Педсовет «Совершенствовать работу педагога по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста и у детей группы ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Косачева Елена Дмитриевна

В презентации представленна предметно - развивающая среда в ДОУ, которая создавалась совместно педагогами и родителями для развития мелкой маторики у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pedsovet_microsoft_powerpoint.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педсовет «Совершенствовать работу педагога по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста и у детей группы ЗПР» Подготовила: зам.зав . по УВР МБДОУ № 25 г. Невинномысска Косачева Е.Д.

Слайд 2

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Слайд 3

Ученые вывели закономерность На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается

Слайд 5

1 этап – использование пальчиковой гимнастики с предметами и с сопровождением стихотворной речи. В образовательной деятельности пальчиковая гимнастика применяется как организационный момент, вводная часть, физкультминутка, заключительная часть НОД. Этапы работы:

Слайд 6

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: — работа с бумагой в конструировании, в конструировании по типу с оригами, — в аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации), конструирование из природного материала, конструирование из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов); — в лепке использование разнообразных материалов (пластилин, масса, тесто, глина), также использование дополнительных материалов (семена, фольга, бисер и т.п.); — в рисовании применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (акварель, тушь, гелиевые ручки, уголь, перо, кисти разных размеров, трафареты). 2 этап – использование развития мелкой моторики в непосредственно-образовательной деятельности.

Слайд 7

Образовательная область «Познавательное развитие»: использую традиционную технологию — выкладывание из палочек цифр, геометрических фигур, отсчет раздаточного материала, так же и нетрадиционную технологию — написание цифр по крупе, выкладывание из ракушек, из мелких камушек, из семян растений, выкладывание из пуговиц, пластмассовых крышечек и др. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: использованную традиционную технологию — выкладывание букв из палочек, при работе со схемами моделями; так же нетрадиционную технологию — написание букв по крупе, выкладывание из ракушек. 3 этап – развитие мелкой моторики как часть образовательной деятельности.

Слайд 8

— разнообразные игры с мозаикой, лото, домино; — использование здоровьесберегающих технологий (песочная терапия); — разнообразные игры по развитию мелкой моторики: шнуровка, подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, букв, пуговиц, застегивание (расстегивание) пуговицы, складывать матрешек, мять руками поролоновые шарики, губки и т.д. 4 этап – развитие мелкой моторики в режимных моментах.

Слайд 9

Предметно развивающая среда в ДОУ по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Слайд 10

Игры сделанные руками воспитателя

Слайд 11

Пособия используемые на развитие мелкой моторики пальцев рук способствуют развитию тактильных ощущений

Слайд 12

Привлечение родителей к педагогическому процессу

Слайд 13

Пособия своими руками

Слайд 14

Использование игрового оборудования

Слайд 17

Лабиринт сделанный руками родителей

Слайд 18

Группы Пальчиковые упражнения пальчиковая гимнастика с сопровождением стихотворной речи; — пальчиковые упражнения с использованием предметов (карандаш, катушка, шишки, мячик с шипами Игры с использованием мозаики — составление пазлов ; — собирание бус; — сортировка горошин (мелких камней, пуговиц, палочек и др.) Работа с бумагой — вырезывание ножницами; — конструирование из бумаги (оригами); — аппликация путем обрывания. Работа с карандашом (ручкой) — графические упражнения, штриховка; — раскрашивание картинок в книжках-раскрасках; — рисование простым и цветными карандашами; Упражнения на координацию движений занятия с пластилином Группа № 2/ 1 мл. 1,6 1,6 1,3 1,5 1,5 Группа№ 5 /1 мл. 1,6 1,5 0 1 1,2 Группа№ 9/ 2 мл. Группа№ 3/ 2 мл. 2,4 2,1 2,0 2,5 2,5 Группа № 11 /ср. 2,4 2,4 2,3 2,5 2,3 Группа № 6/ старш. комбинированная 2,5 2,4 2,1 2,2 2 Группа № 7/ старш. 2,5 2,8 2 2,5 2,5 Группа№ 4/ старш. ЗПР 2,2 2 2 2 2,5 Группа№ 8/ под. комбинированная 2,7 3 2,7 2,8 2,7 Группа№ 10/ подг. 2,7 3 2,6 2,7 2,7

Слайд 20

На кистях рук располагается множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы человека, рефлекторно связанные с ними. Если при массаже рефлексогенных зон попадаются болезненные области, то кончиками пальцев следует равномерно надавливать на них до тех пор, пока боль не исчезнет. Зоны позвоночника — с внешней стороны большого пальца каждой руки, на границе перехода тыльной стороны кисти в ладонную. Эти зоны начинаются от первого сустава большого пальца и доходят до области запястья. Зона грудного отдела — от второго сустава и до основания большого пальца; зона поясничного отдела находится в области запястья. Зоны верхних лимфатических путей — между пальцами обеих рук, на складках кожи. Причиняющий небольшую боль массаж этих зон служит стимуляцией функции очистки лимфатической системы, активизирует иммунную систему, прежде всего области шеи, плеч и верхней части груди. Зоны области головы — на кончиках пальцев обеих рук (зоны головного мозга — на кончиках больших пальцев; полости черепа — на кончиках остальных). Регулярный массаж этих зон улучшает кровообращение в области головы. Он помогает устранить невнимание и нервозность. Если вы с трудом засыпаете, поможет следующее простое упражнение: в течение пяти минут быстро и энергично нажимайте поочередно пальцами рук на большие пальцы.

