ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА У ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕЧЕВОЙ ГРУППЫ
статья по коррекционной педагогике на тему

В статье представлена система работы по формированию связной речи через формирование грамматической категории глагола. Предназначается для воспитателей, учителей-логопедов, студентов педагогических вузов.

The paper presents the system work on the formation of coherent speech through the formation of the grammatical category of the verb. Designed for educators, teachers, speech therapists, students of pedagogical universities.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Н. Ибрагимова

 ГБДОУ д/с №67компенсирующего вида

г. Санкт- Петербург

tin-1958@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА У ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕЧЕВОЙ ГРУППЫ


В статье представлена система работы по формированию связной речи через формирование грамматической категории глагола. Предназначается для воспитателей, учителей-логопедов, студентов педагогических вузов.

The paper presents the system work on the formation of coherent speech through the formation of the grammatical category of the verb. Designed for educators, teachers, speech therapists, students of pedagogical universities.

Процессы миграции привели к значительному увеличению численности в образовательных учреждениях детей, для которых русский язык не является родным. Всех детей мигрантов можно разделить на две группы: билингвы  и инофоны. В нашей статье рассмотрим вопросы формирования лексико-грамматического компонентов речевой системы у детей-инофонов. Инофоны – дети, чьи семьи мигрировали недавно. Русским языком они владеют лишь на пороговом, бытовом уровне. При этом такие дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. Очень часто сами родители не говорят на русском языке. В детском саду инофоны вынуждены общаться с воспитателями, с детьми только на русском языке. Преодоление языкового барьера создает для них определенные трудности. В речевые группы попадают дети-инофоны с различными формами речевых нарушений: заикание, дизартрия, ринолалия, дислалия. При этом наиболее отчетливо можно определить у ребенка речевые нарушения, имеющие органическую природу и характерную симптоматику, ярко проявляющуюся в обеих речевых системах (запинки, назальность, межзубность или боковое произношение звуков, общая смазанность речи, затрудненная артикуляция звуков). В тоже время, определить нарушение лексико-грамматического строя, звукового состава слова, фонематического восприятия, связной речи крайне затруднено для специалиста, не владеющего родным языком ребенка. Приобщение к русскому языку в дошкольных учреждениях должно происходить в объёме, достаточном для нормального вхождения в последующую школьную жизнь, обеспечивающем, по возможности, полноценное пребывание в детском коллективе, где общение происходит на русском языке. Привлекать к помощи родителей воспитанника в качестве переводчиков мы не можем. В реальной ситуации сталкиваемся с тем, что сами родители зачастую просят быть переводчиками своих знакомых, мигрировавших ранее и хоть немного освоивших язык. Изучение русского языка как неродного имеет много общего с изучением русского языка как родного. Их объединяет: система русского языка как предмета изучения: владение на основе знаний фонетическими особенностями, словарным составом, грамматическим строем русского языка, владение навыками и умениями свободного пользования языком в его устной и письменной формах; общие дидактические принципы и воспитательная направленность обучения, связанная с развитием всех сторон личности воспитанника, идентичность психологических процессов, психологической деятельности в условиях обучения у представителей разных национальностей. Среди методов, используемых при обучении  русскому языку детей — инофонов, в основном используется объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) и репродуктивный, когда педагог передает готовые знания, главный упор делается на развитие памяти ребенка. Для объяснительно-иллюстративного метода обучения характерны такие приемы, как сообщение педагогом фактов, сопоставление фактов русского и родного языков, разбор готовой инструкции, коллективное составление схем и др. Приступая к работе, необходимо иметь четкое представление об особенностях формирования речи у детей-инофонов. Одна из основных особенностей, которую необходимо обязательно учитывать педагогам: закономерности русского языка инофоны воспринимают через призму родного и переносят явления родного языка в русскую речь, что часто и приводит к ошибкам. Такой перенос называется интерференцией. Ошибки в русскоязычной речи детей-инофонов связанны со всеми аспектами языка: фонетическим (фонетические, ритмико-интонационные ошибки), грамматическим (морфологические, словообразовательные, синтаксические ошибки), лексическим (ограниченный словарный запас, нарушение лексической сочетаемости, неправильное словоупотребление, не понимание переносного значения слов, ошибки в употреблении синонимов, омонимов, антонимов, паронимов) и с аспектами речи: неадекватность теме, фактические ошибки, логические ошибки (нарушение структурно-смысловых частей фразы, текста, логический пропуск слов), ошибки, связанные со смещением плана повествования (при изложении содержания текста от первого и третьего лица). Особую трудность составляет усвоение грамматического строя и формирование связной речи. Грамматический строй русского языка значительно отличается от родного: различный состав и функции падежей, отсутствие в родном языке предлогов, отсутствие категории рода. Дети совсем не понимают или понимают неточно указания и объяснения педагога, с трудом отвечают на вопросы или дают неправильные ответы. Речь детей на русском языке часто состоит из отдельных слов, они не владеют навыками построения предложения, пересказа. Они, не могут своими словами пересказать текст. Дети часто нарушают порядок слов в предложении, что связано с порядком слов в родном языке. Детям - инофонам в экстремально быстрые сроки приходится усваивать язык, минуя ступени поэтапного формирования системы языка. (Известно, что система языка формируется поэтапно: фонетика — морфология — синтаксис — лексика). Мы составили план работы над формированием грамматических категорий, исходя из принципа опоры на онтогенез детской речи, выдвинутый М.Е Хватцевым, Орфинской, Ляпидевским. Он предусматривает соблюдение поэтапности и последовательности формирования речи. В основу системы формирования речи положено предложение. Гвоздев писал: «Предложение в детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их высшим морфологическим выражением. Развитие предложений у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой». (Гвоздев «Вопросы изучения детской речи») (Усложняется структура предложения - синтаксис, и усложняется связь слов в предложении - морфология). Поскольку в русском языке не так уж много безличных предложений и основу предложения составляет глагол - сказуемое, то и основной упор в работе по формированию грамматического строя речи мы делали на работу над глаголом и его категориями. Весь период обучения мы условно разбили на 6 этапов.

