Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ (нарушение зрения)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

В данном материале предлагается вариант индивидуального образовательного маршрута для дошкольника, имеющего нарушение зрения. Маршрут содержит следующие разделы; основные сведения, специальные условия организации педагогического процесса, индивидуальный образовательный маршрут (учебный план), педагогическое сопровождение, мониторинг достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл io_marshrut.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование образовательной организации

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника (цы)

_________________________________________

Группа № _____ «                                        »

Цель:  выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в соответствии с его

             реальными возможностями

Москва 2016 год

I. Общие сведения

Ф. И. ребенка: __________________________

Дата рождения: ________________________

                   

Дата поступления в ДОУ: _______________

Зрительный диагноз: ___________________

______________________________________

______________________________________

Ф.И.О. воспитателей:

_________________________________________________    

_________________________________________________

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-дефектолог (тифлопедагог): ___________________________

Учитель-логопед: ___________________________________________

Педагог-психолог: ___________________________________________

Врач-офтальмолог: __________________________________________

Медсестра-ортоптистка: ______________________________________

Заключение и рекомендации ГПМПК

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа:                                                                                                      

Общие задачи на период реализации ИОМ

Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

Режим пребывания ребенка в ОУ

Взаимодействие специалистов ОУ

Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе и

 единого коррекционно-образовательного пространства и определенной предметно-развивающей среды вокруг ребенка.

Соматическое состояние

Группа здоровья -         

Группа физических занятий -

Рекомендации офтальмолога

- Постоянное ношение очков и окклюзии:

 - Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления

- Посадка на занятиях:

- Рабочая поверхность:

Противопоказания

II. Специальные условия организации педагогического процесса   _____________________ группа, _____ год обучения

Направления деятельности

Потребности ребенка

Построение образовательного процесса

- построение работы зрительного анализатора  с чередованием  работы других анализаторов

- соблюдение режима зрительных нагрузок

- дозировка работы со зрительной нагрузкой

- выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- проведение гимнастики для пальцев и кистей рук в процессе деятельности художественно-эстетического цикла

Спец.  организация рабочего поля и рабочего места ребенка

- посадка ребенка:

- рабочая поверхность:

- размер мебели в соответствии с ростом

Спец. организация рабочей позы ребенка

- рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

- постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные ритм и темп

деятельности

-  щадящая зрительная нагрузка

-  максимальная зрительная нагрузка

- зрительная гимнастика:

* упражнения для снятия зрительного напряжения (накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание),

* упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные движения глазами при неподвижной голове 2-3 мин),

* метка на стекле,

Специальные дозировки различных видов нагрузки 

Зрительной

- зрительная нагрузка №

- характеристика учебно-наглядных пособий:

* цвет –

* размер –

* форма –

- время –

Физической

Формы работы с родителями

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок,  общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация)

Формы работы с ребенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ребенком

Основные методы - игровой и метод практических действий.

Коррекционные приемы: глазные, дыхательные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, динамические паузы, физкультминутки.

III. Индивидуальный образовательный маршрут: учебный план   ______________________ группа, ______ год обучения

Направление работы

Кол-во занятий

Форма проведения

Специалист

Педагогическая помощь: непосредственно образовательная деятельность по областям, совместная деятельность ребенка и взрослого, коррекционная работа, в ходе режимных моментов

__ дней в неделю:

разнообразные

воспитатели

Тифлопедагогическое сопровождение по оказанию комплексной помощи: развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, пространственная и социально-бытовая ориентировки

 __ дней в неделю

групповые

подгрупповые

индивидуальные

учитель-дефектолог

Психологическая помощь:

 – игровое взаимодействие в сенсорной комнате по развитию эмоционально-волевой сферы

__ раз в неделю

групповые

подгрупповые

индивидуальные

педагог-психолог

Логопедическое сопровождение по оказанию комплексной помощи:

__ раз(а) в неделю

групповые

подгрупповые

индивидуальные

учитель-

логопед

Музыкальные занятия

__ раза в неделю

групповые

музыкальный руководитель

Физкультурные занятия

__ раза в неделю

групповые

инструктор по физической культуре

Плавание

__ раз в неделю

подгрупповые

инструктор по плаванию

Осмотр врача - офтальмолога

по мере необходимости

индивидуально

(осмотр)

