Главные вкладки

    Рекомендации воспитателям по организации коррекционной работы по речевому развитию.
    консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Арнаутова Людмила Викторовна

            Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя и одновременно - от его настойчивости, последовательности зависят отношение самого ребенка к предлагаемой помощи и мотивация ее принятия. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_gmo.docx24.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Арнаутова Людмила Викторовна,

    учитель-логопед МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино»

    МО г.Саяногорск.

    Рекомендации воспитателям по организации коррекционной работы по речевому развитию.

    Насколько бы внимательным и педагогически целесообразным не было отношение воспитателя к детям, часто оказывается так, что только обычных профилактических мер для полноценного развития их речи недостаточно. В отношении воспитанников, уже имеющих речевые дефекты, необходимо использовать иные формы и приемы воздействия.

    Среди отклонений в речевом развитии детей, с которыми сталкивается педагог, наиболее распространенными можно назвать:
    - изолированные фонетические нарушения;
    - фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи;
    - общее недоразвитие речи;
    - нарушения просодической (мелодико-интонационной и темпо-ритмической) организации речи.
              Систематическое, четко ориентированное наблюдение педагога за ходом развития речи дошкольников и специальные диагностические процедуры помогают своевременно выделить детей, которым свойственны названные недостатки. В зависимости от их выраженности воспитатель выбирает одну из четырех возможных стратегий:
    - самостоятельно оказывает речевую помощь воспитанникам;
    - после консультации со специалистом (логопедом, психологом, невропатологом, сурдопедагогом и др.) и по его рекомендации применяет к тому или иному ребенку коррекционные мероприятия;
    - рекомендует родителям систематические занятия со специалистом (логопедом, сурдопедагогом, психологом и др.), оказывая всемерную педагогическую поддержку ребенку и закрепляя результаты;
    - рекомендует родителям обратиться в медико-психолого-педагогическую консультацию для более точного определения вида ДОУ и выбора адекватной возможностям и потребностям ребенка образовательной программы.
                 Опыт показывает, что первый вариант стратегии педагог обычно применяет к детям с недостатками произношения отдельных звуков (или звуков из одной фонетической группы), или легкими формами фонетико-фонематического (фонематического) недоразвития речи.
               Вторая стратегия рациональнее при более серьезных фонетических и фонетико-фонематических нарушениях (по типу сложной дислалии, минимальных дизартрических расстройств и др.), не резко выраженном общем недоразвитии речи или недостатках ее просодической организации (незначительная патология голоса, запинки не судорожного характера, заикание легкой степени).
             Третья и (тем более!) четвертая стратегии ориентированы на детей с серьезными, затрудняющими процесс как речевого, так и общего развития нарушениями: выраженным фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием средней и тяжелой степеней, выраженными расстройствами голосовой функции и др. Фактически такие дошкольники должны посещать логопедическую группу, но при отсутствии такой возможности педагог не имеет права исключать их из поля своего внимания и должен оказать им посильную коррекционную поддержку.
              Требования к обеспечению мотивированной детской деятельности и организации полноценной речевой среды, которые воспитатель должен был выполнить в рамках профилактического блока, сохраняются и в коррекционно-речевом блоке, но становятся более строгими. Используя данные изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и этапные задачи коррекционно-речевого воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальных программах (форма их составления - свободная). Свое воплощение они получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре. Так, воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены:
    - в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
    - в совместной деятельности взрослого с детьми;
    - в свободной самостоятельной деятельности детей.

              На занятиях необходимо стремиться к максимальной индивидуализации взаимодействия с ребятами, имеющими недостатки в речевом развитии; к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получали задания, соотносимые с их особенностями и потребностями развития.
              Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и др.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей (например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых (ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных (использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений).

    Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения и т.д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении речевой активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения коррекционно-развивающих задач.
              Еще большим потенциалом в плане речевой коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий и преобладающая по продолжительности деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная). Здесь могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с воспитанниками:
    - специальные дидактические и развивающие игры;
    - занимательные упражнения;
    - беседы;
    - совместные практические действия;
    - наблюдения;
    - экскурсии;
    - методически продуманные поручения и трудовые задания и др.
           При этом во внимание обязательно принимаются возраст дошкольников, их речевые и познавательные возможности.
            Особого рассмотрения заслуживают вопросы, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников общеразвивающих групп. Их использование высокоэффективно, поскольку воспитатель имеет возможность ежедневно и долго общаться с ребятами, знает их склонности, интересы и, следовательно, способен определить оптимальные формы включения необходимых коррекционных заданий в их деятельность. Задачи подготовительного этапа этой работы могут быть решены не только в традиционных формах, но и с привлечением музыкально-ритмических занятий, ежедневной утренней зарядки, в состав которых включается артикуляционная гимнастика.
           Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - это искренняя заинтересованность педагога в хороших результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя и одновременно - от его настойчивости, последовательности зависят отношение самого ребенка к предлагаемой помощи и мотивация ее принятия. Кроме того, определенные требования к использованию приемов исправления ошибок в детской речи должны соблюдаться не только педагогом, но и, по его настоянию, всеми близкими для ребенка взрослыми: их нужно делать в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания воспитанника. «Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - предостерегает Е.И. Тихеева. - В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем - раздражают детей».
           Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов можно назвать включение в нее членов семьи. Родственники оказывают решающее воздействие на дошкольника. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в домашних условиях необходимых мероприятий превентивной и коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя. Вместе с тем, профилактика и коррекция речевых недостатков должна естественно вливаться в рамки сотрудничества педагогов ДОУ с родителями.

    Соотношение между профилактическим и коррекционно-речевым блоками и соответственными действиями педагога находится в прямой зависимости от возраста дошкольников. В работе с детьми младшего и среднего возраста будут преобладать мероприятия профилактической направленности, поскольку, чем младше ребенок, тем эффективнее такое воздействие, но и тем больших деликатности и профессиональной компетентности требует оно от педагога. В работе со старшими дошкольниками профилактические задачи дополняются коррекционными. Если воспитатель активно влияет на динамику и качество речевого развития своих подопечных с самого раннего возраста, это значительно сокращает количество детей, состояние речи которых позже потребует коррекции. Этот факт свидетельствует о большом потенциале профилактических средств и целесообразности внедрения подобной системы работы в широкую педагогическую практику.
                 Таким образом, индивидуализация задач, содержания и приемов работы педагога с ребенком, персонализация контактов с его близкими, в совокупности обеспечивают оптимальные условия и основу для развертывания программ профилактической и коррекционной направленности в отношении воспитанников ДОУ общеразвивающего вида.
              Так, педагог ДОУ общеразвивающего вида должен знать следующее:
    - возрастные закономерности речевого онтогенеза;
    - типичные недостатки, отклонения и нарушения в речевом развитии дошкольников и причины, лежащие в их основе;
    - задачи, формы, методы и приемы диагностики, профилактики и коррекции недостатков речи у детей в условиях ДОУ и семьи;
    - задачи, содержание, методы и формы профилактической и консультативной работы как с ребенком, имеющим речевые недостатки, так и с его семьей.
               Среди наиболее важных умений, позволяющих вести диагностико-профилактическую и коррекционно-речевую работу с дошкольниками, следует выделить:
    - наблюдение за ходом речевого развития дошкольников, распознавание (диагностирование) предпосылок и признаков формирования нетипичных (опережающих, задержанных или искаженных) его вариантов;
    - создание обогащенной и соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
    - методически корректное планирование и проведение работы по профилактике и преодолению у детей недостатков в речевом развитии в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействие с другими специалистами;
    - осуществление педагогической работы по предупреждению вторичных, следующих за собственно речевыми недостатками и тесно с ними связанных трудностей в поведении, общении и разных видах деятельности дошкольника;
    - вовлечение в коррекционно-развивающую работу семьи, обеспечение заинтересованности родных и близких ребенка в ее результатах, снабжение их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку.

    По материалам Интернет-ресурсов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».

    Модели многофункциональны. На  основе моделей можно создать многообразные дидактические игры....

    Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

    Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...

    Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

    Методические рекомендации по организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие восприятия, представлений о цвете и формирование умений отражать цвет в рисунках у дошкольников с и...

    Организация коррекционной работы с детьми группы риска на примере речевого развития.

    Среди миллионов детей – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими св...

    Коррекционная работа по речевому развитию в ДОУ.

    Коррекционная работа по речевому развитию в ДОУ....

    Мастер-класс для воспитателей «Использование синквейна в работе по речевому развитию детей».

    Как интересно преподнести детям новый материал  и закрепить у них новые знания? Предложите им составить синквейн. О том, какую структуру имеет дидактичсский синквейн и как его использовать в рабо...