1этап: накопление глагольной лексики, понимание соотношений предметов и действий. На этом этапе: а) мы рассматривали картинки и определяли, обозначали  действие предмета

б). разбирали различные действия и состояния одного и того же предмета. (кошка сидит, лежит, стоит, бежит, ползет; ветер надувает, ломает, срывает, дует и т. д.);

в). выясняли, что делают с посудой (моют, ставят, кладут, чистят); с мебелью (ставят, двигают, поднимают и т. д.), овощами, мебелью и т.д.

г). отрабатывали правильность употребления глаголов в играх «Кто и что может?» (стоять: люди, животные, птицы, мебель, посуда, обувь; сидеть, лежать, висеть, ходить, летать, ползать.).

Параллельно шло накопление словаря по основным лексическим темам. Здесь пособие на развитие памяти (Игра «Чего не стало?), сделано на все лексические темы.

Целью 2 этапа является научить детей правильно употреблять глаголы повелительного наклонения, строить предложения из двух слов, конструкции типа: а). Обращение + повелительное наклонение- Маша, сядь!

б). Повеление 4- существительное Вин. Падежа - Дай ручку!

На этом этапе ведущую роль играет образец речи педагога. Важно, чтобы дети усвоили повелительное наклонение 2 лица ед. числа, т. к. оно является исходной формой формирования глаголов в детской речи. К нам на занятия приходит кукла Маша. Логопед сначала сам просит что-нибудь сделать, затем дети просят куклу, позднее - друг друга.

Продолжаем расширять объем понимания речи, учим различать, к кому обращена просьба (прыгай - прыгайте), про кого скажу: завязывает, обувается, танцует-танцуют, поет-поют, стараемся научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое, с предметом и без него: иди - стой, сядь - встань; возьми мяч, подними вверх, опусти вниз, брось и т. д.

На 3-ем этапе идет отработка глаголов 3-его лица настоящего времени на основе работы над двухсоставным предложением конструкции: существительное + глагол 3 -его лица ед. числа настоящего времени. (Папа ест. Картина висит). На этом этапе учим пока только:

а). Различать название противоположных действий (застегни - расстегни, выйди - войди).

б). Понимать действие, изображенное на сюжетной картинке (одевается - одевают, моется – моет, раздевается – раздевает, надела-надел).

в). Определять по форме глагола кому принадлежит действие (сидит-сидят, едет - едут, ползет - ползут).

