Ознакомление дошкольников с ОНР с родственными словами
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Касьянюк Татьяна Валенидовна

Консультация для воспитателей и учителей-логопедов по работе с дошкольниками старшего возраста по ознакомлению с родственными словами. Определены этапы работы, даны примерные тексты для каждого этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx54.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с ОНР с родственными словами

(старший возраст)

Консультация для воспитателей специализированных групп

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют бедный словарный запас: они не понимают значения многих слов, не умеют правильно употреблять слова, то есть их активный и пассивный словарь количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники пяти-шестилетнего возраста легко выполняют задания на словообразование, но дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с данными упражнениями не справляются.

Между тем одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР - обогащение словаря за счет обучения  их навыкам словообразования. Детей нужно обучать устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной форме.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях.

Родственные слова – это слова, имеющие общую часть - корень-и связанные по смыслу, значению. (Информация для педагогов: слова, отличающиеся только окончанием не являются родственными. Родственные слова образуются с помощью приставок и суффиксов, могут быть разными частями речи. Однокоренные и родственные слова – это синонимы, обозначающие одно и тоже понятие).

Разработана следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  1. Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте.
  2. Упражнения в определении родственных слов в тексте.
  3. Задания на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.
  4. Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).

На первом этапе педагог подводит детей к пониманию того, что у многих слов есть  «родственники», которые не просто  имеют «похожую» общую часть, но и связаны по смыслу.

-Мы слова похожие, как родственники схожие.

Мы живем одной семьей, поиграть хотим с тобой.

Далее педагог читает стихотворный текст. Например, стихотворение «Яблоко».

-На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело.

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось,

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный – просто объеденье!

Далее педагог задает вопросы:

-Дети, какие слова, похожие на слово «яблоко»,  «спрятались» в этом стихотворении? Педагог выставляет предметную картинку яблока и во время повторного чтения совместно с детьми выделяет родственные слова и добавляет новые картинки. Затем по картинкам дети самостоятельно называют слова-родственники к слову «яблоко».

Примерные тексты.

-В осиновом лесу растут осины,

Осинником зовется этот лес.

Осинки потянулись к небу синему,

А подосиновик под дерево залез.

-В жаровне бывает жар. Пожарники тушат пожар.

Жаркое поспело к обеду, а рыбу пожарим мы в среду.

Дополнительные приемы:

-выделение родственных слов голосом,

-неоднократное повторение текста,

-использование наглядности (предметов, предметных и сюжетных картинок, иллюстраций, схематических изображений),

-разбор текста по строчкам,

-вывод о том, что родственные слова похожи и связаны по смыслу.

На втором этапе задания усложняются. Педагог использует загадки, а дети отгадывают, запоминают слова-отгадки и подбирают к ним слова-родственники из текста загадки. Например:

-Если песню он поет,

Если паром он чихает,

Значит, чашки он зовет

И на чай нас приглашает. (Чайник)

-Из-под снега в лесочке появились цветочки.

Снежок, растай! Нам проталинку отдай! (Подснежники)

-Какие слова-родственники есть в самой загадке?

Примерные тексты загадок.

-Прилетят весной скворцы, для них построим мы дворцы. (Скворечники)

Вот осиновая роща. Под осинкой я расту.

-В ярком красненьком берете… Меня заметишь за версту. (Подосиновик)

Дополнительные приемы:

-На данном этапе наглядный материал используется педагогом в меньшей степени, дети больше ориентируются на слух. Предметная картинка появляется как подтверждение правильного ответа.

-Педагог подчеркивает, особенности слов-родственников: общий корень и смысловую связь.

К концу второго периода дети уже умеют легко узнавать родственные слова, выделять их из текста. Поэтому можно приступать к упражнениям на их группировку и самостоятельный подбор, то есть к  третьему этапу.

Виды упражнений третьего этапа следующие:

Подбор нужного слова-родственника в рифмованные строчки. Например:

  1. «Помоги кукле Кате разложить продукты».

Мама сыплет соль в солонку. Масло я кладу в …(масленку).

Много хлеба в хлебнице, а конфет в …(конфетнице).

  1. «Назови детеныша». Вот идет усатый кот и ведет…(котенка). На поляне рыжий лис, а рядом два …(лисенка).
  2. «Кто больше запомнит слов-родственников?»

