«Формы ринолалии, способы коррекции в до операционный и после операционный период. Этапы коррекции»
статья по логопедии

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_rinolalii_ispr_2.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 №192

«Детский сад обще развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по художественно-эстетическому направлению

 развития воспитанников »

Статья:

«Формы ринолалии, способы коррекции в до операционный и после операционный период. Этапы коррекции  »

 

                                             г. Кемерово,2023г.

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Формы ринолалии: открытая, закрытая и смешанная

В зависимости от функционирования небно-глоточного смыкания в современной логопедии выделяются три формы ринолалии: открытая, закрытая и смешанная.

 

  • Открытая ринолалия

Характеризуется искажением тембра голоса и звукопроизношения при недостаточном смыкании небно-глоточного затвора, между мягким небом и стенкой глотки остается большая щель, воздух попадает в нос. Все ротовые звуки приобретают носовой оттенок, особенно страдают гласные «И», «У», при произнесении которых ротовая полость максимально сужена. Изменяется тембр и при производстве согласных звуков. Шипящие и фрикативные – приобретают хриплое звучание. Взрывные («П», «Б», «Д», «Т», «Г», «К») звучат нечетко с назальным оттенком, так как в ротовой полости отсутствует необходимое давление. Воздушная струя во рту настолько слаба, что не позволяет вибрировать кончику языка, поэтому страдает произнесение «Р» (в нос). Открытая ринолалия может быть органической и функциональной.

 

  • Органическая, в свою очередь, может быть врожденной или приобретенной, вследствие вышеуказанных причин. При органической ринолалии обязательно есть расщелины губы, мягкого, твердого неба или их сочетание. Анатомическое повреждение органов артикуляции исключают изоляцию носовой и ротовой полости, что приводит к расстройству верхней части периферического речедвигательного анализатора.

 

  • Функциональная открытая ринолалия – следствие частых заболеваний глотки, в результате которых мышцы мягкого неба становятся вялыми. При этом состояние функции небно-глоточного аппарата остается в норме. Один из видов функциональной формы – привычная открытая ринолалия, возникает после удаления аденоидов или при длительной неподвижности мягкого неба. При этом нарушается звукопроизношение гласных звуков.

Закрытая ринолалия

Носоглоточный затвор остается закрытым вследствие органического повреждения в носовой полости или в функционировании небно-глоточного смыкания. Физиологический носовой резонанс понижен. При произнесении звуков «М», «Н», и их мягких вариантов струя выдыхаемого воздуха, не попадая в нос, проникает в ротовую полость, и звуки начинают звучать как ротовые «Б», «Д». Исчезает дифференциация звуков по принципу назальный-неназальный, что отражается на разборчивости речи. Закрытая ринолалия делится на: переднюю закрытую, заднюю закрытую, функциональную.

 

  • Передняя закрытая ринолалия характеризуется непроходимостью носовых полостей при хроническом насморке, искривлении носовой перегородки, полипах и опухолях носовой полости.

 

  • Задняя закрытая ринолалия возникает вследствие уменьшения носоглоточной полости из-за аденоидных разращений, реже носоглоточных полипов, хаональной атрезии и сращения задней стенки глотки с мягким небом.

 

  • Функциональная закрытая ринолалия часто встречается у детей, но диагноз ставится редко. Проходимость носовой полости хорошая, дыхание не нарушено, но тембр носовых согласных и гласных звуков искажен, в связи с тем, что мягкое небо, поднимаясь слишком высоко, закрывает проход к носоглотке при фонации. Частой причиной являются невротические расстройства у детей.

Смешанная ринолалия

Возникает, когда при непроходимости носовых отверстий имеется недостаточный небно-глоточный контакт функционального и органического происхождения. Состояние звукопроизношения характеризуется пониженным носовым резонансом, особенно при звучании носовых звуков и появление назального оттенка ротовых. Причиной могут быть:

  • аденоидные разращения;
  • укороченное мягкое небо;
  • опухоли носовой полости;
  • наличие субмукозной расщелины мягкого неба.

Коррекция открытой ринолалии

 

Построение коррекционной работы зависит от формы ринолалии. К устранению открытой ринолалии существует несколько авторских подходов, в числе которых работы известных ученых Г. Гуцмана и М.Ю. Хватцева. Коррекция открытой ринолалии делится на два этапа: дооперационный и послеоперационный. А.Г. Ипполитова одна из первых предложила занятия с детьми в дооперационный период. Ее метод основан на том, что внимание ребенка направлено не на фонему, а на артикулему. Логопед Н.И. Сереброва и врач Л.В. Дмитриев впервые разработали эффективную методику после исследования рентгенографии, основанную на выработке ротового и носового дыхания. Т.Н. Воронцова предлагает разработку в послеоперационный период, которая сводится к пропеванию звуков. Современная логопедия опирается на поэтапную методику И.И. Ермаковой в дооперационный и послеоперационный периоды.

