«Дифференциация звуков [Ж]-[З]»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Волкова-Лантухова Елена Валерьевна

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению фонетико-фонематического недоразвития.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры и игровые упражнения21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

(занятия)

Тема: «Дифференциация звуков [Ж]-[З]»

подготовительная к школе логопедическая группа

Программные задачи.

Образовательная:

1.  Закрепление слухо-произносительной дифференциации звуков [З]-[Ж].

2.  Развитие фонематического слуха, навыка самостоятельного  звукового анализа.

3. Совершенствование навыка аналитико-синтетической деятельности.

4.  Закрепление умения делить слова на слоги.

5.  Составление слов из разрезной азбуки.

6.  Активизация словаря детей.

Развивающая:

1.  Обучение детей отгадыванию загадок.

2. Умение координировать речь с движением.

3. Совершенствование психофизических функций: внимания, мышления, памяти.

4. Развитие зрительного восприятия.

Воспитательная:

  1. Воспитание у детей речевого, слухового и зрительного внимания.

Оборудование: карточки с изображением букв Ж, З, схема характеристики звуков (колокольчики, круги синего и зелёного цветов), наборы для звукового анализа; изображения мальчика и девочки; картинки: зубы, ежик, замок, жук, зонт, жаба; картинки животных: жираф, заяц, коза, козлята, змея, ежи, моржи, медвежонок, жеребенок; буквы из разрезной азбуки, мяч, тетради, простые карандаши, изображения клеток с цифрами 1, 2, 3.

Ход НОД

  1. Организационный момент

Ориентация в схеме своего тела и в схеме тела  своего соседа.

Логопед: Покажите правую руку, левое ухо. Повернитесь друг к другу, покажите у соседа правое ухо, левое плечо, левую бровь, правый глаз.

  1. Основная часть.

1. Уточнение артикуляции звуков [Ж], [З]. Различение их на слух изолировано, в слогах и в словах.

Логопед выставляет на доске изображения мальчика и девочки.

Логопед: Сегодня на занятие к вам пришли девочка Зоя и мальчик Женя с просьбой научить их различать звуки, с которых начинаются их имена.

- С какого звука начинается имя Женя? (Со звука [Ж])

- Что вы знаете об этом звуке? (Звук [Ж] – согл., звонк., твёрдый)

- Как мы его произносим? (Зубы сближены, но не сомкнуты, губы округлены и слегка вытянуты,  язык в форме чашки поднят за верхние зубы).

- Какой буквой обозначаем этот звук? На кого похожа буква Ж?  

Буква Ж – жук на дорожке,

У жука четыре ножки.

- А какой первый звук в имени Зоя? (Звук [З])

- Вспомните, что вы знаете о звуке [З]? (Звук [З] – согл., звонк., тв. /мягк.)

- Как произносим звук [З]? (губы в улыбке, зубы сближены и образуют узкую щель, кончик языка опущен за нижние зубы) .

- Какой буквой обозначаем этот звук? На кого похожа буква З?

Буква «З» как змея,

Извивается она.

- Сравните звуки [Ж] и [З]. Что общего? В чём разница?

Ребята, чтобы научиться правильно произносить звуки, их нужно научиться слышать. Давайте проведем «веселую зарядку». Если услышите звук [З], вы присядете, если услышите звук [Ж], поднимете руки вверх. Слушайте меня внимательно.

Логопед произносит звуки ж, з, ж, з...; затем слоги жа, за, зы, жи, жла, азл, злу, жно, озн…; затем слова незабудки, гвоздика, дирижабль, зоопарк, абажур, зубы, забор, жаба, занавеска, этажерка, Жучка, коза...

2. Закрепление звукобуквенных связей.

Логопед: Давайте продолжим нашу зарядку с буквами Ж и З, какую букву покажу, такой звук произносите и выполняйте нужное движение.

Работа в тетрадях.

Логопед:  Рассмотрите внимательно буквы. Среди них спрятались буквы Ж и З. Найдите  их. Букву Ж обведите в квадратик, а З в  кружок.

Логопед:  Выполните следующее задание.  Каждому я дала слово, в котором пропущена одна буква. Прочтите слово, а пропущенную букву напечатайте.

3. Пальчиковая гимнастика.