И с крылечком, и с окном

На пригорке стоит …(дом).

Дом огромный, с медведище

Называется … (домище).

Если в доме жил бы гномик,

Называл бы дом свой … (домик).

Совсем крошечный, для мышки

Назовем мы дом … (домишко).

Здесь за печкой, за трубой

Живет старый … (домовой).

Выпил чай, съел торт вчерашний

И надел халат … (домашний).

К слову дом прибавь хозяйка.

Кто же мышь? … (домохозяйка).

Побеждает тот, кто назовет наибольшее количество слов. Дети повторяют ряд слов-родственников.

Дополнительные приемы:

-Если дети не могут самостоятельно подобрать нужное слово, то его называет педагог. Но при повторном чтении дети выполняют задание сами.

-Педагог может произносить только сложные слова при первичном чтении, а дети произносят легкие по словообразованию слова самостоятельно.

-Педагог часто воспроизводит словесные цепочки из родственных слов, дети их многократно слышат и запоминают.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов: газ-газета, дом-домино, лес-лиса. Поэтому на данном этапе полезно проводить упражнения по выделению «лишнего» слова, не подходящего по смыслу. Например:

-баран, бараний, барабан, барашек, баранина;

-лес, лесок, лесник, лиса, лесной;

-песок, пес, песочек, песчаный, песочница. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

На данном этапе также рекомендуется использовать следующие упражнения:

  1. «Подбери нужную картинку». Педагог называет слово, например: «балет», а ребенок подбирает картинку и называет родственное слово «балерина». Повторяется пара слов: балет-балерина; скрипка-скрипач, сапог-сапожник.
  2. «Подбери пару». Дети подбирают с помощью картинок пары родственных слов: лес-лесок, рыбка-рыбища, дуб-дубок, носик-носище.
  3. «Закончи цепочку слов». Теннис-теннисист-…теннисистка; журнал-журналист-…журналистка. Учить-учитель-…учительница; писать-писатель-…писательница. Кот-котенок-…котеночек; лось-лосенок-…лосеночек.
  4. Игра с мячом «Назови слово-родственник». Педагог бросает ребенку мяч и называет слово-корень, а ребенок подбирает родственное слово. Выполняя это упражнение, педагог имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают слова, насколько осознанно идет подбор.

Раз, два, три, четыре, пять!

Идем родственников звать!

-Назовите крупу, из которой варят кашу: гречневая-гречка, рисовая-рис, геркулесовая-геркулес, пшенная-пшено, манная-манка, перловая-перловка.

-Назовите фруктовые, ягодные, овощные соки: морковь - морковный, лук-луковый, смородина-смородиновый, персик-персиковый.

  1. «Закончи объяснение». Строитель-тот, кто…строит. Рыбак-тот, кто…рыбачит. Воспитатель-тот, кто…воспитывает. И наоборот: по данному объяснению назвать слово-родственник. Например: посуда, которая нужна для селедки-…селедочница; для перца-…перечница; для сухарей-…сухарница. Тот, кто очень добрый-…добряк, очень сильный-…силач, очень мудрый-…мудрец. Тот, кто пасет-…пастух; кто помогает-…помощник, кто освобождает-…освободитель.
  2. «Подбери нужные слова-родственники». Педагог выставляет картинки, например: «лес» и «лист», а дети подбирают слова к каждому слову.
  3. «Придумай слова-действия, родственные слову «летел», шел, пел и т.д.». Например: прилетел, улетел, вылетел, перелетел, слетел, залетел, отлетел.

На данном этапе можно использовать прием рисования дерева, которое символизирует слова, выросшие из одного слова-корня. Например: слово-корень «зима». Из него, как из корня,  вырастают ствол, ветки, а на ветках, как листья, появляются однокоренные слова: зимовка, зимовье, зимний, зимородок, зимушка, перезимовать, озимые, зимующие и т.д. Подобранные слова называются однокоренными, потому что выросли из одного корня, или родственными.

Данные упражнения развивают мышление детей, помогает осознанию родственных связей между словами.

После того, как дети освоят подобные упражнения, педагог переходит к следующему, четвертому этапу: использованию родственных слов в самостоятельной речи детей.