Слайд 21

Упражнения для всех суставов пальцев с элементами сопротивления. (Каждое упражнение выполняется по 5 раз). 1. Руку сжать в кулак. Резко разжать. «Крепко пальчики сожмем. После резко разожмем». Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками и повторить упражнение снова. «Потерялись мы в лесу, Громко крикнем все: «Ау!» Двигать большим пальцем к себе и от себя. «Зажигалку зажигаю, Искры кремнем выбиваю!» Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу. «Закружилась мельница. Быстро мука мелется».

Слайд 22

Опереться руками о стену. Нажать сильнее — расслабить кисти. «Сильным я родился! А ну, стена, подвинься!» Вытянуть руки вперед. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз. «Вот все пальцы на виду. Бух ! — теперь их не найду». Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови. «Ручкой ручку поддержу, Сильно ею потрясу».

Слайд 23

с закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на его правой и левой руке педагогом (приём дермолексии ); Примерно с 2002 года появляется термин « дермолексия » - (от греческого derma - кожа + lexis - слово) – способность человека к опознанию начертанных на коже цифр, букв, слов. В неврологической практике исследуется в целях диагностики тактильного гнозиса (двумерно-пространственного чувства).[2] Не стоит забывать, что тактильное восприятие является частью сенсорного развития человека. При подключении зрения, как средства обратной связи, идёт не только тренировка тактильных рецепторов, но и, что самое главное, развитие мышления образами или целыми категориями образов.

Слайд 24

«Угадай букву». Логопед пишет букву на ладони ребёнка (пальцем, стилусом, обратной стороной карандаша), последний должен назвать букву или звуки, которые эта буква обозначает. Предварительно обговаривается, что именно будет писать логопед: печатную или прописную букву, строчную или заглавную.

Слайд 25

2.« SMS » Обучающиеся встают в круг вместе с логопедом. Логопед отправляет SMS (используя упражнение 1), например, в левую сторону. Ребёнок, получив начертанную на ладони букву, передаёт её аналогичным способом следующему по кругу. Когда SMS приходит логопеду на правую ладонь, он сообщает, соответствует ли полученная буква отправленной. Если же полученное сообщение не совпадает с отправленным, то происходит поиск звена цепи, где произошёл сбой.

Слайд 26

3.«Волшебный лоб» Пишем на разных частях тела: лоб, щёки, руки, голова, ноги. В зависимости от того, на какой части тела выполняется написание, будет называться упражнение («волшебная голова», «волшебная рука» и т.д.

Слайд 27

«Экстрасенс» Упражнение требует предварительной подготовки дидактического пособия. Это вырезанные из наждачной бумаги графические образы и наклеенные на карточки. Обучающемуся предлагается закрыть глаза и на ощупь определить, какая буква (печатная или письменная, строчная или заглавная) и назвать её.

Слайд 28

Благодаря использованию приёмов дермолексии повышается кожная чувствительность, развиваются кинестетические ощущения, образное мышление. Уравновешиваются левополушарные процессы (чтение и письмо) с правополушарными (рисование, образное восприятие), что, в свою очередь, приводит к гармоничному развитию мозга и речи. Занятия по предупреждению и коррекции нарушений чтения и письма у старших дошкольников становятся более увлекательными, вызывают интерес. Описанные выше упражнения и приёмы переносятся самими детьми уже за пределы кабинета учителя-логопеда, используются в качестве привлечения внимания других учащихся и в качестве игр со сверстниками, а так же дома с родителями, братьями и сёстрами. А главное, доставляют радость обучающимся новыми ощущениями.

Слайд 29

Рекомендации педагогам Рекомендации педагогам используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения; в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей; повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.

Слайд 30

Рекомендации родителям материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, пластилин, ножницы и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте творить все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит творить; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален! Рекомендации родителям

Слайд 31

Результат: Дети: - проявляют интерес к пальчиковой гимнастике; - увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной. - возросла речевая активность детей в различных видах деятельности; - дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни; - отзывы родителей и педагогов; - у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь. Родители : - родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми; - родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома; Результат после проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

Консультация для родителей и педагогов "Значение мелкой моторики для детей дошкольного возраста"

Эта информация очень поможет родителям и воспитпателям в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Мышанская Н.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»...

Мастер-класс для педагогов "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Целью данного мастер-класса является  ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

                 Консультация для педагогов«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Цель: Помочь воспитателям в работе по ...

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большо...