Ринолалия, ее формы
статья по коррекционной педагогике на тему

Якушева Лира Александровна
—Что такое ринолалия? С какими проблемами она всегда связана?
—Чем различаются открытая и закрытая ринолалии?
—Что характеризует функциональную ринолалию? Какие ее виды вы запомнили?
—Каковы особенности органической ринолалии?
—Какие виды дефектов приводят к появлению органической ринолалии?
—Как повлияет ринолалия на развитие речи ребенка?
—Какая неречевая симптоматика будет сопровождать речевые дефекты при ринолалии?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья. Ринолалия и ее формы29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Ринолалия, ее формы

Подготовила: учитель-логопед

Якушева Л.А.

Содержание

1.Введение

2.Ринолалия: характеристика нарушения

3.Причины возникновения ринолалии

4.Виды ринолалии

5.Заключение

Введение

  • Ринолалия (греч. rhinos нос + греч. lalia речь) — вид органической дислалии;

расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную Ринолалию.

  • Ринолалия— нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное

анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

  • Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии по наличию

измененного назализованного тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличается от нормы. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, у человека происходит отделение                        носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

В настоящее время принята следующая классификация.

Врожденные расщелины верхней губы: скрытая расщелина, неполная расщелина: а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа.

Врожденные расщелины нёба:

1) расщелина мягкого нёба: скрытые (субмукозные); неполные; полные;

2) расщелины мягкого и твердого нёба: скрытая; неполная; полная;

3) полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба: односторонняя; двусторонняя;

4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба: односторонняя; двусторонняя.

Расщелины бывают сквозными, полными и неполными, двусторонними и односторонними (как правосторонними, так и левосторонними).

        Сквозными расщелинами считаются такие, которые, начинаясь от верхней губы, проходят через верхнюю челюсть, твердое и мягкое нёбо вплоть до маленького язычка, который также оказывается раздвоенным или же может совсем отсутствовать. Неполные расщелины могут ограничиваться только укорочением мягкого нёба, отсутствием маленького язычка или раздвоением его. Наблюдаются и незначительные дефекты костного остова твердого нёба, притом скрытые под слизистой оболочкой - так называемые субмукозные (подслизистые) щели; такая щель прощупывается при легком нажиме на задний край твердого нёба и обнаруживается при громком отрывистом произнесении звука а в виде втягивающегося внутрь треугольника в том же месте, причем величина его будет соответствовать костной расщелине.

Открытая ринолалия

При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Наиболее заметно изменяется тембр гласных и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный а, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные п, б, д, т, к и г звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости.

Ринолалия закрытая (Р.З.)

  • расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра

голоса. Причинами такой ринолалии являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют Р.з. органическую и Р.з. функциональную.

Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем. При этом фонемы [м], [н], [н’]  звучат как            [б], [д], [д’]. Одним из внешних признаков  Р.з. является постоянно приоткрытый рот.

Ринолалия закрытая задняя (Р.з.з.)

нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих:
а)верхний край хоан,
б)половину или одну из них,
в)обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью
Р.з.з. может быть следствием сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилитических), иногда носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Врожденной причиной Р.з.з. бывает редко встречающаяся хоанальная атрезия, которая полностью отделяет носоглоточную полость от носовой.

Ринолалия закрытая передняя (Р.з.п.) 

  • нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением

носовой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др..
Р.з.п. может быть преходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).

При органической ринолалии

Сильно изменяется тембр звуков, особенно гласных. Нарушается произношение только гласных звуков и после фониатрических упражнений назальный тембр исчезает, а нарушения произношения устраняются обычными упражнениями.

Смешанная ринолалия

Имеет место в тех случаях, когда одновременно сосуществуют причины, приводящие к появлению как открытой, так и закрытой ринолалии. Это может наблюдаться при наличии носовых полипов или искривленной носовой перегородки (условия для появления закрытой ринолалии) в сочетании с коротким мягким нёбом или  скрытой                                                           расщелиной твердого нёба (условия для существования  открытой ринолалии).

Комплексная методика коррекционной работы по ринолалии.

  • Перед логопедом в повседневной практике встают актуальные задачи: 
  • Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и

рот.

  • Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет

рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха.

  • Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной

струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.

Дыхательные упражнения: легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15–20 сантиметров, затем более далекого.

Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания:

                Вдох     Выдох      Вдох     Выдох
                нос        нос           нос          нос
                нос        рот           рот          нос
                нос        нос           нос          рот
                рот         рот           рот          рот

  • Упражнения повторяются 6–8 раз подряд 3–4 раза в день.

Артикуляционная гимнастика для губ: 

  •    Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное. Медленное втягивание губ:

"хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя. Круговые вращательные движения губ "хоботком”. Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек. Мгновенное смыкание губ с быстрым разрывом типа "поцелуй”. Оскал с последующим движением губ в "хоботок” при зажатых челюстях. Поднимание верхней губы с обнажением зубов. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам. Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы). Вибрация губ – тпр-тпр-тпр (лошадки остановились). Собрать губы в трубочку и достать губами основание носа.

Гимнастика щечных мышц: 

  •    Надувание обеих щек одновременно. Вялый губной выдох (щеки напряжены).

Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую). Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить. Набирание воздуха то под одну губу (верхнюю), то под другую поочередно. Втягивание щек в полость рта. Растягивание углов рта в стороны, вниз, вверх, с помощью указательных пальцев ребенка.

Упражнения на активизацию небной занавески: 

  •     Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем

спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями. Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. Давление кончиком языка на левую (правую) щеки.

  •    Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и

кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.

Упражнения на активизацию небной занавески: 

  •     Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем

спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости (воды) маленькими порциями. Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха. Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами. Полоскание горла с запрокинутой головой. Давление кончиком языка на левую (правую) щеки.

  •    Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и

кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.

Приемы массажа:

  • Поглаживание поверхностное в направлении от твердых резцов к носоглотке.

Поглаживание прерывистое по направлению от средней линии твердого неба к шейкам зубов (2 минуты). Растирание (1,5 минуты), прямолинейно от резцов к носоглотке и в обратном направлении.

  • Поперечно по мягкому небу, а также спиралевидно в тех же направлениях

(2минуты). Интенсивное растирание по точкам выхода сосудисто-нервных пучков (по 10 секунд на каждой точке). Разминание в медленном темпе, плавно, без рывков в продольном и поперечных направлениях (2 минуты).

  • Массаж проводится несколько раз в день, не менее 10 минут в течение 6

месяцев. Проводить массаж рекомендуется как на занятиях, так и самостоятельно. Родителям предлагается обучиться массажу вместе с детьми. Начинать массаж нужно сразу после снятия швов.

Заключение

Ринолалия - требует обязательную коррекцию и наблюдение, как у ортодонта, отоларинголога, так и у логопеда-дефектолога. Самостоятельно ринолалия не проходит НИКОГДА. Более того, если коррекцию речи не начать до 5 лет, вероятность исправления начинает катастрофически снижаться. ребёнка можно приучить говорить абсолютно чисто отдельные звуки, слоги и даже слова, но в разговоре ребёнок будет возвращаться к привычной ему гнусавости.  Если начать коррекцию в возрасте старше 8 лет, то вероятность полного исправления речи - не более 10 %.                                         

Список литературы

  • 1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.
  • 2. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия.
  • 3. Коррекционные возможности массажа  Н. В. Дорох.
  • 4. Логопедия: Волковой Л.С., Шаховской С.Н.
  • 5. Основы логопедической работы с детьми Г.В. Чиркиной.
  • 6. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология»Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.