Варианты упражнений:

  1. Составление предложений с родственными словами. Например: Листья на деревьях давно облетели. Из клетки вылетел щегол. Налетел сильный ветер. Снегирь прилетел, поклевал корм и улетел.
  2. Пересказ текста с установкой на то, что «слова-родственники», которые дети находят сами, не должны «потеряться». Например: «Малинник». «Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник. Малинка - полезная ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила гнездо в малиннике. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье».
  3. Придумывание своих рассказов из 4-7 предложений со словами-родственниками, например: лес-лесной-лесник; снег-снежки-снеговик; гриб-грибок-грибник-грибной. Примерный текст: «Летом мы ходили в лес. Там было много лесных цветов и ягод. В лесу мы заблудились и долго шли по лесной тропинке. Нам встретился лесник. Он указал нам дорогу домой».

Эти задания можно предлагать для выполнения дома с родителями. Ребенок вместе с родителями составляет мини-сочинение с заданными родственными словами, которое записывается взрослыми и может быть красочно украшено. Сочинения детей можно зачитывать в группе и обсуждать.

Данная система работы по ознакомлению дошкольников с ОНР с родственными словами может проводиться на материале любой лексической темы. Если один-два раза в неделю использовать подобные упражнения, то к концу учебного года дети свободно овладеют практическими приемами образования родственных   по двум признакам: они близки  по смыслу и имеют общую часть.

Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее, способствует формированию языкового чутья и закладывает основу для орфографически грамотного письма в школе.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Александрина И.Н.  Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи // Логопед. 2008. №1.
  2. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., Аквариум. 1995.
  3. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. СПб.: Дельта. 1998.
  4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль: ТОО «Гринго». 1995.

Примерные тексты для первого этапа ознакомления с родственными словами

1. Знакомство с родственными словами.

- Слов очень много и они все разные. Но есть слова, у которых есть похожая часть: игра, играть, игрушка, игрушечный, игривый, игрок. Мы говорим: любимая игра, собираемся играть, новая игрушка, игрушечный кораблик, игрок в шашки. Слова — игра, играть, игрушка, игрушечный, игрок — это семья слов. В этой семье все слова похожи, как братья и сестры, то есть родственники. Поэтому их называют «родственными словами». Как называются слова, когда они похожи друг на друга? Дети: родственные.

2.  Выдели родственные слова из стихотворения. Подбор родственных слов к слову снег.

-Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песни просвистели.

У заснеженной реки в снежном переулке

Все идут играть в снежки и лепить снегурки.

Выдели родственные слова. Подбор родственных слов к слову мороз.

-Морозно морозной зимой

По морозцу спешу я домой

Замерзли и уши и нос –

Ведь не шутит зимою мороз.

Выдели родственные слова. Подбор родственных слов к слову зима.

-Зиму зимушкой часто зовут.

Хоть и трудно зимой зимовать.

Шубки зимние все достают,

Собираясь предзимье встречать.

 щуки щучья чешуя и щучьи плавники.

Плывет щуренок, как и я, вдоль берега реки.

-В день ветреный всегда бывает ветер.

Ветровку я давно себе приметил.

Когда же дует легкий ветерок,

То можно отправляться на каток.

-Все рыбы и рыбки живут лишь в воде

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки,

Чтоб рыбной покушать ухи.

-Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами —подосиновики,

Такие грибы красивые.

-Стеклянная посуда часто бьется

И много мелких стекол остается.

Все стеклышки собрал я осторожно —

Пораниться случайно ими можно.

-Звезды и звездочки в небе ночном —звездное очень небо.

Хотелось бы мне сосчитать их потом, но я звездочетом не был.

-Снег, снежинки, снегопад! Называть слова я рад. 
Веселой снежною зимой играем мы в снежки с тобой. 
Из снега будет снеговик – ведь к снегопадам он привык. 
А дед Мороз на Новый год с собой Снегурочку ведет.

– Какие слова звучат, похоже?

– Давайте выясним значения этих слов. Педагог называет слово, а дети объясняют значение слова.

  • Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег – скопление снежинок.
  • Снегопад – время, когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки – комочки из снега.
  • Снеговик – фигура, сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

– Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Какой? - Снег.

