Главные вкладки

    Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»
    методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Панина Татьяна Алексеевна

    Коррекционная работа велась в двух направлениях:

    1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.

    2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений течения времени и временных представлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_prost-vrem._predstv.docx19.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Отчет учителя-дефектолога

    по теме «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

    Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ЗПР могут быть вызваны нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время, и имеющее уровневое, вертикальное строение. Все уровни данной системы формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень включает в себяпредыдущее и формируется один над другим.

    Несформированность даже одного уровня сказывается на дальнейшем наращивании вышележащих уровней и на функционировании всей системы в целом.

    У всех детей нашей группы №14 «Цветик-Семицветик» согласно заключению ТПМПК выявлена задержка психического развития. У всех детей по заключению учителя – логопеда отмечается недоразвитие речи системного характера. Они отличаются от своих сверстников снижением познавательной активности, импульсивностью действий, низкой продуктивностью деятельности, ярко выраженными трудностями в совмещении речевой и предметной деятельности. У них отмечается низкая готовность к школьному обучению.

    У дошкольников с ЗПР обнаружено несовершенство самых нижних уровней пространственно-временных представлений, а именно, восприятия пространства, существующего в пределах их собственного тела и взаимодействия с внешним пространством «от тела».

    Дети с ЗПР не понимают конструкций обозначающих пространственное расположение предметов, еще сложнее им эти отношения отразить в собственной речи. У них затруднено восприятие верхнего и нижнего, правого и левого расположения объекта и его деталей в пространстве.

    Все это не создает прочного фундамента для полноценного формирования вышележащего уровня пространственных представлений, а именно, вербального обозначения пространства и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи.

    Так же не сформированы понятия, обозначающие определенные временные периоды. Дети не могут отразить с помощью имеющихся у них речевых средств категории времени. Наряду со сложностями вербального выражения пространственно-временных отношений, обнаружены сложности в понимании этих отношений. Дети не только не могут исправить ошибку, допущенную при построении предложения, но часто не замечают ее вовсе.

    Дети с ЗПР не понимают логико-грамматические конструкции, выражающие пространственно-временные отношения.

    Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойства предметов и явлений и целостного восприятия этих явлений и предметов в пространстве и времени. Далее следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений.

    Коррекционная работа велась в двух направлениях:

    1. Формирование у дошкольников с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений.

    2. Формирование у дошкольников с ЗПР субъективных ощущений течения времени и временных представлений.

    В процессе работы у детей пространственных представлений изучались: ориентировка в «схеме собственного тела»; ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего напротив; понимание и употребление предлогов; ориентировка на листе бумаги.

    В коррекционной работе использовала методики: картинки с изображением предметов в разных углах листа; рисунки кистей рук и ступней ног; листы в клетку, расчерченных на 9 квадратов, с крестиком в центральном квадрате; рисунки дерева и животных вокруг него (панно) и т.д.

    В работе с детьми  включала: картинки, изображающие действия людей в разное время суток; картинки, изображающие один и тот же пейзаж в разное время суток; картинки с изображением времен года; числовые карточки, обозначающие  дни недели; сюжетные карточки.

    У детей формировала представления о частях суток, способность понимать и использовать в собственной речи понятия «вчера», «сегодня», «завтра»,  представления о временах года, месяцах, днях недели и способность понимать обратимые активные и пассивные конструкции.

    Коррекционная работа была направленна на формирование у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях, о временных единицах).

    Она осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять между ними сходства и различие, обобщать их,  обозначать словами.

    При обучении организовывались наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки.

    Проведенная коррекционная работа по пространственно-временным представлениям у дошкольников ЗПР подтвердило, что имеются значительные недостатки в понимании и использовании в собственной речи вербальных средств, обозначающих пространство и время, и позволило определить преимущественное направление коррекционной работы направленной на их устранение.

    В то же время сформированность пространственно-временных представлений после проведенной коррекционной работы оказывается ниже возрастной нормы, а это отрицательно скажется на успеваемости в школе.

    К концу учебного года заметное продвижение отмечается у детей в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги.Значительно лучше дети стали ориентироваться в частях  суток и их цикличности. Определяют, и называют времена года, знают последовательность.

    Однако задание, назвать какое время года между летом и зимой, или какое бывает перед летом, у некоторых детей вызывают затруднение.

    Уровень представлений о днях недели значительно повысился.

            Хуже всего оказались сформированы представления о месяцах, что вполне объяснимо, материал является слишком громоздким и сложным даже для детей с нормальным психическим развитием.

    Затруднения при формировании представлений о пространственных отношениях предметов объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза, неумением устанавливать причинно-следственные отношения и отражать их в речи. Нарушения в понимании категорий пространства и времени у детей с ЗПР так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство и время.

    Следует отметить, что не все дети достигли уровня развития возрастной нормы,  системная речевая патология, присущая детям с ЗПР носит стойкий характер и преодолевается с трудом.

    Очевидно, что коррекционное воздействие по устранению недостатков пространственно-временных представлений у детей с ЗПР должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.

    Это позволило сделать вывод о продолжении  дальнейшей коррекционной работы с дошкольниками ЗПР для  наилучших результатов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание во 2 младшей группе по теме: « Формирование элементарных математических представлений у детей в младшей группе».

    В материале даны следующие вопросы.Методы и приёмы обучения в младшей группе математике. Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у д...

    Реферат на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

    Актуальность проблемы Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь нео...

    консультация для воспитателей на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

    Как помочь детям сформировать математические представления, развить внимание, мышление и память детей,  используя игры и развивающие упражнения в разных видах организованной и совместной деятельн...

    ОТЧЕТ по самообразованию на тему: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

    ОТЧЕТ по самообразованию  на тему:  «Формирование навыков пожарной безопасности  у детей среднего дошкольного возраста»...

    Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

    Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...