Дооперационный период

Дооперационный период начинается с рождения ребенка.

1 этап. Предупреждение астенического синдрома. Дети-ринолалики рождаются слабыми, поэтому с первых дней жизни важно вести работу по закаливанию, стимулировать физическое развитие (бассейн, велосипед, лыжи). Больные дети запаздывают ползать и ходить, поэтому необходимо стимулировать двигательную активность – отодвигать игрушку и т.п. Не рекомендуется применение ходунков, поскольку этап ползания очень важен для развития речи.

2 этап. Исправление и предупреждение неправильной фиксации языка. Избегать класть ребенка на спину, чтобы корень языка не отодвигался кзади. Предпочтительней укладывать на живот или на бок. С самого рождения побуждать малыша к некоторым упражнениям языка по подражанию взрослому: «Вкусное варенье» (облизывать верхнюю губу), «Качели» (поднимать кончик языка вверх-вниз), «Часики» (качать языком из стороны в сторону), «Змейка» (вытягивать язык вперед-назад), «Индюк» (быстро проводить языком по верхней губе).

3 этап. Предупреждение нарушения дыхания. С 1,5-2 лет проводят упражнения игрового характера: «студим чай» (губу держать на уровне чашки), дуть в трубочку, «понюхаем цветок» – маленькие чашечки из-под киндер-сюрприза наполняют лепестками цветов, вдох носом. Можно играть на губной гармошке, сдувать пушинки с ладони, надувать шарики (без напряжения), мыльные пузыри, играть аэробольчиком, помогая зажимать нос.

4 этап. Активизация мышц нёбно-глоточного кольца. Делать упражнения на покашливание, позевывание, полоскать горло небольшими порциями воды, проглатывать маленькие порции молока, киселя.

5 этап. Развитие силы и высоты голоса. Мяукать как большая кошка и как маленькая кошка.

6 этап. Профилактика задержки речевого и психического развития. Как можно больше ребенку читать, показывать картинки, развивать память, внимание, мышление.

7 этап. Предупреждение появлений вторичных отклонений. Ребенок не должен ощущать себя ущербным, работать предстоит с эмоционально-волевой сферой, поощрять, хвалить, награждать ребенка, формировать доброе отношение к миру.

8 этап. Голосовые упражнения. Логопед готовит нёбную занавеску к смыканию после операции и предупреждает дистрофию мышц глотки посредством пропевания гласных звуков. Сначала «А» – длительно, затем «Э» – долго, затем «А-Э» слитно, «Э-А». Упражнение нужно делать 6-8 раз в день.

9 этап.Выработка правильной воздушной струи и затормаживание ключичного дыхания. Одну руку ребенка положить на грудь, другую – на живот, чтобы ребенок чувствовал дыхание, сначала лежа, потом полулежа, полусидя. Упражнение делать не менее 3 раз в день от 3 до 15 циклов. Следить, чтобы у малыша не болела и не кружилась голова, не вскакивать резко. Полезно также дуть на свечку, на ватку (на уровне губ).

10 этап. Укрепление мускулатуры гортани. Надо делать голосовые упражнения, начинать с изолированного произнесения звука «М», учить не напрягать гортань и контролировать резонанс. Затем тянуть звук «М» в закрытых слогам (мам, мэм, мум). До операции работать с гласными звуками не менее месяца. Важно произносить в определенном порядке: начинать с «Э» или «А», затем «О», «И», «У», «Ы». Такой порядок основан на изучении силы голоса, которая нужна для удержания мягкого нёба в горизонтальном положении. Не начинать с «У», «И», «Ы», поскольку в дооперационный период чистого звучания не получится. Возможны варианты АЭУ, ЭИА. Вокальные упражнения поднимают сегменты мягкого нёба, удлиняют выдох и делают подвижной заднюю стенку глотки.

