Программа коррекционной работы по речевому развитию
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Бессчастнова Алёна Николаевна

подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnoy_raboty_dlya_podg.gr_.23-24g.docx49.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   

ИНН 6432003994   КПП 645101001  ОГРН 1036403201592

Программа коррекционной работы по речевому развитию для детей подготовительной группы.

Разработчики:

Рахматалиева Х.А

Бссчастнова А.Н.

2023г. – 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

Актуальность

1.3

Цели программы

2

1.4

Задачи программы

2

1.7

Предполагаемые результаты

4

II

Содержательный раздел

2.1

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1

Учебный план

6

3.2

Список литературы

7

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

1.2 Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.

Цель программы:

- построение системы коррекционной и образовательной деятельности для детей с  нарушением речи в возрасте с 6 до 7 лет, повышение уровня развития психических процессов

Задачи программы:

- -овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;

- развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение;

- формировать навыки самостоятельной работы.

- создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.

  1. Предполагаемые результаты:
  •  повышение уровня познавательной активности, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
  • способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи;
  • способен устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

К концу курса занятий дети должны уметь:

- различает понятия: звук, буква, слог, предложение;

- участвует в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;

- делает логические выводы, правильно формулировать условия поставленных задач;

- выполняет задание до конца, не отвлекаясь;

- запоминает картинку, а затем отвечать на вопросы по ней;

- умеет ориентироваться во времени и в пространстве;

- умеет изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

-  составляет рассказ по серии картинок.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя

Содержание игр и упражнений используемых в работе с детьми

Количество занятий

Сентябрь

1

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

1

2

1.Упражнение на развитие слуховой памяти  «10 слов»

Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.

2.Упражнение на развитие внимания, мыслительных операций «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)., Перед ним выкладывают картинки и он находит нужный, показывает его. и т. д (фрукты, мебель, одежда, обувь, транспорт)

1

3

1.Упражнение на моторику «Мы писали, мы писали..»

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Ручки в стороны убрали.

Два притопа, два прихлопа

Топаем, хлопаем.

Началась опять работа.

(Потираем ладонью о ладонь.)

В небе птицы пролетали

(Руки чуть подняты над головой)

Птицы крыльями махали.

(и перекрещены, взмахи кистями рук.)

Ветер дул навстречу им.

(Машет  руками на лицо, словно обмахиваясь веером)

2.Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1

Октябрь

1

1.Упражнение «Закончи слово». Умение делить слово на слоги

2.Упражнение «Разложи по местам». Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода, шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Педагог просит разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках. 

1

2

1.Игра на развитие мышления «Нарисуй фигуру по памяти». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, убирают, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.(15 сек.)

2.Упражнения "На развитие гибкости ума".
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
-  назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)
-  назови слова, относящиеся к спорту
- назови слова, обозначающие домашних животных.

1

3

1.Пальчиковая гимнастика

Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.(несколько раз)

3.Графическая работа        

1

4

1.Упражнение «Угадай слово». Умение делить слово на слоги.

2.Упражнение «Кто, что любит?» Соединить линией нужные рисунки (собака- косточка, кошка – рыба, заяц – морковь, медвежонок – мед..)

1

Ноябрь

1

1.Упражнение на мышление: «Назови одним словом»
Вилка, ложка, нож - это ...
Дождь, снег, мороз - это ...
Рука, нога, голова - это ...
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это ...
Транспорт - это ....

1

2

1.Упражнение на мышление «Что где находится?»

 Развить у ребенка умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

  2.Графическая работа.

1

3

1.Упражнение «Назови слово на заданный звук».
Варианты:
1) Назвать слова, начинающиеся на звук «А».
2) Назвать слова, оканчивающиеся на звук «Т».
3) Назвать слова, в которых третья от начала-звук «С».

2.Упражнения на развитие моторики

1.Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

2.Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (2-3 раза)

1

4

1.Упражнение на мышление «Исправь ошибку» Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш».

2. Упражнение  «Кем (чем) был раньше?» Педагог, обращаясь к ребенку, задает вопрос: кем (чем) был раньше? Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), мама (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

1

Декабрь

1

1.Упражнения на развитие двигательной памяти

- вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!

- покажи машину, которая вынуждена затормозить у светофора.

- каким движением полицейский останавливает автомобиль?

- как бабушка поправляет очки.

- как кошка нежится на солнышке? Покажи.

2.Упражнение на словарный запас «Скажи коротко»

- остаться на зиму … (зимовать)

- остаться на ночь … (заночевать)

- мелкий дождь … (дождик)

- капля дождя … (дождинка)

- маленькая лошадка … (пони)

1

2

1.Упражнение на мышление «Назови одним словом»:

- окунь, карась, щука (рыба);

- трава, дерево, цветы (растения);

- волк, медведь, лиса (животные);

- чашка, тарелка (посуда);

- ботинки, туфли, сапоги (обувь);

- шапка, шляпа (головной убор);

- куртка, пальто (одежда);

- кукла, пирамидка (игрушки)

2.Графическая работа

1

3

1.Игра на развитие мышления и восприятия «Скажи наоборот». Игра с мячом. Ребенок должен назвать противоположное по значению слово. Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый – мягкий, шершавый - гладкий.