4. «Вспомни-повтори».
-Невесомые снежинки                 А в кормушке снегири        
Превратились в снегопад.           Зерна с крошками нашли.
На дорожки, на скамейки            Белоснежные сугробы
Мухи белые летят.                       Все дорожки замели.
Дети лепят снежный ком,           Прячутся подснежники
Станет ком снеговиком.              Под сугробы снежные
Малыши в снежки играют,         А Снегурочка с мешком
Кто-то строит снежный дом.      Посыпает всех снежком.

3.«Дружная семейка»

В роще под березой вырос гриб-великан. Потянулся он, оглянулся и увидел, что рядом растет еще один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился березовый лист, и из-под него показался грибочек-малыш. Улыбнулся гриб-великан: «Все на меня похожи…» Но тут послышались веселые голоса. Это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!

Педагог выставляет предметные картинки к родственным словам: гриб-грибок-грибочек-грибники-грибной.

-Все слова звучат похоже, какая в них общая часть?- Гриб.

Далее выясняется значение каждого слова. Вывод: «Такие слова называются словами родственниками. Живут они дружными семьями и, как родные люди, похожи друг на друга. В этих словах есть общая часть».

4. Работа с пословицами.

 Выделение родственных слов в каждой пословице.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Примерные тексты для второго этапа ознакомления с родственными словами

  1. Доскажи словечко. Подбор родственных слов к слову дом.

Гном и дом 

Жил да был веселый гном. 
Он в лесу построил … (дом). 

Рядом жил поменьше гномик. 
Под кустом он сделал ... (домик). 

Самый маленький гномишко 
Под грибом сложил ... (домишко). 

Старый, мудрый гном-гномище 
Выстроил большой ... (домище).


Был он стар и был он сед 
И большой был ... (домосед). 

А за печкой, за трубой 
Жил у гнома ... (домовой).


Очень строгий, деловитый, 
Аккуратный ... (домовитый).


Мох, калину, зверобой – 
Все из леса нес ... (домой).


Есть любил он суп вчерашний, 
Пил он только квас ... (домашний). 

Каждый день соседи-гномы 
Навещали деда ... (дома).


Всех встречал радушно гном. 
Все любили этот ... (дом). 

ДОМ, ДОМОК, ДОМИШКО... А какие еще слова можно образовать от слова ДОМ? 
Пирог, испеченный дома, - ДОМАШНИЙ. 
Человек, любящий порядок в доме, - ДОМОВИТЫЙ. 
Тот, кто любит оставаться дома, дома сидеть, - ДОМОСЕД. 
А как называется сказочное существо, которое селится в доме, охраняет его, но никогда не показывается людям? (ДОМОВОЙ). 

  1. Подбор родственных слов к слову снег.

Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ... (Снег.)

С неба все скользят пушинки — серебристые ... (Снежинки.)

На поселки, на лужок  тихо падает ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят — все сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка — эта девочка — ... (Снегурка.)

- Какие слова вы добавляли? (повторение цепочки родственных слов)

3. Отгадайте загадки,  запомните  отгадки. 
Зимой на ветках яблоки, 
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули яблоки, 
Ведь это … (снегири) 

Что за звёздочки сквозные 
На пальто и на платке, 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь вода в руке. (Снежинки) 

Он слетает белой стаей 
И сверкает на лету, 
Он звездой прохладной тает 
На ладони и во рту. (Снег) 

Жил я посреди двора, 
Где играет детвора, 
Но от солнечных лучей 
Превратился я в ручей. (Снеговик) 

Внучка с дедом бородатым 
Каждый год среди зимы 
Дарит радость нам, ребятам, 
С ними веселимся мы. (Снегурочка)

Повтори отгадки: снегири, снежинки, снег, снеговик, Снегурочка.  

4. Доскажи словечко. Подбор родственных слов к слову ель.

Летом в зной, зимой в метель

Цвет свой не меняет … (ель).

Очень острые иголки

У лесной зеленой ... (ёлки).

Не уколют нас иголочки,

Скажем ласково мы ёлке  … (ёлочка).

У кедра есть кедровая,

А у сосны сосновая,

А у ели новая шишечка … (еловая).

