Исследование особенностей развития восприятия, внимания и памяти у детей 4-5 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Прыткова Елена Александровна

В последнее время дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Осуществлять подготовку к школе, создавать условия для эмоционального, физического, интеллектуального и творческого развития призвано дошкольное учреждение. Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_osobennostey_razvitiya_vospriyatiya.docx98.89 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование особенностей развития восприятия,  

                         внимания и памяти у детей 4-5 лет  


Введение

Актуальность.    В последнее время дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Осуществлять подготовку к школе, создавать условия для эмоционального, физического, интеллектуального и творческого развития призвано дошкольное учреждение. Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств.

 Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

 Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.

         «Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые, так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам»        /А.Н. Леонтьев, психолог, 1976/

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.

Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.

 Большинство ученых, подчеркивают, что высокий уровень развития качеств внимания обеспечивает успешность всех трудовых процессов. Дошкольный возраст — это этап психического развития от 3 до 6–7 лет, занимающий особое место в развитии личности ребенка. На этом этапе происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, таких, как: восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь и др.

От рождения до «взрослости» ребенок проходит огромный путь развития, превращаясь из совершенно беспомощного существа в многогранную и неповторимую человеческую личность.

Проблема психического развития детей, становления человеческой личности является одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных.

Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет).

Целью данной работы является исследование особенностей развития восприятия, внимания и памяти у детей среднего дошкольного возраста           (4-5лет).

Объектом исследования является развитие ребенка дошкольного возраста.

Предметом исследования является процесс развития восприятия, внимания и памяти в период среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Гипотеза: развитие восприятия, внимания и памяти взаимосвязано. Оно зависит от приобретаемого ребенком опыта в процессе его общения и деятельности. Ребенок, испытывающий психологический комфорт (хорошее настроение, спокойствие) будет показывать хороший уровень развития внимания, памяти и восприятия.


Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что исследуем.

1.1.1  Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

  Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

    Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

1.1.2 Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

 На  пятом году  жизни память начинает играть ведущую  роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.

1.1.3        Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

       Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

 1.2.Особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

1.2.1 Развитие внимания в дошкольном возрасте

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. 

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Развитие внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и неинтересного. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

1.2.2 Развитие памяти в дошкольном возрасте

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" - знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников - это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано - в раннем дошкольном возрасте.

Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. Мы сами собой запоминаем что-нибудь интересное, захватывающее, важное для нас. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить. Конечно, невозможно так организовать занятия, чтобы все запоминалось само собой (как говорится, "без труда - не вытащишь и рыбку из пруда"). Но чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал.

Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания. В обычной жизни это называется "зазубрил". При опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. Именно поэтому специалисты рекомендуют обучать детей иностранному языку еще до школы. Ведь обучение иностранному языку на 70% состоит из изучения словесной грамматики (и только 30% - структурной), где надо просто зубрить, а не понимать. Однако надо отметить, что логическое запоминание гораздо эффективнее, и поэтому необходимо специально обучать ребенка мнемотехникам.

Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память, позволяющая удерживать полученную информацию в течение короткого времени, около 20 секунд; долговременная память, предназначенная для хранения информации в течение длительного времени; оперативная память, удерживающая информацию в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения какого-либо действия или операции. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

Также память классифицируют по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица и т.д.

1.2.3 Развитие восприятия в дошкольном возрасте.

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию).  Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Восприятие опирается не только на ощущения, которые каждое мгновение позволяют чувствовать окружающий мир, но и на предыдущий опыт растущего человека. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому.

Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

На протяжении детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок.

К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры.

Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем взрослым, к которым испытывают привязанность. Например, в оценочных суждениях детей о взрослых выделяются указания на их внешний вид ("Она всегда нарядная, красивая, светлая"), проявленное к ним отношение ("Она меня кружит, обнимает"), информированность, умения взрослого ("Когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже"), нравственные качества ("Она ласковая, веселая"). Восприятие детьми друг друга зависит от того, насколько популярен или же отвержен ребенок в детском сообществе. Оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы.


Глава 2. Практическая часть

2.1 Наблюдение

Наблюдение за ребёнком в процессе психологического обследования:

-взаимодействие ребёнка со взрослым

-невротические проявления у ребёнка во время обследования

-реакции, выявленные на протяжении обследования

см. Приложение1

2.2. Описание методик

2.2.1 Внимание

Для данного исследования мы использовали методику    "Запомни и расставь точки"

Цель: диагностика уровня внимания у детей дошкольного возраста.

Автор:  Немов Роберт Семенович (р. 1941), доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности.

Способ проведения: индивидуально.

см. Приложение2

2.2.2 Память

Для данного исследования мы использовали методику «Узнай фигуры»

Цели: Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

 Автор: Немов Роберт Семенович (р. 1941), доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности.

Способ проведения: индивидуально.

см. Приложение3

2.2.3  Восприятие.

Для данного исследования мы использовали методику     "Чего не хватает на этих рисунках?"

Цель: диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста.

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Автор: Немов Роберт Семенович (р. 1941), доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности.

Способ проведения: индивидуально.

см. Приложение4


Заключение

Наблюдая за ребёнком, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития памяти, мышления, внимания и т.д. 

Мы провели индивидуальные исследования уровней внимания, памяти и восприятия у двоих детей с помощью соответствующих методик. Девочки воспринимали всю реальность адекватно, на контакт пошли быстро, были дружелюбны, общительны признаков волнения не проявляли и с удовольствием выполняли все задания. Небольшие трудности возникли с выполнением заданий на внимание. Связано это с тем, что объём и концентрация внимания ещё формируются. Но несмотря на это проведенное нами исследование показало следующие результаты: у обеих девочек был выявлен очень высокий уровень внимания, а память и  восприятие оказались на среднем уровне.

В данной работе мы ставили перед собой цель: исследовать особенности развития восприятия, внимания и памяти у детей 4-5 летнего возраста.

Провели 3 методики на определение уровней развития внимания, памяти и восприятия. Проведя качественный анализ полученных результатов, мы можем говорить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что данные психические процессы взаимосвязаны, нашла свое подтверждение. Таким образом, мы справились с поставленными целью и задачей, осуществив исследование и подтвердив выдвинутую гипотезу.


Приложение

Приложение 1

Протокол наблюдения за ребенком в процессе психологического обследования

Ф.И.О. ребенка___________________________________________________

Пол _________ д/с №11 Группа ________

Дата рождения _______________ Дата обследования_____________________

1. Взаимодействие ребенка со взрослым

Как завязывает контакт

Быстро

Медленно

Доверчиво

Недоверчиво

Навязчив

Ненавязчив

Общителен

Необщителен

Общая оценка поведения

Вежливое

Грубое

Тревожное

Спокойное

Настроение во время обследования

Радостный

Печальный

2. Невротические проявления у ребенка во время обследования

Часто

Редко

Никогда

Игра руками/ одеждой

Бегающий взгляд

Гримасничанье

Кусание ногтей/ губ

Сосание пальца

Краснеет/бледнеет

Вертит головой/ жмет плечами

Плачет

Потеет

Дрожь в руках

Много говорит

Бормотание

3. Реакции, выявляемые на протяжении обследования

Сильная

Средняя

Слабая

Оживленность

Поспешность/ импульсивность

Неусидчивость

Утомляемость

Тревожность/ нервозность

Скованность/ робость

Неуверенность

Вялость/пассивность/медлительность

Негативизм

Приложение 2

Методика на внимание «Запомни и расставь точки»

Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

 Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

               Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки»

Приложение3

Методика  «Узнай фигуры»

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. (см. стимульный материал) , в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

8-9 баллов

ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов

– ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов

– ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла

– ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл

– ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл – очень низкий.

Приложение 4

Методика  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис (см. стимульный материал). На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание , в сопровождении следующей инструкции:

« Посмотри на картинку и как можно быстрее определи и назови отсутствующую деталь».

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка

Оценка результатов

10 баллов

– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов

8-9 баллов

– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек

6-7 баллов

– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек

4-5 баллов

– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек

2-3 балла

– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек

0-1 балл

– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»


Приложение5

 Протокол проведения методик

Ф.И. ребёнка __________________________________________

Название методик

Результат

Баллы

Уровень


Приложение6

Согласие на проведение обследования

Я,_____________________________________________________________________________________________________________ (Ф.И.О. законного представителя ребенка) даю согласие на проведение обследования моего ребенка ____________________________, посещающего группу ______. Настоящий договор составлен в соответствии с законодательством РФ (Конституция РФ, Закон об образовании, Федеральный закон РФ о правах ребенка и др.), Положением о Психологической службе образования, Этическим кодексом психолога и предполагает персональную ответственность педагога-психолога за соблюдение оговоренных с его стороны прав и обязанностей. Подпись родителя ________ Дата _________ Подпись психолога ________ Дата _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование на тему «Развитие внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально - ритмических движений»

В данном исследовании представлены теоретические основы развития внимания и памяти у детей старшего дошкольног возраста, характеристика музыкально- ритмического развития детей дошкольного возраста.Дан...

Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Статья "Значение развития зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни"

В статье изложены научные данные о развитии и становлении зрительных функций детей первого года жизни.В приложении к статье приведены примеры занятий с ребенком первого года жизни, включающие в себя у...

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста по развитию слухового восприятия, внимания и памяти.

В данном материале представлена разработка НОД с детьми раннего возраста в виде путешествия...

Статья "Значение развития зрительного восприятия, внимания и памяти детей первого года жизни"

В статье изложены научные данные о развитии и становлении зрительных функций детей первого года жизни.В приложении к статье приведены примеры занятий с ребенком первого года жизни, включающие в себя у...