ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему

Киселева Нина Геннадьевна

Раскрыта концепция элементарного музицирования. Обоснована эффективность использования элементарного музицирования  в коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя  с детьми с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiseleva_n.g._mbdou_no_5.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Киселева Нина Геннадьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы»

г. Йошкар-Ола

nina-kiseleva@list.ru

   Раскрыта концепция элементарного музицирования. Обоснована эффективность использования элементарного музицирования  в коррекционно-развивающей работе музыкального руководителя  с детьми с ОВЗ.

   Ключевые слова: элементарное музицирование, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), слабовидящие дети, «обучение в действии»,  игровая педагогика, детское творчество.

   В МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик» г. Йошкар-Олы  функционируют  группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения. При наличии зрительной патологии у детей прослеживаются некоторые специфические особенности развития: затруднена ориентировка в пространстве, задерживается формирование двигательных навыков, координации,  чувства ритма.  

   Дети с ОВЗ с трудом осваивают танцевальные движения, чистое интонирование, игру на музыкальных инструментах, поэтому программа по элементарному музицированию Т.Э. Тютюнниковой, основанная на принципах музыкальной  педагогики Карла  Орфа, стала для меня большой помощью в работе.

   В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция К. Орфа “Шульверк. Музыка для детей”. Слово “Schulwerk  было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”.

    Главный принцип этой педагогики – “учимся, делая и творя” – позволяет детям, исполняя и создавая музыку, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования[3].

   Элементарное музицирование  – первозданный метод приобщения человека к музыке, который обладает большим потенциалом эмоционального, психологического и социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, которые могут  быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. [4].

   Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» является синтезом двух идей: систематического развития природной музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения.

   Обучение элементарному музицированию осуществляется в следующей последовательности:

– хлопки, движения под музыку (притопы, шлепки);

– ознакомление со звучащими самодельными и орфовскими инструментами;

– творческое исследование тембро-динамических возможностей музыкальных инструментов с помощью таких приемов: показ педагога («дирижер»); импровизационная игра детей; вопросы, стимулирующие к изобретательности («Как еще можно поиграть на инструменте?»); свободный обмен инструментами по желанию детей;

– разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкально-слуховые представления дошкольников о средствах выразительности.

   Обучение в творчестве – главнейшая особенность элементарного обучения, поэтому его еще называют «творческим музицированием». Ребенок развивается в творчестве, детское творчество самоценно уже само по себе. И в музыкальном обучении важен не столько результат, сколько сам процесс.  Мы даём ребёнку возможность понять, что он может многое,  если что-то он ещё не умеет, то всегда может научиться этому, либо придумать свой способ творческого выражения: пения, движения, игре на инструменте.

   Элементарное музицирование – это игровая педагогика. Ребенок играет, но не догадывается, что при этом его учат, не замечает многократных повторений и разучиваний. И педагог, обучая,  тоже находится  в позиции игры[4]. Он играет вместе с детьми, поэтому одна из базовых компетенций педагога – готовность и умение играть.

   Элементарное музицирование требует особого репертуара: это народный фольклор, потешки, считалки, простые мелодии, игровые танцы, сценки. Именно элементарное музицирование  при увлекательнейшем процессе обучения дает замечательные результаты, в том числе и в процессе организации коррекционно-развивающей работы.

   Приведу несколько примеров, которые могут использовать педагоги в своей деятельности.

   Речевая игра «Капля»

Капля – раз (на «раз» - хлопок над головой),

Капля – два (на «два» - хлопок над головой),

Капли медленно сперва (4 хлопка в ритм строчки).

Стали капли поспевать, капля каплю догонять (поочередные шлепки по коленям).

Мы теперь зонты открыли,

От дождя себя укрыли (руки соединяются над головой, пружинка с поворотами).

Тот же текст повторяется на притопах и прыжках.

Речевая игра «Птица-кар-кар-кар»

Птица-кар-кар-кар (вытянутые руки-«клювики» открываются и закрываются в ритм),

Ветер – хлоп-хлоп-хлоп (хлопки над головой),

Дождик – кап-кап-кап (шлепки по коленям),

Ножки – топ-топ-топ (притопы),

Дети – ха-ха-ха (вытянуть руки вперед – «фонарики»),

Мама – ах-ах-ах (руки на голову),

Лужи – бульк-бульк-бульк (вытянуть руки – сжимать разжимать кисти),

Туча – бах-бабах (подпрыгнуть, изобразить молнию и замереть).

«Контрасты» (Микс двух мелодий: «механической» и «волшебной»)

Дети двигаются произвольно, в соответствии с образом, каждый раз исполняя новое движение. В концертном исполнении: мальчики – роботы, девочки – феи, замирающие в конце своей музыки.

Я призываю коллег – музыкантов обратить внимание на эту интереснейшую область музыкальной педагогики.

В наших условиях использование методики, репертуара элементарного музицирования, даже парциально, приносит колоссальную пользу и удовольствие, как детям, так и педагогам. 

Список литературы

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.      Волгоград: Учитель, 2011. 204 с.

2. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. Спб.: Речь: М.: Сфера,2010. 112 с.

3. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческое музицирование, импровизация и законы бытия.   М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.

4. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Программа по материалам семинара № 1. Москва, 2009. 24 с.

5. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1 . Игры звуками: Учебно-методическое пособие. Спб.: ЛОИРО, 2003. 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Творческий отчет на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Творческий отчетв рамках программы «Школа методического мастерства. С инициативой в образование»на тему: «Эффективность метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Эффективные методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ

В статье предлагаются эффективные нетрадиционные методы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с  ограниченными возможностями здоровья....

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....