врач-офтальмолог

Занятия на ортоптических приборах

по назначению врача

индивидуально

медсестра- ортоптистка

IV. Педагогическое сопровождение: ______________________ группа, ____ год обучения

Образовательные области

Проблемы

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

- не сформированы (не усвоены) нормы и ценности, принятые в обществе;

- не сформированы моральные и нравственные ценности;

- имеет трудности в общении со взрослыми и сверстниками;

- не сформированы: самостоятельность, целенаправленность, саморегуляция собственных действий;

- не имеет представления и социальном и эмоциональном интеллекте: отзывчивость, сопереживание;

- отсутствует готовность к совместной деятельности со сверстниками;

- не сформировано уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей, взрослых;

- не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) навыки самообслуживания;

- не сформированы (имеются трудности, находятся в стадии становления) культурно-гигиенические навыки;

- отсутствуют установки к различным видам труда и творчества;

- не сформированы основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) норм и ценностей, принятых в обществе;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) готовности ребенка к совместной деятельности;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) образа Я, принадлежности к семье к сообществу;

- формирование (развитие, закрепление) навыков самообслуживания;

- формирование (развитие, закрепление) культурно-гигиенических навыков;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) позитивных установок к труду и творчеству;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о труде взрослых;

- формирование (развитие, закрепление, обогащение) первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

- отсутствует интерес, любознательность и познавательная мотивация;

- не сформированы познавательные действия;

- не развито воображение, творческая активность;

- отсутствуют (испытывает трудности) первичные представления о себе, других людях;

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления об объектах окружающего мира,

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, количество, число, части и целое, пространство и время, причины и следствия);

- не умеет (присутствуют ошибки) считать до 5 (10);

- не знает (присутствуют ошибки) геометрические фигуры;

- не знает (путает) цвета;

- не умеет составлять и (или) решать задачи в одно действие;

- отсутствуют представления (испытывает трудности) о частях суток, о временах года, днях недели;

- испытывает трудности (присутствуют ошибки, путает) пространственные направления от себя, относительно себя, от предмета;

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления о малой родине и Отчизне;

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления о планете Земля как общем доме людей;

- отсутствуют (не до конца сформированы) представления о природных особенностях и явлениях;

- не умеет выделять характерные признаки и изменения природы по временам года.

- формирование (закрепление, обогащение) элементарных математических представлений в соответствии с возрастом;

 - формирование (закрепление, обогащение) представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- развитие познавательных интересов;

- формирование (расширение) опыта ориентировки в окружающем;

- развитие любознательности, познавательной мотивации;

- формирование (расширение) представлений о свойствах объектов (форма, цвет, размер, материал, звучание, причины, следствия);

- учить считать до 5 (10);

- учить составлять и решать задачи;

- развивать (закреплять) представления о частях суток, временах года, днях недели;

- развивать (корректировать, закреплять) навыки пространственного ориентирования от себя, относительно себя и от предмета;

- развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способность анализировать, сравнивать, выделять признаки и связи, делать обобщение;

-знакомство (закрепление, обогащение знаний) с предметным миром;

- знакомство (закрепление, обогащение знаний) с социальным миром, формирование целостной картины мира;

- формирование гражданской принадлежности;

- формирование представление о планете как общем доме людей;

- ознакомление (формирование, обогащение знаний) с природой и природными явлениями;

- учить (обогащать опыт) замечать изменения, наблюдать за природой в разные времена года;

- воспитание любви к природе и умение правильно вести себя в природе.

Речевое развитие

- не владеет (на стадии формирования) речью как средством общения и культуры;

- словарный запас ребенка не соответствует возрасту;

- нарушения компонентов устной речи: грамматический строй;

- не употребляет в речи синонимы, антонимы;

- не различает понятия «звук, слог, слово, предложение»;

- не сформированы диалогическая и монологическая  формы речи;

- не умеет связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы, сказки;

- отсутствует интерес к слушанию произведения и (или) чтению;

- не может прочесть стихотворение наизусть;

- не сформированы (испытывает трудности) исполнительские навыки при чтении и драматизации.

