Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Мы идем в огород».
план-конспект занятия на тему

Фондикова Ирина Валерьевна

Продолжаю публикацию конспектов логопедических занятий на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения. Этот конспект показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_my_idem_v_ogorod.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

Фондикова Ирина Валерьевна

МБДОУ г. Мурманска № 82

Конспект логопедического занятия

на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения

«Мы идем в огород».

Цели:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования здоровьесберегающих технологий,  оптимизации двигательной деятельности.
  • Развитие  речевых возможностей детей.
  • Подготовка речевого аппарата ребёнка к постановке и автоматизации нарушенных звуков русского языка.
  • Развитие зрительных возможностей.
  • Оказание помощи по развитию умения использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья.

Задачи:

  • Создание условий для оптимального психофизического развития дошкольников.
  • Развитие основных двигательных навыков (ходьбы, бега) и двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость) на основе формирования двигательного стереотипа.
  • Формирование умения произвольно управлять телом, эмоциями.
  • Развитие дыхательного аппарата, мелкой и артикуляционной и мимической моторики.
  • Формирование навыков самомассажа.
  • Развитие синхронности работы обоих полушарий головного мозга.
  • Овладение  навыком расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения
  • Развитие прослеживающей функции глаз
  • Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

Оборудование и материалы: платок для бабушки,  зрительные ориентиры – картинки-овощи, приклеенные к полу, «Мотылек», привязанный нитью к палочке, искусственное дерево - яблоня, кукла Баба Яга, домик Бабы Яги, игрушка Кошечка, настой шиповника с красной рябиной и мёдом, разлитый по стаканчикам, индивидуальные коврики, зрительные ориентиры - цветочки на полу, аудиозаписи «Топ, топ, топает малыш» (без слов), «Бабка Ёжка», «Моль», музыка для релаксации (2 композиции), мелодия «Во саду ли, в огороде».

Организационный момент. Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш» (без слов). Заходят дети в группу.

Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие на огород. Хотите пойти со мной?

Дети: Хотим!

Логопед: Чьё имя я назову шёпотом, тот встанет на дорожку.

Логопед называет имена всех детей шёпотом (артикуляция логопеда не показывается, дети ориентируются только на тихий звук).

I. Коррегирующая ходьба, прыжки и бег.

Сюрпризный момент: дети «встречают» у дома бабушку (логопед надевает платок). Вместе с бабушкой под музыку «Во саду ли в огороде» со словами выполняются движения:

Логопедическая разминка «Мы идем в огород»

1. Свободная ходьба.

Мы идем в огород,

Овощей там наберем.

А дорога коротка,

Идем, ступая, мы, с носка.

2. Ходьба в полуприседе.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.

3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприседе, бег. 

По бордюру мы пойдем

Приседаем мы на нем,

 Обойдём мы деревца

Пробежимся мы слегка.

4. Свободная ходьба.

А что в нынешнем году

В нашем выросло саду?

Все мы вам покажем,

Обо всем расскажем.

II. Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой).

После логопедической разминки дети спокойным шагом рассредоточиваются по  огороду (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»), занимают свободные места по всей группе (используются зрительные ориентиры – картинки-овощи).

Логопед: Мы пришли в огород: почувствуйте, какой здесь свежий воздух!

Выполняется адаптированная для детей дыхательная гимнастика по показу логопеда при открытой фрамуге: «Ладошки», «Погончики», «Повороты» (+гимнастика для глаз), «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник» +(гимнастика для глаз)

III. Артикуляционная гимнастика

Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш».

Логопед: Мы шли-шли, а на краю огорода – живет моя соседка Бабы Яги, Вот мы пришли к её избушке, давайте её проведаем. Бабка Ёжка очень добрая и хочет с нами поиграть. Поиграем с ней?

Дети: Поиграем.

Под музыка «Бабка Ёжка» дети по показу логопеда выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики («Птенчик», Улыбка», «Трубочка», «Лошадка»).

IV. Самомассаж мягкого нёба, мимическая гимнастика (жевательные движения), коррекционная гимнастика для глаз.

Логопед: Моей соседке Бабушке Яге очень понравилось с вами, ребята, играть. Но она опечалена, слишком много  у нее старых вещей в избушке, а в них моль завелась. (Внесение «Мотылька», привязанного нитью к палочке. Дети прослеживают глазами по траектории его движения). Ох и вредное это насекомое: очень любит полакомиться старыми вещами в шкафу! Расскажем бабушке, как от нее избавиться? Как? Правильно: напугать  и положить нафталин. Дети «пугают» моль: выполняют упражнение для самомассажа мягкого нёба (проговаривание гласных А, О, У, Ы, Э на твердой атаке голоса и с отодвижением языку вовнутрь – прием «Клювик» - соединенные в щепотку большой, указательный и средний пальцы просовываются в рот – язык инстинктивно отодвигается в глубь, вызывая движение мягкого нёба). Под музыку «Моль» в исп. Л. Полищук дети выполняют мимическую гимнастику (жевательные движения).

V. Самомассаж (расслабляющий) Дети приглашаются на полянку отдохнуть: садятся на стульчики (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»)  

Логопед: Давайте немножко отдохнем.

Звучит спокойная музыка для релаксации. 

Дети выполняют по показу логопеда медленные массажные движения: поглаживания, растирание, разминание мышц лица  по массажным линиям от подбородка к ушам, на лбу от бровей к волосам, постукивание пальчиками по подбородку, скулам, лбу («пальцевой душ»), и заканчивают поглаживанием.

VI. Самомассаж

Дети прощаются с Бабкой Ёжкой, идут дальше по огороду. Встречают Кошечку:

Выполняется упражнение «Кошечка»:

Мы погладим Мурке спинку

будем кисоньку ласкать

(ставят большие пальцы на бока и поглаживают спинку)

а теперь животик надо

нашей кошке почесать

(поглаживают живот)

и погладить шерстку

Мурочке опять

(гладим голову)

мягкие у мурки лапки

словно бархатные лапки

(поглаживаем по очереди руки)

мягкие у мурки лапки

словно бархатные лапки

(поглаживаем ноги снизу вверх)

и за ушком надо мурке почесать

(растирание ушей)

а она хвостом своим начнет играть

(«повертеть хвостиком»)

VII. Кинезиологическое упражнение «Растяжка «Дерево»  

Рядом с огородом сад: там выросло высокое дерево – яблоня. Дети подходят к искусственному дереву и выполняют растяжку «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Одновременно выполняем гимнастику для глаз – взгляд снизу вверх и обратно, вправо-влево (смотрим на ладошки, когда подул ветерок).

VIII. Релаксация «Путешествие на облаке».

Логопед: Дорогие ребята, пока мы с вами гуляли по огороду, не заметили, как прошло время, пора возвращаться домой. А вернемся мы на облачке. Занимайте коврики. Дети ложатся на индивидуальные коврики на спину, закрывают глаза.

Логопед: Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.  Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Облако везет вас назад, на ваше место в группе. Тихонько слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Итог. Логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось? (Ответы детей). А я приготовила вам «Волшебный напиток» со своего огорода (см. Приложение 1): он целебный, поможет вам быть здоровыми весь год. Угощение детей, они определяют по вкусу, из чего он приготовлен (каждое занятие заканчивается питьем этого настоя - из шиповника, красной рябины и меда). Благодарят за напиток и путешествие, прощаются и «возвращаются» в детский сад.

Литература

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 240 с.
  2. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. // Дефектология. – 1982. – № 3 – С. 14 – 18
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие воспитание и обучение детей с нарушениями  зрения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,  2012. – 272 с.
  5. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999, 54 с.
  6. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
  7. Чистякова М. Л. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
  8. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Издательство «Метафора», 2011. – 128 с.

Приложение.

 «Волшебный напиток».

        Настой плодов шиповника, ягод красной рябины с добавлением мёда.

Настой плодов шиповника обладает способностью повышать остроту зрения. Ягоды рябины содержат значительное количество витамина А. Из-за этого они положительно влияют на сетчатку глаза. Настой плодов шиповника и ягод рябины  помогает  повысить остроту зрения, положительно влияют на сетчатку глаза, а добавленный в настой мед укрепит общее состояние организма. Пропорции, в которых настаиваются шиповник и рябина, указаны на аптечной упаковке. Мёд – по вкусу детей. (Соблюдать противопоказания – индивидуальную непереносимость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия (подготовительная к школе группа) "Секреты дружбы".

Конспект логопедического занятия для детей подготовтельной к школе группы по тем "Секреты дружбы"....

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группы по теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия подготовительной к школе группыпо теме: «В огороде-осень» Остроуховой Татьяны Алексеевныучителя-логопеда высшей категории. Интеграция образовательных областе...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.Задачи:1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.2. Совершенствовать грамматический ст...

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.

Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.Конспект разработала учитель-логопедМДОУ « Одуванчик» г.о. ВосходОрешкина Ма...

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с эле...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»     Подготовила учитель-логопед Кравченко Ю.В...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Подготовительный этап. Звук С.

Цели:• Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.• Формировать длительную направленную воздушную струю.• Упражнять в различении слов, близких по звучанию....