В Новый год мы снимем с полочки

И повесим их на ёлочку

Стеклянные и войлочные,

Бумажные игрушки … (ёлочные).

Мы пойдем всей группой в понедельник

В лес еловый, он зовется … (ельник).

5. Доскажи словечко. Подбор родственных слов к слову лес.

В полный сказок и чудес

Мы пришли в осенний  … (лес).

Ласково лес как назвать?... (лесок).

Чей ответит голосок?

Здесь идут на водопой

Звери по тропе …(лесной).

Защитит зверей и птичек

От плохих людей … (лесничий).

Из еловой шишки сделал колпачок

И пришел из сказки к нам … (лесовичок).

6. Закрепление понятия о родственных словах.

 «Знает наша детвора — прятки — лучшая ...».

«Всех ребят хотим собрать — в прятки будем мы ...».

«Мой котёнок шаловливый, очень ласковый ...».

«У малышки погремушка, очень шумная ...»

-Назовите родственные слова. С какого звука они начинаются?

7. Подбор родственных слов к слову мороз.

-Белый мороз к палочке прирос. 
Молочное, шоколадное и всегда прохладное. 
(Мороженое.)

– Найдите в тексте загадки слово – «родственник» к слову – отгадке.

– Подберите слова – «родственники» к слову «мороз». (Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко). (Если задание вызывает затруднение, педагог помогает детям вопросами.)

– Как назовем сильный мороз? (Морозище.)

– Как ласково назовем мороз? (Морозец.)

– Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.)

– Если мороз сильный, то нос можно ... (отморозить).

– Как зовут сказочного героя? (Морозко.)

Примерные тексты для третьего этапа ознакомления с родственными словами


1. Выбор главного слова в предложенном списке родственных слов.

Птичка, птичий, птица, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвост, хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц.

2.Подбор  главного слова к названным родственным словам.

Волчонок, волчище, волчишка, волчий — волк.

Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок — голос.

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать — прыгать.

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка — зубы.

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный — добро.

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары — спорт.

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать — стук.

3.Выбор слова, не являющегося родственным предложенным  однокоренным словам.

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.

Карта, карточка, куртка, картина.

Ледокол, лед, ладошка, ледянка, ледяной.

Щука, щучий, щепочка, щучка, щуренок.

Ель, еловый, елочки, съел, ельник.

Трава, травушка, отрава, травяной.

Голосить, голосовой, голый, голосишко.

Грачонок, грачиные, граница, грачевник.

Конный, конюшня, конфетка, конезавод.

Глупый, глубокий, глупыш, поглупеть.

Мороз, мороженое, морс, заморозки.

Пастух, пастуший, послушный, пастушок, пасет.

Булка, булочка, булочник, хлеб, булочная.

Кот, котик, котище, кататься, кртеночек.

4.Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам.

Лес и лист:

лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый,  листок, листва;

Гора и горе: 

гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;

5. «Узнай слово по описанию».
Эту игру лучше проводить с использованием картинок.
Взрослый описывает предмет, а ребенок должен догадаться, о каком предмете идет речь, показать и назвать картинку.
- Это птица, она прилетает зимой, она черная, а грудка красная, любит есть семена, ягоды рябины.
- Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит к ним зимой с Дедом Морозом.
- Дети лепят его из снега, он круглый, холодный, им можно кидаться, строить из него крепости.
- Падает с неба, белая, искристая, лучистая.
- Тело его состоит из трех комков: большого, поменьше и маленького, вместо носа морковка, на голове ведро.

-Назови все слова-родственники, добавь свои.

6. «Закончи объяснения».

-Овощевод-тот, кто…

Садовник-тот, кто…

Освободитель-тот, кто…

Помощник-тот, кто…

Пастух-тот, кто…

Пахарь-тот, кто…

Вратарь-тот, кто…

-Посуда, где хранят хлеб-…

Посуда, где хранят сухари-…

Посуда, где хранят перец-…

Посуда, где хранят конфеты-…

Посуда, где хранят салат-…

-Фотографирует кто?-…

Варит кто?-…

Шьет кто?-…

Печь кладет кто?-…

В шахте работает кто?-…

7. «Придумай слова действия к слову».

Учил-обучил, переучил, выучил, отучил, заучил, научил, подучил.