- развивать понимание речи, инструкций;

- совершенствовать речь как средство общения;

- расширять (обогащать, активизировать) словарь ребенка;

- помогать (учить) ребенку посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом;

- развивать (обогащать, уточнять) представления о предметах, признаках и действиях;

- приучать ребенка слушать литературные произведения;

- уточнить (закрепить) артикуляцию звуков;

- развивать (уточнять, совершенствовать, упражнять) грамматический строй речи;

- обучить умению вести диалог;

- развивать (совершенствовать) связную речь;

- воспитывать умение слушать литературные произведения;

- учить читать наизусть потешки и стихи по возрасту;

- учить (совершенствовать умение) пересказывать отрывки, небольшие рассказы, сказки;

- формировать интерес к книгам;

- формировать (совершенствовать) исполнительские навыки при чтении, в драматизациях;

- учить различать (совершенствовать навыки) различать жанры произведений в соответствии  с возрастом.

Художественно-эстетическое развитие

- отсутствует интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

- не сформированы (недостаточно сформированы) приемы правильного удержания в руке карандаша, кисточки;

- не сформированы умения (присутствуют трудности) изображать отдельные предметы, композиции;

- не умеет закрашивать (присутствует неаккуратность) рисунки карандашом, кистью;

- отсутствуют (недостаточно сформированы) представления о декоративном рисовании;

- отсутствуют (плохо развиты) приемы лепки;

- не сформированы (находятся на стадии формирования, испытывает трудности) умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- отсутствуют (испытывает трудности) умение складывать бумагу в разных направлениях, создавать игрушки;

- не умеет (испытывает трудности) создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала;

- не имеет (путает) представления о деталях строительного материала;

- не сформированы (испытывает трудности) умения сооружать постройки по образцу и (или) по замыслу.

 

- развивать интерес к художественному творчеству и (или) к самостоятельной творческой деятельности;

- формировать (продолжать развивать) приемы правильно держать карандаш, кисточку;

- учить аккуратно закрашивать рисунки;

- формировать (обогащать) представления о декоративном рисовании;

- знакомить ребенка с различными изделиями народного творчества;

- развивать (закреплять) приемы лепки и использование стеки при работе с пластилином;

- учить правильно держать ножницы и пользоваться ими: резать по прямой, круглые и овальные формы путем скругления углов;

- учить составлять композиции;

- учить складывать бумагу в разных направлениях и создавать из нее игрушки;

- учить создавать игрушки из природного материала;

- формировать (закреплять) представления о деталях строительного материала;

- учить сооружать постройки по образцу, по замыслу, по схеме;

- обогащать опыт ребенка в конструкторско-модельной деятельности: строить самостоятельно, проявлять творчество, обыгрывать постройки.

Физическое развитие

- не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о здоровом образе жизни;

- не различает и (или) не называет (испытывает трудности) органы чувств, части тела;

- отсутствует потребность (находится на стадии формирования) в соблюдении навыков гигиены, опрятности;

- не знаком(а)  с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»

- не сформированы (на стадии формирования) начальные представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на человека и влияние на здоровье;

- присутствуют нескоординированные движения, двигательная неловкость.

 

- формировать (развивать) представления о здоровом образе жизни;

- учить называть, различать органы чувств и части тела;

- развивать (закреплять) потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности;

- познакомить (закрепить) с понятиями «здоровье, болезнь, витамины, микробы, зарядка»;

- формировать (развивать, закреплять) представления о закаливании, о роли света, воздуха и воды на здоровье человека;

- развивать основные виды движения: ходьба, бег, подскоки, прыжки, бросание мяча, ловля и отбивание мяча.

V. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ

Наименование раздела программы

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Результат освоения образовательной деятельности:

Не сформирован

0

Находится в стадии формирования

1

Сформирован

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос напис...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата Образовательная область: физическое развитие

Индивидуальный образовательный маршрут с ребенком 7 года жизни имеющего нарушения опорно-двигательного аппаратаОбразовательная область: физическое развитие. Пригодится инструкторам по физической культ...

Карта индивидуального образовательного маршрута для ребенка, имеющего нарушение зрения.

Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушениями интеллекта и тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) в детском саду.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – определенная последовательность предъявления ребенку содержания образовательной программ, рекомендованной ПМПК конкретному обучающемуся. ИОМ формал...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка 5 лет с ОВЗ (нарушение зрения)

Оказание коррекционной помощи в овладении  базовым содержанием обучения, развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой  моторики,  ориентировка в  пространстве; социально &nda...