Адаптарованная программа для ребёнка-инвалида
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Козакова Елена Михайловна


Адаптированная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД

г. Покачи

Принято на заседании педагогического совета                                    УТВЕРЖДАЮ:

от «                 » 2017г. Протокол №                                                      Директор МАДОУ ЦРР – д/с

                        ___________  (Руцкая А.Л.)

Адаптированная программа

сопровождения  воспитанника с нарушением зрения

Дошкольный возраст 4-5лет

Срок реализации 1 год (2017-2018)

Составитель:

педагог-психолог Е.М. Козакова

   

2017 год

  1. Целевой раздел.

                                            Пояснительная записка.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики. Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида опирается на решения заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.).

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125_ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181_ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120_ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля1998 г. № 124_ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184_ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения: состоят в том, что они имеют потребность в формировании адекватных образов предметов, действий с ними и т.д.; «потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.)»; потребность в «выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики»; «потребность в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма, в пользовании соответствующими компьютерными программами»; «потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы»; потребность «в овладении широким спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно»; «потребность в формировании целого ряда социальных и коммуникативных навыков, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия»

Цель: развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями.

Задачи: 

  1. Развитие навыков коммуникации и обеспечение оптимального вхождения ребёнка в общественную жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  2. Формирование  познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе, развитие познавательных интересов.
  3. Обеспечение своевременного и эффективного развития речи, познания, самовыражения, становления разных видов деятельности.
  4. Формирование эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие Эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности.
  5. Совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

  1. Содержательный раздел

                                   Принципы построения образовательного подхода:

  1. Принцип индивидуального подхода (изучение потребностей ребёнка и разработка соответствующих мер педагогического воздействия).
  2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка (обеспечение условий самостоятельной активности ребёнка).
  3. Принцип социального взаимодействия (создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса).
  4. Принцип междисциплинарного подхода (комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения).
  5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания (вариативная и безбарьерная развивающая среда).
  6. Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй (доверительные  и партнерские отношения с родителями).
  7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (новые структурные подразделения, специалисты, развивающие методы и средства).

Форма получения дошкольного образования: очная, фронтальная и индивидуальная.

Условия воспитания и обучения:

- Рациональное освещение помещения.

- Атмосфера эмоционального комфорта.

-Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- Организация работы, направленной на раскрытие творческого потенциала ребёнка,

реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни группы и сада, а

также использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений и  продуктов деятельности.

Методы обучения:

- Наглядные, практические, словесные.

Образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника

Сформированные навыки и умения:

- различает и называет шесть основных цветов и их оттенки;

- знает геометрические фигуры: круг, квадрат и треугольник;

- считает до 5;

- различает предметы по высоте, ширине и длине;

- правильно держит карандаш в руке;

- проводит вертикальные и горизонтальные линии;

- знает времена года;

- задает вопросы;

- с удовольствием играет со сверстниками;

- умеет конструировать;

- выполняет предложенный образец;

- умеет себя обслуживать (умываться, одеваться, причесываться, кушать самостоятельно)

- умеет подбирать пару предметам;

- понимает что такое плохо, что такое хорошо;

- знает основные правила поведения на улице;

- узнает несколько цифр;

- умеет сравнивать, классифицировать;

- различает «больше» - «меньше»;

- самостоятельно описывает предмет по его основным признакам;

- знает профессии людей и что они делают;

Несформированные навыки и умения: отсутствуют

Целевые ориентиры

• стимуляция сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия);

• развитие моторики руки и способов обследования и изготовления реальных предметов, их изображения и моделей;

• развитие социально-бытовых навыков;

• развитие мимики и пантомимики;

• активизация социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы;

• развитие познавательной активности и познавательных интересов;

• формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности.

Индивидуальный образовательный план

  1. Общие сведения

Ф.И.О. ребёнка: 

Дата рождения: 

Полных лет: 

Группа 

Ф.И.О. родителей: 

Ф.И.О. основного педагога (воспитателя):

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед: 

Педагог-психолог: 

Тьютор:  не нуждается

Заключения и рекомендации ПМПК

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год)

Освоение основной образовательной программы младшего дошкольного возраста  на доступном ребенку уровне

Общие задачи на период

реализации ИОП

1. Охрана и развитие зрения.

2. Развитие зрительного восприятия (точности и скорости), мелкой моторики, предметно-практической деятельности.

3. Гуманизация социальной микросреды, в которой находится ребёнок.

4. Развитие мимики и пантомимики, уверенности в себе.

5. Социально-бытовая ориентация.

6. Ритмика.

7. Развитие познавательной деятельности.

8. Развитие ориентировки в пространстве.

9. Развитие слухоречевой памяти.

10. Развитие двигательных  навыков и  координации.

Режим пребывания ребенка в ДОУ

5 дней в неделю с 8.00 до 18.30

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

Потребности ребёнка

Развитие эмоционально-личностной сферы (саморегуляция,  самооценка, мимика, пантомимика),  познавательно-речевой сферы (психические процессы),  развитие  трудовой деятельности,  двигательных навыков, творческих способностей.

Направления деятельности

Психодиагностика, коррекция и развитие

Ресурсы для решения выполнения

Педагог-психолог

Построение комфортной среды:

- изменения в группе, залах, кабинетах, коридоре;

- визуальная поддержка;

- материалы для нормализации тонуса;

Не требуется

Обеспечение специального учебного оборудования

Не требуется

Обеспечение помещений ДОУ специальным оборудованием  и приспособлениями

Не требуется

Пособия и дидактические материалы

III. Психолого-педагогическое сопровождение        

Основное направление деятельности

Конкретные задачи на период

Режим и формы работы

Показатели достижений ребёнка

Необходимый специалист

Формы оценки результата работы

(динамика развития ребёнка, самоанализ деятельности специалиста)

Развитие зрительной ориентировки в пространстве

Различение право-лево, вверх-вниз, над-под-за-перед-на

2 раза в  неделю

Развивающая работа с играми, картинками, телом.

Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности

Включённое наблюдение в ходе занятий,

Беседа с другими специалистами, проверочные задания в виде игры

Развитие познавательных процессов

Развитие концентрации внимания, памяти и мышления, восприятия

2  раза  в неделю

Умение удерживать внимание в течение  10 минут.

Запоминание 7-10 слов

Педагог-психолог

Наблюдение в ходе занятия.

Диагностика «10 отличий», «Лабиринт»

Развитие мелкой моторики

Владение карандашом, кисточкой и ножницами

2 раза в неделю

Умение раскрашивать, штриховать, обводить, вырезать геометрические фигуры, разрезать полоски

Педагог-психолог

Наблюдение

Проверочные задания в виде игры

IV. Освоение образовательной программы: не нуждается в изменении программы

Направления

Требования стандарта

Конкретные задачи

Формы организации НОД

Показатели достижений

Формы оценки результатов деятельности

Познавательное развитие

Фронтальная

Индивидуальная

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА

Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического  развития, индивидуальных возможностей, ...

Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие).

Индивидуальная коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида с диагнозом «аутизм» (познавательное развитие)....

Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.

                 Индивидуальная образовательная программа реабилитации ребёнка инвалида с врождённым пороком сердца.         ...

Методические рекомендации к написанию индивидуальной коррекционной программы для ребёнка-инвалида с ринолалией

Рекомендовано для воспитателей, логопедов, психолога ДОУ при  написании индивидуальной программы для ребёнка-инвалида с ринолалией (из опыта работы)....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА инвалида (ребёнка-инвалида)

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения инвалида (ребёнка- инвалида) в рамках реализации плана мероприятий психолого- педагогической реабилитации или абилитации, пред...