Проектная деятельность «Кухня самодельной мультипликации» как способ интеграции разных видов деятельности детей с речевой патологией. Чугунова Т.И., Майсак Т.А., Майсак А.Б.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Проектная деятельность «Кухня самодельной мультипликации» как способ интеграции разных видов деятельности детей с речевой патологией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_multiplikatsiya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность «Кухня самодельной мультипликации» как способ интеграции разных видов деятельности детей с речевой патологией.

Чугунова Татьяна Ивановна, Майсак Татьяна Александровна, Майсак Анна Борисовна, ГБДОУ № 68 Калининского района Санкт-Петербурга

Многолетний опыт работы с детьми логопатами показал определенные сложности в достижении детьми целевых ориентиров предусмотренных ФГОС ДО, что обусловлено особенностями контингента. Дети с речевыми нарушениями быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Одни из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. У других наблюдаются заторможенность и вялость. Дети довольно быстро утомляются,  что сказывается на общем поведении ребенка: детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание. Как правило, у таких детей отмечается низкий уровень контроля за собственной деятельностью, у некоторых из них снижена познавательная активность. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны, прежде всего, с незрелостью их мотивационно-потребностной сферы, у них преобладает ситуативно-деловая  форма общения. Часто у детей наблюдается нарушение моторики, узость тематики рисунков, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. Снижено критическое отношение к чужой и своей работе. Использование метода  проектной деятельности позволяет учитывать психо-физиологические  особенности воспитанников и отвечает всем требованиям современной коррекционной педагогики, в том числе взаимосвязи всех видов деятельности детей.

Прекрасные возможности для интеграции мы нашли в проектной деятельности «Кухня самодельной мультипликации».  В процессе работы с мультфильмами отмечается целый ряд положительных сторон:

  • возрастает познавательный интерес ребенка;
  • развивается произвольное внимание дошкольника;
  • повышается речевая активность;
  • стимулируется продуктивная коммуникация, готовность к совместной деятельности со сверстниками;
  • развивается самостоятельность и саморегуляция, формируется позитивная установка к труду и творчеству;
  • воспитываются эстетические чувства и вкусы;
  • развивается эмоциональная сфера дошкольника;
  • появляется возможность разнообразить предлагаемый детям материал; моделировать ситуации, которые невозможно наблюдать в рамках традиционных форм работы.

Использование мультипликации в детском саду позволяет выполнять ряд важнейших функций по отношению к детям логопатам:

1. Социально-компенсаторная функция: работа над мультфильмом позволяет компенсировать и выполнять то, чего по каким-то причинам не достает ребенку для удовлетворения его потребностей (в общении, познании, эмоциональных проявлениях и т.д.)

2. Гедонистическая функция: особенности мультипликационного изображения, единства содержания и формы мультфильмов получают определенный отклик у детей и помогают им увидеть и почувствовать красоту окружающей жизни, дети получают радость и удовольствие от мультфильмов.

3. Воспитательная функция: воспринимая и создавая мультипликационные фильмы, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать многие явления и факты, таким образом, воспитание происходит незаметно и ненавязчиво для самого ребенка.

4. Эвристическая (побуждающая к деятельности) функция: просмотр мультфильмов и в особенности их создание стимулирует творческие способности ребенка, развивает его воображение, фантазию, как бы подталкивая  к возникновению изобразительной, музыкальной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой, конструктивной, двигательной деятельности, восприятию художественной литературы и фольклора, развитию самообслуживания и элементарного бытового труда.

В процессе работы с мультфильмами различные виды деятельности детей объединяются для создания творческого продукта:

1. В рамках игровой деятельности использовались такие формы, методы и приемы работы: театрализованная деятельность, режиссерские игры (придумывание и постановка нового сюжета с известными или вновь придуманными героями, изменение окончания или начала готовых мультфильмов и т.д.); сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и игры-фантазирование с героями мультфильмами; игры с использованием ИКТ, основанные на сюжетах мультипликационных фильмов и разработанные педагогами ДОУ.

