Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный процесс»
консультация на тему

Ярмухаметова Галина Хамеджановна

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный процесс»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный процесс»

Подготовила: воспитатель I кв. категории

Ярмухаметова Галина Хамеджановна

Создание физического и психоэмоционального комфорта детей раннего возраста включением здоровьесберегающих мероприятий в образовательно-воспитательный процесс

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, речевого, эмоционального развития ребенка.

Дефицит воспитания в раннем возрасте сопровождается невосполнимыми потерями. В этот период важен не только год, но даже месяц и неделя. Если в период с 7-го по 21-й день жизни (наиболее благоприятный для развития зрительного внимания) эмоционально не общаться с ребенком, вызывая его зрительное сосредоточение на игрушке, то в дальнейшем ребенок будет испытывать трудности с устойчивостью внимания на уроке, что повлияет на успеваемость в школе. Раннее и своевременное развитие тонкой ручной моторики на втором году жизни существенно влияет на развитие речи и мышления. Таким образом, отставание в развитии детей раннего возраста не компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.

Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. В основе психологического состояния ребенка лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта.

От того, как педагоги организуют свою деятельность, зависит дальнейшее развитие малыша.

Ребенок пошел в детский сад. Именно тогда родители и педагоги сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей как частая смена настроения, раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, iК работе по профилактике эмоциональных напряжений можно приступать еще до прихода малышей в детский сад. Мы практикуем свободное посещение детей с родителями до начала адаптации. Дети вместе с родителями приходят на прогулки, знакомятся с помещениями в детском саду. С ними проводятся мини-экскурсии по группе. Цель таких посещений: познакомится с новыми взрослыми и сверстниками, помочь детям привыкнуть к незнакомым людям.

Следующим этапом профилактики эмоционального напряжения служит правильно организованный режим дня.

В условиях детского сада трудно организовать режим так, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому, при организации режима дня, надо учитывать время приема пищи, игры, занятий с детьми, укладывания на сон, общая длительность пребывания детей на воздухе и другие.

Потребность во сне у разных детей - разная. Чтобы дети хорошо засыпали, а значит не испытывали чувства тревоги, укладывание детей должно проходить в спокойной обстановке, под спокойную музыку, часто дети засыпают с мягкими игрушками как домашними так и нашими, другие засыпают, когда его прикачивают. Ребенка, еще не привыкшего к условиям сада стоит укладывать в последнюю очередь, чтобы он видел как ложатся остальные дети.

Каждый этап психического развития ребенка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно - психического развития в раннем возрасте. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем дети старшего возраста двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредотачиваться, рисуя, рассматривая книги. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действие с предметами и игрушками. Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:

Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: "Бросим мяч в корзину".

В играх прибегать к сравнениям: "Попрыгаем как мячики. Побежим тихо, как мышки"

Каждому малышу в группе должно быть достаточно места для движения, обязательно следить за физической нагрузкой, не допускать перевозбуждения.

Отслеживать поэтапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову. Учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

После занятий по рисованию, лепке проводить игры с активными действиями.

Однако, после занятий, требовавших от детей сосредоточенного внимания, не желательно разучивать что-то новое.

Развивая двигательные навыки ребенка, мы можем корректировать задержки развития той или иной сферы.

Например, коррекция речевых нарушений (как и речевое развитие) начинается с воспитания моторных навыков именно в процессе движений, сопровождаемого словами. Песенками, прибаутками решаются задачи речевого развития: развивается понимание речи, расширяется активный словарь ребенка, начинает образовываться фраза.

Большое значение стоит уделить развитию манипулятивной деятельности. Этому как нельзя лучше способствуют различные пальчиковые игры, ведь они напрямую связаны с развитием речи.

Игры на развития кистей рук дают возможность выполнять различные контролируемые двусторонние движения обеими руками. Например, при разрыве бумаги одна рука тянет бумагу по направлению к телу, а другая, одновременно в противоположную сторону.