Шел-перешел, зашел, вышел, отошел, нашел, подошел, обошел, ушел.

8. «Назови детенышей».

Медведь-медвежонок-медвежоночек- медвежата.

Лис-лисенок-лисеночек-лисята.

Рысь-рысенок-рысеночек-рысята.

Еж-ежонок-еженочек-ежата.

Белка-бельчонок-бельчоночек-бельчата.

9.«Подбери пару» (с помощью картинок)

Лес-лесок, рыба-рыбища, пень-пенек, гриб-грибок, дуб-дубок, носище-носик и т.д.

Примерные тексты для четвертого этапа ознакомления с родственными словами

  1. Составление предложений с родственными словами.

Педагог предлагает детям составить предложения с опорой на картинки: солнце, солнышко, солнечный день, подсолнух, подсолнечное масло.

Примерные варианты:

Яркое солнце показалось из-за туч. Весной солнышко греет теплее. В солнечный день ребята загорали у реки. На нашем огороде вырос высокий подсолнух. Маша пошла в магазин за подсолнечным маслом.

Словарь однокоренных слов для дошкольников.

ветер, ветерок, ветрище;

вода, водный, водичка, подводный;

глаз, глазки, глазной, глазок;

гора, горка, горный, гористый;

горе, горевать, горюшко;

гусь, гусак, гусыня, гусёнок;

двор, дворник, дворик, дворовый;

дождь, дождик, дождевой, дождливый;

дом, домик, домашний, домой;

ёж, ежиха, ежонок, ежовый;

звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;

зверь, зверёк, зверюшка, звериный;

звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;

зима, зимний, зимовье, зимовать;

лес, лесной, лесник, лесистый;

лист, листик, листок, листва;

лось, лосиха, лосёнок, лосиный;

лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;

море, морской, моряк, приморский;

мороз, морозец, морозище, морозный;

свет, светить, светленький, светлый, светлячок;

слово, словечко, словесный;

снег, снеговой, снеговик, снегурочка, снегирь;

тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;

хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;

цвет, цветок, цветут, цветник;

час, часок, часик, часовой, часы.

  1. Пересказ текстов с родственными словами.

«Веснянка»

Пришла весна. Выглянули из-под снега подснежники и раскрыли свои нежные лепестки. Только один цветок не спешил раскрываться. Весенний солнечный лучик своей ладошкой погладил его. Тихо раскрылись лепестки, и все увидели, что там спит девочка Веснянка, а на носу у нее веснушки. Улыбнулось ласковое солнышко и сказало: «Просыпайся, Веснянка! Твоя пора наступила».

  1. Самостоятельное составление текстов с родственными словами.

По опорным словам или предметным картинкам, схемам, иллюстрациям и т.д. Можно пересказывать по цепочке, парами, по одному, по началу рассказа и т.д.

-лес, лесной, лесник;

-снег, снежки, снеговик;

-снег, снежок, подснежник;

-рыба, рыбак, рыбища, рыбный, рыбачить;

-гриб, грибок, грибник, грибной.

Примерные тексты детских рассказов.

-Наступила весна. В лесу стал таять снежок. На проталинке из-под снега появился первый подснежник.

-Зимой часто идет снег. Вчера мы играли в снежки, а завтра будем лепить большого снеговика.

-Летом я был на море и ловил рыбу удочкой. Рядом сидели другие рыбаки. Они тоже рыбачили. Я видел, как у одного рыбака сорвалась огромная рыбища. Все очень расстроились. А когда я поймал маленькую рыбку, то очень обрадовался. Потом я поймал еще одну небольшую рыбку. Рыбалка была удачной. Потом мы варили рыбный суп – уху. Было очень вкусно.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.

4. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Знакомство дошкольников с родственными словами в игровой деятельности

Знакомство старших дошкольников  с родственными словами формирует предпосылки к успешному обучению в школе, развивает навыки словообразования,  приучает вдумываться в смысловое зн...

Консультация для воспитателей Формирование навыков словообразования у дошкольников на примере родственных слов.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов....

«Ознакомление дошкольников с родственными словами»

Буклет для родителей детей старшего дошкольного возраста с играми и упражнениями по ознакомлению с родственными словами....