2. Возникновению коммуникативной деятельности способствовало обсуждение выбора мультфильма для просмотра; продумывание сюжета, выбор героев, техники, материалов, составление диалогов  для будущего мультфильма; распределение обязанностей;  озвучивание готового или вновь созданного мультфильма. Надо отметить, что для детей с речевыми нарушениями прием озвучивания героя служил стимулом для повышения самоконтроля при автоматизации звуков и коррекции просодической стороны речи, а возможность услышать себя со стороны посредством аудиозаписи являлась дополнительным стимулом.

3. Познавательно-исследовательская деятельность включала: экспериментирование, просмотр и обсуждение мультфильмов по лексическим темам и других познавательных мультфильмов; коллекционирование; создание выставок; просмотр иллюстраций; выбор материала (пластилин, тесто, песок, продукты питания, бумага, краски, карандаши, спички, конструктор, игрушки, природный материал, геометрические фигуры, ткани, готовые изображения и т.д.)  и техники создания мультфильмов (перекладка, пластилиновая, предметная, сыпучая анимации, теневой театр, пиксиляция); непосредственно процесс покадровой съемки.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора предполагало чтение и обсуждение  художественных произведений по просмотренным мультфильмам, рассказывание, пересказ, разучивание диалогов и стихотворений.

5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд (подготовка и уборка рабочего места)

6. Конструирование героев, декораций и атрибутов из различных материалов, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.

7. В рамках изобразительной деятельности использовались такие формы, методы и приемы работы, как аппликация, рисование и лепка персонажей, костюмов, декораций, фонов.

8. Музыкальная деятельность подразумевала активное творчество вокальное и инструментальное: подбор и исполнение музыкального и шумового сопровождения, дополняющего анимационную картину происходящего и создающего его атмосферу, служащего фоном, эмоционально окрашивающего отображаемое событие и выполняющего драматургическую и сюжетно-композиционную функции.

9. Двигательные задачи решались вместе с героями мультфильмов.

Проектная деятельность предполагала активное участие детей и их родителей, в результате чего дети приобрели знания в области рисованного и кукольного мультипликационного кино, научились создавать различные выразительные образы, используя при этом разнообразные средства искусства мультипликации; обогатилась тематика и содержание детских рисунков. Работа по анализу мультфильмов воспитала у детей самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, научила рассказывать о своих чувствах, вызванных мультфильмом.  Естественный интерес детей к мультипликации, сопричастность к происходящему способствовали активному усвоению понятий и навыков детьми, успешному освоению программы.

Родители стали относиться к мультипликационным фильмам не как к средству развлечения, а как к источнику знаний, средству эстетического и нравственного воспитания, в результате чего стали избирательны в выборе мультфильмов для просмотра дома.


Список литературы:

  1. «Специальная психология»/ под ред. В.И. Лубовского – М.: Издательский центр «Академия», 2007
  2. Гусакова А. А. «Мультфильмы в детском саду» – М.: ТЦ «Сфера», 2010
  3. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. «Смотрим и рисуем мультфильмы» - М.: ТЦ «Сфера», 2013
  4. Милборн А. «Я рисую мультфильм» – М.: Эксмо, 2006
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта "Интеграция разных видов деятельности детей через кружок "Фантазии природы""

Данная презентация будет интересна педагогам, занимающимся со своими детьми экопластикой (программа "Цветные ладошки" И.А.Лыковой)....

Интеграция игры в разные виды деятельности детей младшего возраста

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет ...

План интеграции разных видов деятельности

Развивать познавательные интересы детей, закреплять знание детей о работе дома моделей, специалистов, работающих в нем; развивать связную речь детей, обогащать и расширять словарь детей; развивать тво...

Консультация для педагогов «Интеграция разных видов деятельности детей дошкольного возраста в формировании привычки к здоровому образу жизни»

Консультация  для   педагогов «Интеграция разных видов деятельности детей дошкольного возраста в формировании привычки к здоровому образу жизни»...

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы в разных видах деятельности детей.

К сожалению, в детских садах встречается негативная практи­ка неправомерного увеличения умственной и физической на­грузки воспитанников ДОУ. Особую озабоченность вызыва­ет превышение колич...