11 этап. Создание платформы для правильного звукопроизношения, тренировка подвижности губ, щек, языка. Делать упражнения: покусывание кончика языка, растягивание губ, пришлепывание верхней губой по языку («накажем язычок» без звука), вылизывание тарелки, облизывание большой ложки. При деформации верхней губы надо развивать ее подвижность: закусывать губу языком, разглаживать швы зубами, поднимать губу вверх, выворачивать нижнюю губу («Негр»), закладывать между губой и носом конфетку. Обязательно делать массаж губы. Кончиками большого и указательного пальцев от уголков рта, нажимая чуть выше красной каймы, проводить точечный массаж и оттягивать губу вперед. Разминать рубец подушечками пальцев, большой палец – под шов, указательным разглаживать верхнюю губу. Гимнастику и массаж необходимо проводить 3-4 раза в день до 5 минут, избегая резких движений, болезненных ощущений, при которых у ребенка возникает напряжение в мышцах лба, крыльев носа, челюстей и шеи, что передается на гортань, глотку, язык.

12 этап. Развитие фонематического слуха.До 5 лет ребенка знакомят с неречевыми звуками и учат различать их: журчание воды, шуршание бумаги, погремушка, бубен, свисток и т.п. После 5 лет детей знакомят с речевым звуком, соотнося его буквой.

13 этап. Исправление звукопроизношения.Артикуляция может быть приближенной. Коррекция сводится к формированию ротовых согласных.

 

Послеоперационный период

 

1 шаг. Начинается с этапа постановки гласных звуков и устранения излишнего носового резонанса. Если ребенок получал логопедическую помощь до операции, этот период – короткий (2-3 недели). Если помощь оказана не была, период затягивается на 3-6 месяцев. В этот период может быть максимально растянута нёбная занавеска, поэтому важно не упустить момент. После операции неизбежен длительный период молчания, поэтому речь ухудшается. Мягкое нёбо отечно, ребенок чувствует боль, избегает правильной артикуляции звуков, говорит в нос. Необходимо как можно быстрее включить прооперированное нёбо в фонацию, это облегчает приобретение навыка ротового резонанса гласных. Прооперированный орган для ребенка получает целевое назначение. К логопедической работе необходимо приступить на второй день после обтурации или на 15-20 день после уранопластики. Через полгода, когда закончится процесс рубцевания, работа будет бессмысленна.

Специальными упражнениями и массажем можно растянуть край мягкого нёба на 1-3 см. Массаж проводится зондом, шпателем или соской. Осторожно двигают инструментом вперед-назад по твердому нёбу, не касаясь швов, при этом рефлекторно сокращаются мышцы глотки и мягкого нёба. При произнесении звука «А», делают легкий нажим на мягкое нёбо зондом или пальцем (активизация рвотного рефлекса). Ребенок делает самомассаж, языком гладит швы. Массаж выполняется не реже 2 раз в день в течение года за два часа до или после еды. Также проводится гимнастика для нёба: глотание маленькими порциями, покашливание с высунутым языком, позевывание при закрытом и открытом рте. Артикуляционная гимнастика включает в себя растягивание губ («Улыбка» – «Трубочка» в динамике), дополнительно – вибрация губ (кучерское «тпрррру», останавливаем «лошадку»), для щек – втягивание щек в ротовую полость. Голосовые упражнения в том же порядке, начиная с гласных «А», «Э». На этом же этапе проводится работа над дыханием. Вдох-выдох носом, вдох-выдох ртом, вдох – носом, выдох – ртом.

 

2 шаг – этап коррекции звукопроизношения. Начинаем с гласных звуков. Порядок постановки согласных такой: сначала «П», «Ф», затем «Пь», «Фь», «В-Вь», «Т-Ть», «К-Кь», «Х-Хь», «С-Сь», «Г-Гь», «Л-Ль», «Б-Бь», «Д-Дь», «З-Зь», «Ш», «Р-Рь», последние – «Ж», «Щ», «Ч», «Ц». Параллельно развивают просодическую сторону речи.

 

3 шаг – автоматизация новых навыков. Особенности работы зависят от возраста ребенка. Параллельно развивают лексико-грамматический строй речи. Не прекращается работа с дыханием, используют аэробольчики, дутье на таз с водой, на песок, на игрушку. Занятия проводятся в игровой форме, звуки закрепляют в коротких стишках.

Коррекция закрытой ринолалии

При органической закрытой ринолалии сначала необходимо устранить причины закрытия прохода в носовую полость. При восстановлении правильного дыхания исчезают искажения. Возможно, необходима операция по удалению аденоидных разращений. Если же после аденотомии дефект произношения продолжает проявляться, работу следует вести также как при функциональной закрытой ринолалии по нескольким направлениям.

