Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».
методическая разработка на тему
Статья с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с элементами логоритмики, дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, использованию самомассажа, элементов кинезиологии, нетрадиционных методов массажа мягкого нёба, развитию мелкой моторики, мимической гимнастики, релаксации, фитопедагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 31.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Фондикова Ирина Валерьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ г. Мурманска № 82
"Применение здоровьесберегающих технологий
на логопедических занятиях"
Аннотация. Статья с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с элементами логоритмики, дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, использованию самомассажа, элементов кинезиологии, нетрадиционных методов массажа мягкого нёба, развитию мелкой моторики, мимической гимнастики, релаксации, фитопедагогики.
Конспект логопедического занятия
на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения
«Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».
Пояснительная записка к конспекту занятия
Представленный ниже конспект занятия показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения.
МБДОУ г. Мурманска № 82 посещают дети с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия). Как биологическое неблагополучие, нарушение зрения (первичный дефект) приводит к дисгармоничному развитию малыша. Это может выражаться в неблагополучии в эмоционально-волевой сфере ребенка, отставании в физическом развитии: гипер- или гиподинамии, нарушении общей и мелкой моторики, дискоординации движений, частых соматических заболеваниях, слабом развитии дыхательного аппарата. Как логопед, не могу не заметить у наших воспитанников неразвитую артикуляционную моторику, амимичное лицо, назальный оттенок в голосе. Всё это прямо или косвенно приводит к нарушению в формировании речевого развития (вторичный дефект). Но без четкой, хорошо артикулируемой, грамматически правильной, выразительной речи успешная социализация и адаптация в школьных условиях невозможна. А вопрос об успешной социальной адаптации является основным в реализации требований ФГОС.
Поэтому перед нами встал вопрос о необходимости поиска новых эффективных форм, средств и методов оздоровления наших воспитанников, которые наряду с нарушениями зрения имеют речевые дефекты различной степени сложности.
В связи с этим была разработана система упражнений, основанных на здоровьесберегающих технологиях, использовании как традиционных, так и нетрадиционных методов. Это такие виды деятельности как корригирующая ходьба, дыхательная гимнастика, логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная и мимическая гимнастика, упражнения на релаксацию, кинезиологическая гимнастика, беседы, фитопедагогика – расширение знаний о полезных лекарственных растениях и прием настоя шиповника, красной рябины и меда (если нет противопоказаний).
Изначально все виды деятельности использовались на занятиях кружка «Речевичок-здоровячок», которые посещали дети среднего дошкольного возраста, пока не занимающиеся с учителем-логопедом. Ежегодный анализ результатов речевого обследования детей в конце учебного года после занятий в кружке «Речевичок-здоровячок» давал самые положительные результаты: снизился уровень заболеваемости детей, они приобщались к здоровому образу жизни, овладевали навыками оздоровления, развивалась двигательная и речевая активность. Осуществлялась профилактика речевых нарушений: многие воспитанники избавлялись от возрастных проблем в звукопроизношении благодаря таким занятиям.
К сожалению, не все дети, направленные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией г. Мурманска на занятия с учителем-логопедом в старшем дошкольном возрасте посещали кружок «Речевичок-здоровячок». Чтобы успешно проводить коррекцию звукопроизношения, необходим подготовленный речевой аппарат ребенка: развитая артикуляция, мимика, просодика, правильное диафрагмальное дыхание. Лишь при этих условиях коррекция будет успешной и не заставит ребёнка прилагать усилия в достижении цели. (Хотелось бы, чтобы ребенок не заметил, что проводится тяжелая кропотливая работа). На помощь приходят те «изюминки», которые были найдены и апробированы на занятиях в кружке «Речевичок-здоровячок». Анализ опыта кружковой деятельности привел к решению использовать на логопедических занятиях те методы и технологии, которые применялись на занятиях в кружке.
В структуру классического логопедического занятия по коррекции звукопроизношения длительностью не более 20-25 мин для старшего-подготовительного к школе дошкольного возраста (по СанПиН 2.4.1.3049-13) все вышеперечисленные виды деятельности включить невозможно: не хватит времени на постановку, автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков, других видов логопедического воздействия. Поэтому занятие на подготовительном этапе по коррекции звукопроизношения структурировано иначе и включает в себя следующие виды деятельности:
Организационный этап – для развития сохранных анализаторов;
корригирующая ходьба — для развития координации движений, профилактики плоскостопия;
логоритмика — для развития речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закрепления двигательных навыков и правильного произношения;
дыхательная гимнастика, способствующая выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности у детей с нарушением темпа речи, имеющих дефекты звукопроизношения;
психогимнастика — для восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, развития и коррекции различных сторон психики;
пальчиковая гимнастика — для тренировки пальцев и кистей рук, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга;
артикуляционная гимнастика — для развития функций речедвигательного аппарата, правильного произношения звуков речи;
релаксация — для расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения;
коррекционная гимнастика для глаз – поскольку воспитанники имеют нарушения зрения необходимо включать в занятие упражнения, направленные на повышение остроты зрения, развитие прослеживающей функции глаз, расслабляющие или, наоборот, активизирующие работу мышц глаз;
кинезиологическая гимнастика — для улучшения мыслительной деятельности, развития синхронности работы полушарий, улучшения запоминания, повышения устойчивости внимания, облегчения процесса письма;
беседы — для формирования убеждений и привычек здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, расширения представления о состоянии собственного тела, здоровья;
фитопедагогика – расширение знаний о полезных лекарственных растениях и прием настоя шиповника, красной рябины и меда (если нет противопоказаний).
Конспект одного из таких занятий представляю Вашему вниманию.
Путешествие ребят в гости к лесным обитателям.
Цели:
- Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования здоровьесберегающих технологий, оптимизации двигательной деятельности.
- Развитие речевых возможностей детей.
- Подготовка речевого аппарата ребёнка к постановке и автоматизации нарушенных звуков русского языка.
- Развитие зрительных возможностей.
- Оказание помощи по развитию умения использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья.
Задачи:
- Создание условий для оптимального психофизического развития дошкольников.
- Развитие основных двигательных навыков (ходьбы, бега) и двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость) на основе формирования двигательного стереотипа.
- Формирование умения произвольно управлять телом, эмоциями.
- Развитие дыхательного аппарата, мелкой и артикуляционной и мимической моторики.
- Формирование навыков самомассажа.
- Развитие синхронности работы обоих полушарий головного мозга.
- Овладение навыком расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения
- Развитие прослеживающей функции глаз
- Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
Оборудование и материалы: игрушки Плюшевый медвежонок, лягушка, «Мотылек», привязанный нитью к палочке, искусственное дерево, кукла Баба Яга, домик Бабы Яги, «Чудесный мешочек» с массажными шариками Су-джок по количеству детей, настой шиповника с красной рябиной и мёдом, разлитый по стаканчикам, индивидуальные коврики, зрительные ориентиры - цветочки на полу, аудиозаписи «Топ, топ, топает малыш» (без слов), «Бабка Ёжка», «Моль», музыка для релаксации (2 композиции), мелодия 1 Т.В. Новиковой-Иванцовой.
Организационный момент. Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш» (без слов). Заходят дети в группу.
Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в лес. Хотите пойти со мной?
Дети: Хотим!
Логопед: Чьё имя я назову шёпотом, тот встанет на лесную тропинку.
Логопед называет имена всех детей шёпотом (артикуляция логопеда не показывается, дети ориентируются только на тихий звук).
I. Коррегирующая ходьба, прыжки и бег.
Сюрпризный момент: дети «встречают» на лесной тропинке медвежонка (плюшевая игрушка спрятана за искусственное дерево). Вместе с медвежонком в руках логопеда под музыку (мелодия 1 Т.В. Новиковой-Иванцовой) со словами выполняются движения:
Логопедическая разминка «Медвежата»
- Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.
Мы веселые ребята,
Наше имя – медвежата.
Любим лазать и метать,
Любим прыгать и играть. - Ходьба в глубоком приседе.
Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел,
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел. - Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
Мишка шел, шел, шел,
К тихой речке он пришел,
Сделал полный порот,
Через речку пошел вброд. - Прыжки с продвижением вперед.
Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел,
Он попрыгал на лужайке
Быстро, ловко, словно зайка.
II. Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой).
После логопедической разминки дети прощаются с медвежонком, спокойным шагом рассредоточиваются по полянке (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»), занимают свободные места по всей группе (используются зрительные ориентиры – цветочки).
Логопед: Мы пришли в лес: почувствуйте, какой здесь свежий воздух!
Выполняется адаптированная для детей дыхательная гимнастика по показу логопеда при открытой фрамуге: «Ладошки», «Погончики», «Повороты» (+гимнастика для глаз), «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник» +(гимнастика для глаз)
III. Артикуляционная гимнастика
Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш».
Логопед: Мы шли-шли и пришли к избушке Бабы Яги. Бабка Ёжка очень добрая и хочет с нами поиграть. Поиграем с ней?
Дети: Поиграем.
Под музыка «Бабка Ёжка» дети по показу логопеда выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики («Птенчик», Улыбка», «Трубочка», «Лошадка»).
IV. Самомассаж (расслабляющий) Дети приглашаются на полянку отдохнуть: садятся на стульчики (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»)
Логопед: Давайте немножко отдохнем.
Звучит спокойная музыка для релаксации.
Дети выполняют по показу логопеда медленные массажные движения: поглаживания, растирание, разминание мышц лица по массажным линиям от подбородка к ушам, на лбу от бровей к волосам, постукивание пальчиками по подбородку, скулам, лбу («пальцевой душ»), и заканчивают поглаживанием.
V. Самомассаж мягкого нёба, мимическая гимнастика (жевательные движения), коррекционная гимнастика для глаз.
Логопед: Бабушке Яге очень понравилось с вами, ребята, играть. Но она опечалена, слишком много у нее старых вещей в избушке, а в них моль завелась. (Внесение «Мотылька», привязанного нитью к палочке. Дети прослеживают глазами по траектории его движения). Ох и вредное это насекомое: очень любит полакомиться старыми вещами в шкафу! Расскажем бабушке, как от нее избавиться? Как? Правильно: напугать и положить нафталин. Дети «пугают» моль: выполняют упражнение для самомассажа мягкого нёба (проговаривание гласных А, О, У, Ы, Э на твердой атаке голоса и с отодвижением языку вовнутрь – прием «Клювик» - соединенные в щепотку большой, указательный и средний пальцы просовываются в рот – язык инстинктивно отодвигается в глубь, вызывая движение мягкого нёба). Под музыку «Моль» в исп. Л. Полищук дети выполняют мимическую гимнастику (жевательные движения).
VI. Гимнастика для развития мелкой моторики
Бабка Ёжка «благодарит» детей и дарит им своих друзей - ёжиков («Чудесный мешочек») дети достают шарик - суджок.
Выполняется упражнение «Ёжик»:
Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ёжик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
VII. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Дети под музыку «Топ-топ, топает малыш» идут по тропинке дальше и встречают на дорожке лягушку, которая предлагает с ними поиграть. Сидя на стульчиках дети выполняют упражнение «Лягушка» с опорой на коленях.
Лягушка (К) хочет (Р) в пруд (Л),
Лягушке (К) скучно (Р) тут (Л),
А пруд (К) зарос (Р) травой (Л),
Красивой (К) и (Р) густой (Л).
VIII. Релаксация «Путешествие на облаке».
Логопед: Дорогие ребята, мы с вами не заметили, как ушли очень далеко, пора возвращаться домой. А вернемся мы на облачке. Занимайте коврики. Дети ложатся на индивидуальные коврики на спину, закрывают глаза.
Логопед: Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Облако везет вас назад, на ваше место в группе. Тихонько слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Итог. Логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось? (Ответы детей). А Бабушка Яга приготовила вам «Волшебный напиток» (см. Приложение 1): он целебный, поможет вам быть здоровыми весь год. Угощение детей, они определяют по вкусу, из чего он приготовлен (каждое занятие заканчивается питьем этого настоя - из шиповника, красной рябины и меда). Благодарят за напиток и путешествие, прощаются и «возвращаются» в детский сад.
Литература
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 240 с.
- Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. // Дефектология. – 1982. – № 3 – С. 14 – 18
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие воспитание и обучение детей с нарушениями зрения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2012. – 272 с.
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999, 54 с.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
- Чистякова М. Л. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
- Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Издательство «Метафора», 2011. – 128 с.
Приложения.
Приложение 1.
«Волшебный напиток».
Настой плодов шиповника, ягод красной рябины с добавлением мёда.
Настой плодов шиповника обладает способностью повышать остроту зрения. Ягоды рябины содержат значительное количество витамина А. Из-за этого они положительно влияют на сетчатку глаза. Настой плодов шиповника и ягод рябины помогает повысить остроту зрения, положительно влияют на сетчатку глаза, а добавленный в настой мед укрепит общее состояние организма. Пропорции, в которых настаиваются шиповник и рябина, указаны на аптечной упаковке. Мёд – по вкусу детей. (Соблюдать противопоказания – индивидуальную непереносимость).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия во второй младшей группе «Фея игрушек в гостях у ребят».
Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми второй младшей логопедической группы....
Конспект логопедического занятия на тему "Сказочные герои у нас в гостях".
Еще одно логопедическое занятие, которое может быть интересно и воспитателям, уделяющим в своей работе особое внимание развитию речи воспитанников....
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию во 2 младшей группе «Знакомство с лесными обитателями».
Програмное содержание: обогащать представления детей об окружающем мире.Образовательные:— Формирование первичных ценностных представлений о животных как братьев наших меньших;— Формировани...
Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «В гости к лесным обитателям»
Цель: создание условий для познавательной активности детей раннего возраста.Задачи:Формировать у детей представления о диких животных (заяц, медведь), их внешнем виде, питании, особенностях образ...
Конспект логопедического занятия по развитию словарного запаса у детей с ОНР. Тема: лесные животные.
Конспект логопедического занятия по развитию словарного запаса у детей с ОНР III уровня. Тема: лесные животные....
Конспект индивидуального логопедического занятия. Подготовительный этап. Звук С.
Цели:• Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.• Формировать длительную направленную воздушную струю.• Упражнять в различении слов, близких по звучанию....
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к лесным жителям»
Цель:— развитие знаний у детей о диких животных.Задачи:— формировать у детей представления о диких животных;— обогащать словарь детей – различать по внешнему виду животных...