план (индивидуальная работа). Формирование грамматически правильной речи.
Приемы:
- Индивидуальная работа по выстраиванию графического плана, составления пересказа.
- Лексические упражнения «Назови детеныша», «Где спряталась белка? –употребление предлогов, глаголов. «Краски осени»-подбор прилагательных., «Кто, что лучше запомнил?»
- Дидактические игры «Чего не стало?»- изменение слов по падежам, «Один-много», «Кто где живет?», «Наоборот», «Четвертый лишний», «Родственные слова»…
- Рисование к рассказу, сказке, фрагментам рассказа. («Понравившийся герой», «Самое интересное в сказке», « Придумай, что случилось с героем»)
- Изготовление книжек-самоделок (придумывание фрагмента сказки)
- Прослушивание рассказов в записи.
Специальное внимание в процессе занятий должно уделяться коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний:
- формирование языковых обобщений, связанных с употреблением однотипных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, ряда глагольных форм и др.; усвоение нормативного употребления словоформ в контексте предложений;
- практическое усвоение основных форм связи слов в предложении (согласование, глагольное управление и др.);
- развитие фразовой речи; усвоение различных типов синтаксических конструкций;
- усвоение норм семантико-синтаксической связи между предложениями в составе текста;
-активизация и обогащение словарного запаса.
Особое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объемы увеличиваются по мере возрастания речевых возможностей детей.
Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты – эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.
При подборе текстов учитываются следующие требования: идейная направленность; высокая художественная ценность произведения, динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действий; объем рассказа (возрастная особенность детей), четко выраженные начало, середина, конец; словарно-грамматическая наполняемость текста.
Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность языкового – лексического и грамматического материала текста.
Заключение
Используя в своей работе наглядное моделирование, можно научить детей с ОНР:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми с ОНР дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речиМ.,2012г. – 262с.
2.Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
3.Н.Малетина, Л. Пономарева. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Журнал Дошкольное Воспитание №6, за 2004 год. – М.:Воспитание дошкольника.
4.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
5.Т. Роговенко. Речевые тренажеры? Да! Журнал Дошкольное Воспитание №10, за 2004 год. – М.: Воспитание дошкольника.
6.Сидорчук Т.А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – 28 с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ))
7.Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – 4-е изд. – М: Айрис-пресс, 2007. – 224 с.
8. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Москва. 2002.
9. Цветкова Л.С. К вопросу о методах обследования детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1971. №3
10. Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении 2014 г: "Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста".
Развитие невербального воображения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...
Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи по обучению детей пересказу, показатели развития связной речи, алгоритм структуры занатия....
Консультация для педагогов: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи с помощью ИКТ»
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как её компонента - монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы кор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматриваются общие направления исследования состояния навыков словообразования у детей с нарушениями речи, представлена обоснованная диагностическая методика и анализируются результаты выя...
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий
Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...
Формирование навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи
Формирование навыка пересказа необходимо для формирования связной речи. При пересказе совершенствуется произношение, структура речи, усваиваются нормы построения предложений и текста в целом....