 

1. Нормализация носового резонанса. Проводятся дыхательные упражнения, цель которых – разделение ротового и носового дыхания: дутье на игрушки, свечку, ватку, чередование короткого и длинного выдоха сначала носом, потом ртом. Одновременно идет работа по активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. Это подготавливает почву для постановки и автоматизации губно-губного смычного «М» и переднеязычного смычного «К». Детей обучают правильному произнесению назальных звуков, чтобы ощущалась вибрация на крыльях носа (трогать пальчиками). Также упражняют в произнесении гласных звуков перед назальными (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих слогов логопед контролирует артикуляцию губ или языка, поскольку мягкое нёбо пассивно. Назальные звуки нужно произносить с силой, протяжно, чтобы чувствовался носовой резонанс. Также необходимо кратко произносить гласные звуки. Детям школьного возраста при коррекции вставляют тонкую резиновую трубку в носовой ход, а другой ее конец в слуховой канал, чтобы была возможность «слышать носом» и контролировать звуковые вибрации самостоятельно. В заключении ведется работа по дифференциации назальных-неназальных звуков («П», «Б-М», «Д-Н»).

2. Развитие природных голосовых данных.Работа над просодичекой стороной речи: высота сила, тембр голоса.

3. Восстановление двигательной функции гортани с помощью специальных дыхательных упражнений.

4. Воспитание навыков голосоведения. Рекомендуются вокальные упражнения. При пении возрастает мышечный тонус нёбной занавески, гортани и глотки. Растягивание нёбной занавески заставляет ребенка шире открывать рот, увеличивая силу звука. Начинают пропевать с гласных «А», «Э». Через 2-3 занятия добавляют «О», через неделю «И», еще через неделю «У». Гласные поются несколько раз подряд до12 раз в день. Петь нужно, стоя, без напряжения в возрастном голосовом диапазоне, начиная с низкого тона, постепенно переходя к высокому, громко, но голос не форсировать. При верном выполнении вокальных упражнений носовой резонанс улучшается или исчезает совсем.

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

  1. Список литературы

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М: Айрис-пресс, 2005. - 151 с.

2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.:АСТ: Астрель, 2007. - 222 с.

3. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь: СГПИ, 2009. - 224 с.

4. Вакуленко Л.С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - СПб.: Детство-пресс, 2002. - 128 с.

5. Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. - 2008. - №2. - С. 46-52.

6. Егорова О.А. Проблемы речевого развития дошкольников / О.А. Егорова // Дети с проблемами в развитии. - 2004 - . №8. - С. 25-29.

7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. - М. Просвещение, 1996. - 143 с.

8. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. - Мн.: БГПУ, 2006. - 74 с.

9. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. - 2003. - С. 32-35.

10. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

11. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2004. - 704 с.

12. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 120 с.

13. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с.

14. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.

15. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - М.: Феникс, 2003. - 448 с.

16. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие. / Ред. В.И. Селиверстов. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.

17. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авт.-сост. Г.В. Чиркина М.: Просвещение, 2008. - 33 с.

18. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В. Пятница. - Минск: Аверсэв, 2009. - 173 с.

19. Ринолалия: Учебное пособие / авт.-сост. Е.Е. Васильева. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. - 63 с.

20. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. - М: Высшая школа, 2006. - 128 с.

21. Соломатина Г.Н. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. Примерные конспекты индивидуальных занятий / Г.Н. Соломатина, В.М. Водолацкий. - М.: Сфера, 2005. - 160 c.

22. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Изд-во АСТ, 2002. - 258 с.

23. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2008. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра для автоматизации звуков на различных этапах коррекции.

Центральное место в коррекции звукопроизношения имеет этап автоматизации звука. Я предлагаю разнообразить этот длительный процесс. Данная игра не требует больших финансовых затрат и занимает минимум м...

Зрительная гимнастика как один из этапов коррекции зрения.

Зрительная гимнастика  по Аветисову – это разнообразные движения глазами и упражнения на тренировку аккомодации. Регулярное выполнение подобной гимнастики во время пауз в зрительной работе ...

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с эле...

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Мы идем в огород».

Продолжаю публикацию конспектов логопедических занятий на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения. Этот конспект показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с ...

Сказка как элемент создания комфортной эмоциональной среды на начальном этапе коррекции звукопроизношения в соответствии с ФГОС ДО

Если общество будет определять свое отношение к детству исключительно как ко времени "подготовки" ребенка к будущей жизни, тем самым оно будет отрицать самоценность "проживания" эп...

Характеристика детей с открытой формой ринолалии

Учебно-методический материал для студентов содержит характеристику жетей с открытой формой ринолалии по параметроам: анатомическое строение артикуляционного аппарата, фонетическая сторона речи, состоя...