На начальном этапе для ускорения правильного употребления рода глагола мы используем кружки: ж. р. - красный, м. р. - синий. Здесь же параллельно идет закрепление цвета, изготовлены карточки на разные цвета в разных вариантах (надел красные варежки, красную шапку; найти, что лишнее).

г). Определять взаимоотношения действующих лиц, изображенных на картинке (Где заяц бежит от волка, а где волк от зайца, и т. п.).

Итогом 3 -его периода должна стать способность детей согласовывать подлежащее и сказуемое в 3 -ем лице ед. и мн. числа настоящего времени изъявительного наклонения.

Цель 4 -ого этапа - научить самостоятельному словоизменению глаголов, дать элементы связной речи. Работа идет на основе простого предложения (3-5слов). Отрабатываются конструкции: Им. сущ. + гл. + дополнение В. пад. (Мама наливает чай. Мама покупает крупу). Сначала логопед помогает вопросами: Что делает мама?

Далее усложнение: Им. сущ. + гл +сущ. В. пад. + сущ. Д. пад. (Коля крутил машине колесо. Оля дает Коле шары.) Им. п. сущ. + гл. + 2 сущ. (В. и Тв. Пад.). Девочка поливает цветы лейкой. На этом этапе отрабатываются словоизменения : гл. 3 л. - на гл. 1 л.( стул стоит - я стою ).; гл. ед. числа - на множ. число (стул стоит - стулья стоят),

вводятся предлоги, слова, имеющие форму только множественного числа: шорты, ножницы, колготки, санки и т.д. Изготовлено лото, + согласование числительных

5 этап продолжает работу по словоизменению и с грамматическими формами глагола - числом, лицом, родом, временем на фоне сложного предложения. Учимся строить предложения с однородными сказуемыми: Вова встал, убрал кровать, сделал зарядку. Отрабатываем сложно - подчиненные предложения с союзами: Сначала умыться, а затем вытереться. Отрабатываем времена глагола - будущее - настоящее - прошедшее (улетят - улетают - улетели). Некоторые видовые пары состоят из разных глаголов (супплетивизм) - их надо запомнить: брать - взять, беру - взял, класть - положить, кладу - положил, ловит - поймать, говорить - сказать, говорю - сказал. Отрабатываем глаголы : класть - положить - лежать.; вешать - повесить - висеть.

На 6 этапе работаем над приставочными глаголами, глаголами сов. и несов. вида, подбираем глаголы к одушевленным и неодушевленным предметам. При отработке словоизменения используем пособие « Угадай, про кого сказала?».

Большое внимание на этом этапе уделяется работе над приставочными глаголами, особенно над глаголами движения, при этом пользуемся табличками - подсказками. Позднее составляем рассказы по картинкам; дети сами выбирают, кто у них поедет, полетит, поползет, разработаны и созданы игры с использованием ЭОР. Данная система поэтапного формирования речи дает возможность значительно развить речь детей, предупредить многие грамматические ошибки.

В заключении хочется сказать, что любые логопедические занятия являются только частью необходимого для ребенка общения. Необходимо мобилизация всех психологических компонентов познания: внимания, мышления, памяти, чувств, восприятий, воображения. Языковое общение должно быть организовано педагогами и родителями во всех жизненных ситуациях: прогулках, играх, режимных моментах д/с. Только в тесном контакте с воспитателями и родителями мы можем решить данную проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней группе по формированию грамматических категорий

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по развитию грамматического строя речи на тему "Профессии на транспорте". Данное занятие разработано с учетом ФГТ....

Элективная программа "Формирование навыка русского языка у детей-инофонов в условиях интегрированного обучения"

     За последние 10 лет в странах СНГ сложилась новая языковая ситуация – изменился статус русского языка. С каждым годом в этих странах сокращается число лиц, владеющ...

Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.

В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....

Статья "Формирование грамматических категорий у детей с неродным русским языком в условиях речевой группы ДОУ"

В статье представлена система работы по формированию связной речи через формирование грамматической категории глагола. Предназначается для воспитателей, учителей-логопедов, студентов педагогических ву...

Примерное перспективное планирование работы по формированию грамматических категорий речи у детей 5-7 лет в группах комбинированной направленности.

Перспективное планирование разработано в соответствии с тематическими неделями.Включает в себя разнообразные игры и упражнения  по формированию грамматического строя речи детей.Игры проводятся в ...