2.Игра на внимание «Самый зоркий». Ребенок рассматривает картинки несколько секунд.  Затем картинки убирают, должен назвать предметы, которые запомнил.

1

4

1.Игра для развития памяти «Повтори и назови» Педагог сообщает, сейчас мы узнаем, кто больше запомнит и повторит названий разных животных. Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

2.«Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

1

Январь

2

1.Упражнение на развитие мышления: «Закончи слово» Педагог произносит первые слоги, а ребенок заканчивает. Всего предлагается 10 слогов: «по», «ко», «за», «ми», «му», «до», «че», «ма», «ку», «зо».

2.Упражнение «Закончи узор»

1

3

1.Упражнение  на мышление «Придумай рифму».

 Например: часы – весы; шишка – мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога – рога; матрешка – картошка.

2.Упражнение «Разложи картинки». Картинки: природный и рукотворный мир. Предложить ребенку разложить картинки

1

4

1.Упражнение «Назови одним словом»
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень".

2.Упражнение на графомоторику

1

Февраль

1

1.Упражнениена развитие воображения «На что похожи наши ладошки». Предложить обвести карандашом собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

1

2

1.Упражнение «Найди сходство и отличия». 2 картинки: самолет и птица, предложить ребенку найти сходство и отличия

2. Упражнения на развитие тонкой моторики

- сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

-руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой

1

3

1.Упражнение «Запомни и назови» Ребенку предлагают посмотреть и запомнить  картинки с изображением , затем убирают и просят назвать что он запомнил.

2.Упражнение «Закончи узор»

1

4

1.Повторение и заучивание пословиц

2.Упражнение «Разрезные каринки»

1

Март

1

1.Лото «Найди лишний предмет»

2.Упражнение на внимание «Назови деревья, растущие на нашем участке»

1

2

1.Дидактическая игра «Угадай профессию». Педагог показывает изображение предмета, ребенок должен назвать профессию человека, в труде которого, этот предмет используется.

2.Графическая работа

1

3

1.Упражнение на внимание. Расстановка предметов:

- на верхнюю полку поставь кубик, под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

2. 2.Упражнения на развитие моторики

1.Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

2.Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (2-3 раза)

1

4

1.Упражнение «Звук заблудился». Педагог читает стихотворные строки, ребенок называет слово, которое звучит неправильно:

-жучка будку (булку) не доела, неохота, надоело;

-ехал дядя без жилета (билета), заплатил он штраф за это.

2.Упражнение «Закончи узор»

1

Апрель

1

1.Упражнение на развитие восприятия «Вкус и запах».

Задание 1. Представь лимон.

- какой он на вкус?

- вспомни, как он пахнет. Расскажи об этом.

- представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 2. Нарисуй лимон.

Задание 3. Представь апельсин.

- какой он на вкус?

- вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

- какого цвета апельсин?

- представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 4. Нарисуй апельсин.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

1

2

1.Упражнение на внимание «Бывает не бывает». Педагог характеризует материалы, если он называет свойства и качества материалов правильно, ребенок хлопает в ладоши, если неправильно – топает ногами.

2.Лото «Найди лишний предмет»

1

3

1.Упражнение на развитие памяти «Как это можно использовать?»  Найти наиболее большее число вариантов использования какого предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указка, градусник для куклы и т.д.

2.Упражнение «Продолжи узор»

1

4

1.Упражнение на развитие мышления, моторики, воображения и словарного запаса «Разговор с руками».

 Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

1

Май

1

1.Упражнение на развитие восприятия и воображения  «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

2

1.Упражнение на развитие мышления «Подбери слово»

К указанному слову, предложить подобрать слово, которое будет логически с ним связано, и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

2.Графическая работа

11

3

1.Упражнение на развитие моторики: выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

2.Словесная игра «Назови месяцы, времена года»

1

4

Диагностика

1

III. Организационный раздел

  1. Учебно-тематический план

Вид организованной образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

Интегрированное:

развитие речи,

развитие мелкой моторики,

познавательное развитие

34

1

20

индивидуальная

подгрупповая

3.2. Список литературы:

1. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М.:ТЦ СФЕРА, 2004.

2. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3 Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 1. / Н. Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.

4. Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О. С. Яцель. – М.: Гном и Д, 2005.

5.Столярова, А. А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 - 7 лет. Программа. Конспекты занятий: методические рекомендации;

7. Колесникова Е.В. От звука к букве.

Данная программа рассчитана на один год и реализуется на базе МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

Рекомендации воспитателям по организации коррекционной работы по речевому развитию.

      Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная го...

Коррекционная работа по речевому развитию в ДОУ.

Коррекционная работа по речевому развитию в ДОУ....

Программа кружковой работы по речевому развитию для детей младшего возраста

Программа кружковой работыпо развитию речи«Говорушки»для детей младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа углубленной работы по речевому развитию в средней группе «Говорушечки»

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее...

Коррекционная работа по речевому развитию с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Согласно ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и р...