Коррекционная работа по речевому развитию в ДОУ.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Исмагилова Эльмира Мазитовна

 

Коррекционная работа по речевому развитию в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по речевому развитию в ДОУ.

Всем известно, какую важнейшую роль играет речь в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого общения и приобретения новых знаний. Появившаяся в ходе эволюции письменная речь позволила людям накапливать полученные знания и с ее помощью передавать ее последующим поколениям. Люди, далекие от науки, думают, что речь производится непосредственно речевыми органами: губами, языком, голосовыми связками. На самом деле произнесение вслух звуков, слов и предложений – это заключительный этап речевого процесса. Наши речевые органы только выполняют приказы, поступающие из мозга, тем самым облекая мысленную речь в звуковую.

Основой речи как физиологического процесса является нервная система человека. Непосредственно речь представляет собой сложную взаимосвязанную функциональную систему.

Механизмы речи не являются наследственными, а вырабатываются у новорожденного человека за сравнительно короткое время: в течении дошкольного возраста. Речь ребенка проходит в своем становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребенка и его речевых контактов в ходе общения со взрослым, накопление им впечатлений звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности. Их ограниченность или недостаточность по причине глухонемоты или многочисленных дефектов речи родителей ребенка, его длительной госпитализации из – за различных тяжелых заболеваний могут привести к отставанию в развитии речи.

Особенно важными для развития интеллекта и речи ребенка являются первые годы его жизни в течение которых происходит созревание его нервной системы. Большое влияние на процесс развития речи оказывают также различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребенка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (инфекции, травмы, интоксикации, социальные факторы).

Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом, но не говорит, потому что не умеет им пользоваться - он должен этому научиться. Кроме того, у него нет содержания и впечатлений для собственной речи: ему их надо накопить. Он еще не знаком со словесными формами речи и ему предстоит пройти сложный путь усвоения системы языка, на котором общаются окружающие люди, в течение трех последовательных этапов.

Первый этап доречевой: на этой стадии ребенок начинает прислушиваться к речи других, общаться с помощью действий с яркими предметами и игрушками, производить с ними подражательные игровые действия и выполнять простые словесные инструкции взрослого.

Второй этап развития речи – словесный. В это время ребенок учится отличать по смыслу слова, схожие при произнесении. Ведущую роль при этом играет слух ребенка: даже при небольших его нарушениях овладение речью затрудняется. Кроме того, важна роль зрительного (ребенок должен видеть говорящего взрослого, его мимику и жесты) и речедвигательного (он лучше различает те звуки, которые может правильно произнести) центров. При нормальном речевом развитии к 2 годам ребенок понимает смысл слышимых слов, активно владеет минимум 50 словами обиходного содержания, пользуется фразами из 2 или более слов. Теперь ему предстоит 3 этап развития речи – усвоение грамматики, продолжающийся до 5 – 6 лет. К 3 – 3,5 годам при благоприятных условиях ребенок усваивает все основные звуки родного языка. Имеет в словаре все части речи, понимает разговорную и повествовательную речи, соответствующую уровню его развития, самостоятельно может рассказать об увиденном или услышанном, используя для этого распространенные грамматические формы слов. В течение первых 3 лет ребенок проделывает огромную работу по усвоению родного языка, которая станет основой его психического развития в дальнейшем. В это решающее время главным условием формирования речи ребенка является только среда говорящих людей. Этим фактом объясняется отсутствие связной речи у «детей - маугли», выросших среди животных.

Далее с 3 до 6 лет у ребенка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием. Именно в это время закладывается фундамент, на котором позднее будет строиться здание взрослой речи. Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с детьми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и стойкие дефекты речи у детей.

Правильное четкое произношение звуков у детей напрямую зависит от скоординированной работы их артикуляционного аппарата. У некоторых в возрасте 4 – 6 лет наблюдается смазанная, нечеткая речь, которая является следствием вялых, неточных движений, недостаточной подвижности и тренированности мышц губ, языка. Поэтому необходимо развивать мышцы губ, щек, языка, нижней челюсти, совершенствовать координацию их движения. Даже если у ребенка формирование правильного произношения звуков идет нормальными темпами, ему все же необходима помощь взрослых в развитии хорошей дикции и воспитании интонационной выразительности речи (ее мелодичности, темпа, ритма, ударения, эмоциональности). Не всегда этого можно добиться только по подражанию. Чаще всего требуется проведение словесных игр, чтение и пересказывание простых текстов, заучивание стихотворений и скороговорок, объяснение смысла пословиц, отгадывание загадок, составление рассказов по сериям картин и другие речевые игры.

Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою, с проведением различных игр дети приучаются подражать речи взрослого. Старшие в семье должны давать ребенку образец четкой, грамматически правильной и эмоционально выразительной речи, тогда он постепенно станет сам следить за четкостью и правильностью своего произношения.

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваиваются в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи.

Ритм речи, особенно стихотворной способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

М.М Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, являются необходимым элементом в системе логопедического воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Рекомендации воспитателям по организации коррекционной работы по речевому развитию.

      Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная го...

Формы работы по речевому развитию и особенности организации коррекционной деятельности в ДОУ в условиях введения ФГОС

Формы работы по речевому развитию и особенности организации коррекционной деятельности в ДОУ в условиях введения ФГОС...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Тематическое планирование коррекционно-образовательной работы по речевому развитию детей с ОНР в старшей группе

В данной  публикации представлена подробная разработка тематического планироания по лексическим темам для детей старшего возраста с ОНР. Пособие содержит подробный материал для планирования занят...

Коррекционная работа по речевому развитию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Согласно ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и р...

Практическая консультация: «Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей посредством технологии легоконструирования»

Практическая консультация для педагогов. Педагоги знакомятся с возможностями конструктора Легоконструктора в речевом развитии дошкольников через практические игры и упражнения....