Жук по веточке бежит

И жужжит, жужжит, жужжит: Жжжжж…

Вот комар к нему летит

И звенит, звенит, звенит: Ззззз…

4. Игры с мячом  

«Скажи наоборот»:

за-за-за – жа-жа-жа                        ужи – узы

зо-зо-зо –                                         жал –

зу-зу-зу –                                         кожа –

зы-зы-зы –                                         рожок –

зла-зла-зла –                                 жевать –

озл-озл-озл –                                 луза –

узл-узл-узл –                                 залей –

 «Закончи слово нужным слогом»:

ЖА (ЗА): неве..., бере..., мимо..., подли..., лы..., кра..., зано...;

ЖИ (ЗЫ): арбу..., мор..., черте..., гара..., моро..., карни...

5. Логопед:  Женя и Зоя приготовили вам загадки:

После того, как дети назовут правильный ответ, логопед выставляет на наборное полотно картинки отгадок.

1) На его спине — иголки.                        2) Висит над крылечком,

И длинны они, и колки.        |                Свернувшись колечком,

Потому-то вдоль дорожек                          Не лает, не кусает,

С ними смело ходит... (ежик)                 А в дом не пускает. (Замок)

3)Шесть ног без копыт,                         4) Зоя ядрышки грызёт, 

Летит – жужжит,                                Падают скорлупки. 

Упадёт – землю роет.                                А для этого нужны 

                           (Жук)                                 Нашей Зое ... (зубки)
5) В болоте живёт,                                6)
Себя он раскрывает, тебя он закрывает, 

Мошек и комаров жуёт.                        Только дождичек пройдёт -

                          (Жаба)                                Сделает наоборот. (Зонт)

Логопед раздаёт детям наборы букв, из которых можно составить слова-отгадки.

Логопед: Буквы этих слов перепутались. Догадайтесь, какое слово вам досталось. Составьте его. Сделайте звуковой анализ своих слов. Придумайте предложения с этими словами.

6.  Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться.                 На четыре – руки шире.

Два – согнуться, разогнуться.                 Пять – руками помахать.

Три – в ладоши три хлопка,                         Головою три кивка.

Шесть – за стол тихо сесть.

7. Игра «Зоопарк»

Логопед: Жора и Зина просят о помощи. Пока вы делали зарядку, они узнали, что в зоопарке случилась беда. Кто-то открыл клетки, все животные вышли и свободно гуляют по зоопарку. Их срочно нужно вернуть на места. Посмотрите, кто же это.

Логопед выставляет картинки животных и называет их.

Логопед: Угадайте, кто без присмотра бродит по зоопарку:

- В его названии первый звук [Ж], последний – [Ф]. Кто это? (Жираф)

- А это кто скачет: первый звук [З], последний – [Ц]? (Заяц)

- У каких  животных последний слог – ЖИ? (Ежи, моржи)

- В ее названии есть такие звуки: Ж, А, Б, А.

- Название этого животного заканчивается на слог -ЗА.  (Коза)  

- А названия этих  животных  рассыпались на слоги: МЕД-ВЕ-ЖО-НОК, ЖЕ-РЕ-БЕ-НОК.

- А здесь слоги перепутались: Я-ЗМЕ, ЛЯ-ТА-КОЗ.

Логопед: Молодцы, вы всех животных отыскали. А теперь их нужно вернуть в клетки.

Вот вам задание. Перед вами 3 клетки. Животных нужно распределить в эти клетки по количеству слогов. Если в названии животного 1 слог – в клетку с цифрой 1, 2 слога – в клетку с цифрой 2, 3 слога – в клетку с цифрой 3. Не забывайте правило: «Сколько гласных, столько слогов».

Дети выполняют задание. Определяют количество слогов.

8.  Зоя и Женя придумали для вас скороговорку:

 Заржавел железный замок? Заржавел железный замок.

Проговаривание скороговорки в различных темпах.

А о чем можно сказать: железная (кружка...), железный (ключ...), железное (кольцо...), железные (гвозди...) ?

III. Итог.

Молодцы! Вы очень хорошо справились с такими трудными заданиями. Я вами горжусь! Ну вот, и пришла пора прощаться с Женей и Зоей. Какие звуки вы учились вместе с ними различать? Какие задания понравилось выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...