Учить детей:

  • Катать между ладонями шарики и мячики разного размера, рвать бумагу, скатывать ее в шарики (и наоборот, разглаживать скомканные шарики из бумаги с изображением контуров птиц, животных "Кто спрятался в комочке?";
  • Отщипывать от куска пластилина кусочки, перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы одной рукой или двумя одновременно; Перебирать фасоль разного цвета или отделять фасоль от гороха ("Накормим птичек");
  • "Нарвем травки для зайчат". Рвать бумагу на мелкие клочки, "Ежи и ежата", "Солнышко". Втыкать спички в большой и маленький комочек пластилина;
  • Рисовать пальчиками на песке (или на манке): птичьи следы, закручивать пробки на бутылках, "Ловкие ручки": упражнять в шнуровке;
  • "Сухой бассейн": искать фигурки наощупь в коробке с горохом (бутылочными пробками)

Развитие психических процессов - с помощью игр, включающих в себя сенсорные представления: собрать в корзину мячи одного цвета, одного размера; из шариков и кубиков, разбросанных на полу выбрать кубики...

Обучение подвижным играм и упражнениям начинаем с утренней эмоционально - стимулирующей гимнастики, которую проводим в период адаптации детей к детскому саду. Эмоционально-стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние и тонус на весь день. Она проста по своей структуре и доступна детям, доставляет им удовольствие и не требует специального оборудования.

Положительное воздействие на психические процессы оказывают природные звуки и музыкально-речевые игры:

1. "Кто у нас хороший?" Дети идут по кругу, проговаривая:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Женечка хороший Женечка пригожий!

2. "А кто у нас есть?"

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят, Много маленьких ребят

Все на стульчиках сидят

Подходя к ребенку, педагог поглаживает его.

А у нас есть...

Дети подсказывают: Оля!

3. "Кто в домике живет?"

Мелодия русской песни "Как у наших у ворот".

Кто-то в домике живет. Кто-то песенки поет: Люли-люли, живет. Люли-люли, поет

Когда дети запомнят имена сверстников, игру можно проводить с участием детей, нарядив их в костюмы (шапочки), различных зверей. "Домик" можно построить из стульчиков. В конце игры, все дети берутся за руки и продвигаются по кругу, напевая:

Дружно в домике живут Дружно песенки поют.

Для развития выразительных средств общения использовать такие игры: "Кто пришел?", "Отгадайте-ка, ребята, кто пришел к нам поиграть?", "Не сердись, улыбнись!", "Ладошки".

Привычные бытовые ситуации в жизни детей (особенно на первом году пребывания в детском саду) сопровождать играми и упражнениями, которые помогают ощутить собственное тело, а также снять физические зажимы, отработать рефлекс "избегания".

Важно оберегать неокрепший организм неокрепшую детскую психику от сильных воздействий некоторых направлений современной музыки.

Уже в раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Игры-драматизации очень полезны, потому, что их можно использовать во всех формах работы. Театр - всегда сказка, чудо, волшебное действо с красочным персонажем и увлекательным сюжетом. В игре снижается скованность, малыш раскрепощается, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных способностей, развивается фантазия, воображение. Например, имитируя позу "кошечки", ребенок учится расслаблять те или иные мышцы. Его память воспроизводит "кошачьи" черты (малыш выгибает спинку, урчит, ползает на коленях). Или когда дети,

идут по дорожке так, как это делает зайчик - прыжками, медвежонок - вперевалочку, мышка - на носочках.

В настоящее время для нашей страны и для стран всего мира характерно увеличение количества детей с нарушением зрения. Поэтому, профилактика зрения - это одна из важнейших задач в детском саду. Можно воспользоваться рекомендациями Г.В, Никулиной (Охраняем, развиваем зрение.-С-Пб.:2002.-124с), после каждого занятия, связанного с напряжением глаз, тренировать мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями:

  • Рассматривать комнатные растения, так как зеленый цвет благоприятно действует на зрение;
  • Рассматривать предметы близко и далеко, смотреть в окно на окна и дома;
  • Расставлять яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками подвешенный шарик, петушка на шкафу, а также разучиваем несложную гимнастику для глаз:

И.п. сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть. Повторить 6-8 раз.

И.п. сидя. Быстрые моргания в течении 20 секунд. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз Легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течении 1-2 сек.

