Создание психоэмоционального комфорта для особенных детей и детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Дондукова Юлия Александровна
Психоэмоциональный  комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма, возможностью получения психологической помощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация для консультации840.53 КБ
Файл текст 18.66 КБ
Файл pamyatka_1.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание психоэмоционального комфорта для особенных детей и с ОВЗ Воспитатель МДОУ д.с «Рябинка» Дондукова Ю.А.

Слайд 2

«Этому знанию никто их не обучал, оно в их природе… Зрение особого рода, глаза души, которыми эти дети видят невидимое другим…» Ромена Августова

Слайд 3

Что такое «Психологический комфорт?» В словаре Ожегова слово "комфорт" определяется бытовыми удобствами, словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер , И.В. Крук определяет "комфорт" (англ. comfort ), как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. Т. е. психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма, возможностью получения психологической помощи

Слайд 4

К ритерии, позволяющие обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада Спокойная эмоциональная обстановка в семье; Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на создание психологического комфорта в группах детского сада; Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.

Слайд 5

Как же обеспечить создание психологического комфорта в группах детского сада? Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними.

Слайд 6

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает.

Слайд 7

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости , повышает самооценку. Доверие ребенка ко взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

Слайд 8

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково .

Слайд 9

Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.

Слайд 10

Созданию психологического комфорта способствуют: работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций; музыкальная терапия – регулярные муз.паузы , игра на детских муз.инструментах

Слайд 12

Вы не просто воспитатели для деток, Вы им маму заменяете вполне. Им не нужно сладеньких конфеток, Если радостно, комфортно на душе! Для детей ведь главное – забота, И уход, внимание день за днем. Воспитатель – сложная работа Если подопечных полон дом!



Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей МДОУ детский сад «Рябинка»

Дондуковой Юлии Александровны

Тема «Создание психоэмоционального комфорта для особенных детей и детей с ОВЗ»

Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность.

Программа «Мы с вами» ориентирована на приобщение особенных детей к общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и добропорядочной личности. Это – позиция гуманистической педагогики и психологии. Её основной тезис – стремление человека к самовыражению, самоактуализации. На способность к самовыражению оказывает влияние психологическое здоровье человека. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.

Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.

Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. В дошкольном детстве главными фигурами в общении являемся мы – родители, воспитатели.

 Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей души своим подопечным. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважения. Воспитателям надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

Наверняка каждый что отсутствие психоэмоционального комфорта может привести к появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; - переход психологических переживаний в соматические расстройства

Вопросы о психологическом комфорте должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

- Отношениями между воспитателем и детьми;

 -Отношениями между самими детьми;

-Отношениями между воспитателями;

-Отношениями между воспитателями и родителями.

         Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах, где имеются детки с особенными образовательными потребностями детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей, а особенно у деток с ОВЗ развита интуитивная способность, улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Рекомендации

«Создание условий психологически комфортного пребывания особенного ребёнка в детском саду»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

- Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать всех в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные, индивидуальные и физические особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него. Обязательно делать вместе и объяснять спокойно действие ребенка.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка.



Предварительный просмотр:

Памятка 1.

Правила доброго взаимоотношения с детьми чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена; пойте с детьми и для детей; цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного; стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления; следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты; не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях; поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил; поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий; сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему; вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества; не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе; находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения. Создавайте положительные традиции жизни группы.

Памятка 2. Памятка педагогу

Уважай детей! Защити их любовью и правдой. Не навреди! Ищи в детях хорошее. Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются. Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику. Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. На занятии создавай ситуацию успеха. Не кричи, не оскорбляй ребенка, ни при каких обстоятельствах. Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. Не ищи в лице родителей,  средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми. Оценивай поступок, а не личность. Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный процесс»

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный проц...

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Повестка дня 1. Выбор родительского комитета на учебный год. 2. Информация о МДОУ (воспитателя Воронцовой П.П.) 3. Результаты адаптации. Возрастные особенности детей 3-4 лет. Навыки самообслу...

Протокол родительского собрания во второй младшей группе на тему:«Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Протокол родительского собрания во второй младшей группе на тему:"Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению"...

Презентация "Методы и приемы, используемые воспитателем для создания психоэмоционального комфорта для детей 2-3 лет"

Важными в психопрофилактической работе с детьми 2-3 лет является предупреждение перегрузок, создание оптимального психологического климата и условий для реализации потребностей в двигательной активнос...

сценарий родительского собрания "Создание психоэмоционального комфорта в детском саду и дома"

сценарий родительского собрания "Создание психоэмоционального комфорта в детском саду и дома"...

Создание психоэмоционального комфорта во второй младшей группе

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости...