Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)
презентация по коррекционной педагогике на тему

Березенко Наталья Николаевна

 

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ (нарушение зрения)

В свете сегодняшнего инклюзивного пространства в образовательных организациях очень актуален вопрос написания индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ, ребёнка-инвалида. Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.Однако дело этот нелёгкое и очень объёмное.

 Среди нарушений зрения особое место занимают слепота и слабовидение, требующие специфических методов обучения и иной системы кодирования информации, способной быть  воспринятой этой категорией детей. Именно эти дети требуют особенно тщательно проработанных направлений и методов коррекции.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с  тяжелыми нарушениями зрения, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на медико – психолого – педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка с нарушением зрения:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка с ОВЗ;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника с ОВЗ, 
мы опираемся на следующие принципы:

Принцип опоры на обучаемость ребенка.

Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

Принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Принцип отказа от усредненного нормирования.  Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Особенности работы специалистов по созданию индивидуального маршрута ребенка

1 этап - Выбор: Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;

2 этап. Наблюдение:

• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

•Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:

• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)

• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития
• Подбор методик, определение методов и приемов работы.

4 этап. Работа:

• Подбор индивидуальных заданий

• Связь с родителями и педагогами

• Домашние задания

5 этап. Контроль:

• Итоговая диагностика

• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных

траекторий развития детей С ОВЗ, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

 

Индивидуальная тифлопедагогическая карта развития ребенка (Образец )

Ф.И. ребенка                  Дата рождения               07.09.2013( Младшая группа)

Диагноз     Слабовидящий ОИ, врожденная патология, сложный миапический астигматизм ОИ,горизонтальный нистагм, ЧАЗН ОИ.F 88.                                                               

Сходящее косоглазие – поражение зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение  глазного яблока. Глаз косит в сторону носа.

При сходящем косоглазии  рекомендуются упражнения: смотреть вверх и вдаль, рассматривание картин вести на подставках.

План индивидуальной работы на 2014 – 2015 уч. год

Октябрь

I неделя. Продолжать формировать представления ребенка о себе (представления о схеме своего тела и своем внешнем виде). Учить ребенка выполнять группировку предметов по одному признаку (по форме). Учить различать предметы по величине (большой - маленький).

II неделя. Учить ребенка выделять части тела и лица; показывать и называть по просьбе взрослого расположение частей тела и лица, их функции. Продолжать учить ребенка выполнять группировку предметов по одному признаку (по форме). Закреплять умение ребенка различать предметы по величине (большой - маленький).

III неделя. Учить ребенка узнавать себя в зеркале и на фотографиях; формировать осознанное зрительное восприятие своей внешности и способов сравнения себя с другими. Развивать зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие. Учить соотносить игрушки с их изображением на картинке.

IV неделя. Формировать представления ребенка о своей семье, о взаимоотношениях в ней и способах их проявления к близким людям. Развивать зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие. Учить ребенка выделять парные картинки (грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики).

Литература

1.Брусянина Е. Ю. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 179-182.

2.Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002.

3.Целитан С.В. Выстраивание индивидуального образовательного маршрута, как педагогическая поддержка личностного самоопределения воспитанника. Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx268.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ ).

Слайд 2

" Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе". Галилео Галилей.

Слайд 3

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются : - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. - для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Слайд 4

Индивидуальный образовательный маршрут - определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Слайд 5

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников с ОВЗ и их социально – личностного развития.

Слайд 6

Задачи по социально - личностному развитию ребенка с нарушением зрения: • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка с ОВЗ; • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка; • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком; • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод;

Слайд 7

П ринципы разработке индивидуального маршрута дошкольника с ОВЗ: • Принцип опоры на обучаемость ребенка. • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. • Принцип соблюдения интересов ребенка. • Принцип тесного взаимодействия специалистов • Принцип непрерывности • Принцип отказа от усредненного нормирования. • Принцип опоры на детскую субкультуру.

Слайд 8

Этапы создания индивидуального маршрута ребенка 1 этап – Выбор 2 этап. Наблюдение и беседа 3 этап. Диагностика 4 этап. Работа 5 этап. Контроль

Слайд 9

Методы, используемые в работе: • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы. • индивидуальные игры, упражнения и тренинги. • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); • Приемы арт – терапии; • Релаксационные психогимнастические упражнения ;

Слайд 10

Структура индивидуального образовательного маршрута. -Целевой. - Информационный: содержит информацию об особенностях развития ребенка на момент постановки на учет: физическое, психическое, интеллектуальное. - Коррекционно-развивающая деятельность строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка , имеющего ОВЗ - Содержательный - Диагностическо-результативный : отражает формы контроля и учета достижения ребенка.

Слайд 11

Предполагаемый результат : • развитие социальной компетентности; • развитие коммуникативных навыков; • коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ; • развитие чувства самоценности ; • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Слайд 12

Спасибо за внимание! Творческих успехов вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка с тяжёлым нарушением речи.

Представлена схема, разделы, по которым проводится индивидуальная работа....

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ (нарушение зрения)

В данном материале предлагается вариант индивидуального образовательного маршрута для дошкольника, имеющего нарушение зрения. Маршрут содержит следующие разделы; основные сведения, специальные условия...

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребёнка с нарушением речевого развития.

В индивидуальный маршрут включена схема протокола обследования речевого развития ребёнка 5-6 лет....

Разработка индивидуального образовательного маршрута на ребёнка с ТНР

Логопедическое представление, план работы учителя-логопеда, лист экспертизы на ребёнка с ТНР на определённый промежуток времени....

Презентация "Разработка примерного индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения...

"Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с тяжёлыми нарушениями речи"

  В презентации представлен алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута, регламентирующего и определяющего содержание коррекционно-развивающей ...

Пример индивидуального образовательного маршрута для ребёнка старшей группы с тяжёлым нарушением речи первого года обучения по Программе под ред. Л.В.Лопатиной

Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка 5-6лет с ТНР составлен на целый учебный год по периодам в соответствии с направлениями работы учителя-логопеда в старшей группе. При разработке ИОМ у...