Проводя работу по профилактике зрительных нарушений, следует следить за соблюдением светового режима, правильной посадкой, соблюдением рационального режима дня, сочетанием труда и отдыха, наличием прогулок на свежем воздухе, правильным питанием, не допускать зрительного и общего утомления за счет включения в образовательный процесс физкультминуток и пальчиковых игр, проводить профилактику простудных заболеваний. Одним из основных способов профилактики простудных заболеваний является закаливание.

Организовать закаливание в дошкольном учреждении гораздо сложнее, чем дома. Дети, особенно в раннем возрасте, не обладают достаточной самостоятельностью и самоконтролем, умением поддерживать активность в процессе процедуры. \ При выборе методик важно, чтобы они не были утомительны для персонала, позволяли легко осуществить контроль заребенком, проводить закаливание со всей группой. Нельзя, чтобы вся группа ждала, пока 2-3 ребенка получают процедуру.

Поэтому лучше, остановиться на воздушном закаливании. Заключается он в следующем: в 15 часов дети просыпаются, выполняют два, три упражнения (потягивание, подтягивание ног к груди, упражнение "велосипед", перевороты с живота на спинку, "жуки"...). Упражнения выполняются под потешки: "Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?", "Потянемся, потянемся, маленькими не останемся"... Далее следует перебежка из спальной в группу босиком. Положительную эмоциональную реакцию поддерживает использование интересных физических упражнений и частая их сменяемость (по мере овладения ими большинством детей в группе).

Эффективными методами, дополняющим закаливание являются мытье рук прохладной водой (доходя до локтей), полоскание рта холодной водой (первоначальная температура + 32 - +30 С) доводится до комнатной температуры после каждого приема пищи.

Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми двух, трех лет используются несложные упражнения. Учитывается недостаточно развитая координация движений. Эффективно использовать в этом возрасте игровых приемов, эмоционально-образных упражнений. Воспитатель выполняет упражнения вместе с ребенком. Большинство упражнений носит имитационный характер: " Носик", "Насос", "Упрямый ослик", "Полет самолета", "Лошадка".

Не которые дыхательные упражнения можно выполнять дома, вместе с родителями:

  • Подуть вместе с ребенком на бумажку, ватку, пушинку, одуванчик. Губы должны быть округлены и слегка вытянуты вперед.
  • Наполнить таз водой и подуть на легкие предметы. Например, кораблик. А может это будут рыбки или уточки.
  • Нравится малышам пускание мыльных пузырей.
  • Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губные гармошки. Можно играть в целый оркестр, где у мамы и папы будут свои партии.
  • Можно устроить соревнования с папой: по скорости задувания свечек Кто после этого вам скажет, что заниматься скучно?

Массаж - сам по себе не является закаливающим средством, но способен усиливать адаптацию к перепадам температуры. Самомассаж рук и ног - процедура, к которой ребенок может привыкнуть и проводить самостоятельно. Сначала - это поглаживание ладошек под потешки, разминание и растирание каждого пальчика вдоль и поперек, затемпрокатывание между ладоней шестигранных карандашей, грецких орехов, массажных мячиков.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей не будут иметь ожидаемых результатов, без понимания и поддержки родителей. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы: показы занятий, консультации, тематические родительские собрания, папки- передвижки, в которых отражается жизнь детей в детском саду. Желательно иметь в группе альбом из жизни малышей, в который помещать и фотографии детей из семейного альбома с краткими комментариями родителей. Фотографии использовать в адаптационный период, при составлениях рассказа о себе, своей семье, любимой бабушке, игрушке... Работа в изложенном выше направлении даст хорошие результаты, и станет вполне традиционной в работе с детьми в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Включение регионального компонента в учебно-образовательный процесс в ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувст...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.Участву...

Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные способы взаимодействия с семьями воспитанников детей раннего возраста».

laquo;Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находитпримеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Иесли мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,...

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком с использованием нетрадиционного дидактического материала.

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста полностью зависит от предметно-развивающей среды, в которой пребывает ребенок и то, насколько она комфортна, рационально организована, насыщена...

Консультация для педагогов и родителей «Психолог- педагогические условия развития самосознания у детей раннего возраста»

Консультация для педагогов и родителей «Психолог- педагогические условия развития самосознания у детей раннего возраста»...

Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников»

Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного...