Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».
методическая разработка на тему

Фондикова Ирина Валерьевна

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с элементами логоритмики, дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, использованию самомассажа, элементов кинезиологии, нетрадиционных методов массажа мягкого нёба, развитию мелкой моторики, мимической гимнастики, релаксации, фитопедагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фондикова Ирина Валерьевна,

учитель-логопед,

МБДОУ г. Мурманска № 82

"Применение здоровьесберегающих технологий

на логопедических занятиях"

Аннотация. Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с элементами логоритмики, дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой, артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, использованию самомассажа, элементов кинезиологии, нетрадиционных методов массажа мягкого нёба, развитию мелкой моторики, мимической гимнастики, релаксации, фитопедагогики.

Конспект логопедического занятия

на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения

«Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».

Пояснительная записка к конспекту занятия

        Представленный ниже конспект занятия  показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения.

МБДОУ г. Мурманска № 82 посещают дети с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия). Как биологическое неблагополучие, нарушение зрения (первичный дефект) приводит к дисгармоничному развитию малыша. Это может выражаться в неблагополучии в эмоционально-волевой сфере ребенка, отставании в физическом развитии: гипер- или гиподинамии, нарушении общей и мелкой моторики, дискоординации движений, частых соматических заболеваниях, слабом развитии дыхательного аппарата. Как логопед, не могу не заметить у наших воспитанников неразвитую артикуляционную моторику, амимичное  лицо, назальный оттенок  в голосе. Всё это прямо или косвенно приводит к нарушению в формировании речевого развития (вторичный дефект). Но без четкой, хорошо артикулируемой, грамматически правильной, выразительной  речи успешная социализация и адаптация в школьных условиях невозможна. А вопрос об успешной социальной адаптации является основным в реализации требований  ФГОС.

Поэтому перед нами встал вопрос о  необходимости поиска новых эффективных форм, средств  и методов оздоровления наших воспитанников, которые наряду с нарушениями зрения имеют речевые дефекты различной степени сложности.

В связи с этим была разработана система упражнений, основанных на здоровьесберегающих технологиях, использовании как традиционных, так и нетрадиционных методов. Это такие виды деятельности как корригирующая ходьба, дыхательная гимнастика, логоритмика, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, артикуляционная и мимическая гимнастика, упражнения на релаксацию, кинезиологическая гимнастика, беседы, фитопедагогика – расширение знаний о полезных лекарственных растениях и прием настоя шиповника, красной рябины и меда (если нет противопоказаний).

Изначально все виды деятельности использовались на занятиях кружка «Речевичок-здоровячок», которые посещали дети среднего дошкольного возраста, пока не занимающиеся с учителем-логопедом. Ежегодный анализ результатов речевого обследования детей в конце учебного года после занятий в кружке «Речевичок-здоровячок» давал самые положительные результаты: снизился  уровень заболеваемости детей, они приобщались к здоровому образу жизни, овладевали навыками оздоровления, развивалась двигательная и речевая активность. Осуществлялась профилактика речевых нарушений: многие воспитанники избавлялись от возрастных проблем в звукопроизношении благодаря таким занятиям.  

К сожалению, не все дети, направленные территориальной психолого-медико-педагогической комиссией г. Мурманска на занятия с учителем-логопедом в старшем дошкольном возрасте посещали кружок «Речевичок-здоровячок». Чтобы успешно проводить коррекцию звукопроизношения, необходим подготовленный речевой аппарат ребенка: развитая артикуляция, мимика, просодика, правильное диафрагмальное дыхание. Лишь при этих условиях коррекция будет успешной и не заставит ребёнка прилагать усилия в достижении цели. (Хотелось бы, чтобы ребенок не заметил, что проводится тяжелая кропотливая работа). На помощь приходят те «изюминки», которые были найдены и апробированы на занятиях в кружке «Речевичок-здоровячок». Анализ опыта кружковой деятельности привел к решению использовать на логопедических занятиях те  методы и технологии, которые применялись на занятиях в кружке.

В структуру классического логопедического занятия по коррекции звукопроизношения длительностью не более 20-25 мин для старшего-подготовительного к школе дошкольного возраста (по СанПиН 2.4.1.3049-13)  все вышеперечисленные виды деятельности  включить невозможно: не хватит времени на постановку, автоматизацию, дифференциацию поставленных звуков, других видов логопедического воздействия. Поэтому занятие на подготовительном этапе по коррекции звукопроизношения структурировано иначе и включает в себя следующие виды деятельности:

Организационный этап – для развития сохранных анализаторов; 

корригирующая ходьба — для развития координации движений, профилактики плоскостопия;

логоритмика — для развития речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закрепления двигательных навыков и правильного произношения;

дыхательная гимнастика, способствующая выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности у детей с нарушением темпа речи, имеющих дефекты звукопроизношения;

психогимнастика — для восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, развития и коррекции различных сторон психики;

пальчиковая гимнастика — для тренировки пальцев и кистей рук, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга;

артикуляционная гимнастика — для развития функций речедвигательного аппарата, правильного произношения звуков речи;

релаксация — для расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения;

коррекционная гимнастика для глаз – поскольку воспитанники имеют нарушения зрения необходимо включать в занятие упражнения, направленные на повышение остроты зрения, развитие прослеживающей функции глаз, расслабляющие или, наоборот, активизирующие работу мышц глаз;

кинезиологическая гимнастика — для улучшения мыслительной деятельности, развития синхронности работы полушарий, улучшения запоминания, повышения устойчивости внимания, облегчения процесса письма;

беседы — для формирования убеждений и привычек здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, расширения представления о состоянии собственного тела, здоровья;

фитопедагогика – расширение знаний о полезных лекарственных растениях и прием настоя шиповника, красной рябины и меда (если нет противопоказаний).

Конспект одного из таких занятий представляю Вашему вниманию.

Путешествие ребят в гости к лесным обитателям.

Цели:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования здоровьесберегающих технологий,  оптимизации двигательной деятельности.
  • Развитие  речевых возможностей детей.
  • Подготовка речевого аппарата ребёнка к постановке и автоматизации нарушенных звуков русского языка.
  • Развитие зрительных возможностей.
  • Оказание помощи по развитию умения использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения уровня здоровья.

Задачи:

  • Создание условий для оптимального психофизического развития дошкольников.
  • Развитие основных двигательных навыков (ходьбы, бега) и двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость) на основе формирования двигательного стереотипа.
  • Формирование умения произвольно управлять телом, эмоциями.
  • Развитие дыхательного аппарата, мелкой и артикуляционной и мимической моторики.
  • Формирование навыков самомассажа.
  • Развитие синхронности работы обоих полушарий головного мозга.
  • Овладение  навыком расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения
  • Развитие прослеживающей функции глаз
  • Повышение функциональных и адаптивных возможностей организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

Оборудование и материалы: игрушки Плюшевый медвежонок, лягушка,  «Мотылек», привязанный нитью к палочке, искусственное дерево, кукла Баба Яга, домик Бабы Яги, «Чудесный мешочек» с массажными шариками Су-джок по количеству детей, настой шиповника с красной рябиной и мёдом, разлитый по стаканчикам, индивидуальные коврики, зрительные ориентиры - цветочки на полу, аудиозаписи «Топ, топ, топает малыш» (без слов), «Бабка Ёжка», «Моль», музыка для релаксации (2 композиции), мелодия 1 Т.В. Новиковой-Иванцовой.

Организационный момент. Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш» (без слов). Заходят дети в группу.

Логопед: Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в лес. Хотите пойти со мной?

Дети: Хотим!

Логопед: Чьё имя я назову шёпотом, тот встанет на лесную тропинку.

Логопед называет имена всех детей шёпотом (артикуляция логопеда не показывается, дети ориентируются только на тихий звук).

I. Коррегирующая ходьба, прыжки и бег.

Сюрпризный момент: дети «встречают» на лесной тропинке медвежонка (плюшевая игрушка спрятана за искусственное дерево). Вместе с медвежонком в руках логопеда под музыку (мелодия 1 Т.В. Новиковой-Иванцовой) со словами выполняются движения:

Логопедическая разминка «Медвежата»

  1. Ходьба на носках в среднем темпе, руки за головой.
    Мы веселые ребята,
    Наше имя – медвежата.
    Любим лазать и метать,
    Любим прыгать и играть.
  2. Ходьба в глубоком приседе.
    Мишка шел, шел, шел,
    Землянику он нашел,
    Он присел, попыхтел,
    Землянику всю он съел.
  3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
    Мишка шел, шел, шел,
    К тихой речке он пришел,
    Сделал полный порот,
    Через речку пошел вброд.
  4.  Прыжки с продвижением вперед.
     Мишка шел, шел, шел,
    На лужайку он пришел,
     Он попрыгал на лужайке
     Быстро, ловко, словно зайка.

II. Дыхательная гимнастика (по А.Н. Стрельниковой).

После логопедической разминки дети прощаются с медвежонком, спокойным шагом рассредоточиваются по  полянке (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»), занимают свободные места по всей группе (используются зрительные ориентиры – цветочки).

Логопед: Мы пришли в лес: почувствуйте, какой здесь свежий воздух!

Выполняется адаптированная для детей дыхательная гимнастика по показу логопеда при открытой фрамуге: «Ладошки», «Погончики», «Повороты» (+гимнастика для глаз), «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», «Насос», «Большой маятник», «Малый маятник» +(гимнастика для глаз)

III. Артикуляционная гимнастика

Звучит музыка «Топ-топ, топает малыш».

Логопед: Мы шли-шли и пришли к избушке Бабы Яги. Бабка Ёжка очень добрая и хочет с нами поиграть. Поиграем с ней?

Дети: Поиграем.

Под музыка «Бабка Ёжка» дети по показу логопеда выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики («Птенчик», Улыбка», «Трубочка», «Лошадка»).

IV. Самомассаж (расслабляющий) Дети приглашаются на полянку отдохнуть: садятся на стульчики (звучит музыка «Топ-топ, топает малыш»)  

Логопед: Давайте немножко отдохнем.

Звучит спокойная музыка для релаксации. 

Дети выполняют по показу логопеда медленные массажные движения: поглаживания, растирание, разминание мышц лица  по массажным линиям от подбородка к ушам, на лбу от бровей к волосам, постукивание пальчиками по подбородку, скулам, лбу («пальцевой душ»), и заканчивают поглаживанием.

V. Самомассаж мягкого нёба, мимическая гимнастика (жевательные движения), коррекционная гимнастика для глаз.

Логопед: Бабушке Яге очень понравилось с вами, ребята, играть. Но она опечалена, слишком много  у нее старых вещей в избушке, а в них моль завелась. (Внесение «Мотылька», привязанного нитью к палочке. Дети прослеживают глазами по траектории его движения). Ох и вредное это насекомое: очень любит полакомиться старыми вещами в шкафу! Расскажем бабушке, как от нее избавиться? Как? Правильно: напугать  и положить нафталин. Дети «пугают» моль: выполняют упражнение для самомассажа мягкого нёба (проговаривание гласных А, О, У, Ы, Э на твердой атаке голоса и с отодвижением языку вовнутрь – прием «Клювик» - соединенные в щепотку большой, указательный и средний пальцы просовываются в рот – язык инстинктивно отодвигается в глубь, вызывая движение мягкого нёба). Под музыку «Моль» в исп. Л. Полищук дети выполняют мимическую гимнастику (жевательные движения).

VI. Гимнастика для развития мелкой моторики

Бабка Ёжка «благодарит» детей и дарит им своих друзей - ёжиков («Чудесный мешочек») дети достают  шарик - суджок.

Выполняется упражнение «Ёжик»:

Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ёжик  нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.

VII. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Дети под музыку «Топ-топ, топает малыш» идут по тропинке дальше и встречают на дорожке лягушку, которая предлагает с ними поиграть. Сидя на стульчиках дети выполняют упражнение «Лягушка» с опорой на коленях.

Лягушка (К) хочет (Р) в пруд (Л),

Лягушке (К) скучно (Р)  тут (Л),

А пруд (К) зарос (Р)  травой (Л),

Красивой (К) и (Р)  густой (Л).

VIII. Релаксация «Путешествие на облаке».

Логопед: Дорогие ребята, мы с вами не заметили, как ушли очень далеко, пора возвращаться домой. А вернемся мы на облачке. Занимайте коврики. Дети ложатся на индивидуальные коврики на спину, закрывают глаза.

Логопед: Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.  Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Облако везет вас назад, на ваше место в группе. Тихонько слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Итог. Логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось? (Ответы детей). А Бабушка Яга  приготовила вам «Волшебный напиток» (см. Приложение 1): он целебный, поможет вам быть здоровыми весь год. Угощение детей, они определяют по вкусу, из чего он приготовлен (каждое занятие заканчивается питьем этого настоя - из шиповника, красной рябины и меда). Благодарят за напиток и путешествие, прощаются и «возвращаются» в детский сад.

Литература

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 240 с.
  2. Волкова Л.С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения. // Дефектология. – 1982. – № 3 – С. 14 – 18
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие воспитание и обучение детей с нарушениями  зрения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
  4. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,  2012. – 272 с.
  5. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999, 54 с.
  6. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
  7. Чистякова М. Л. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
  8. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.: Издательство «Метафора», 2011. – 128 с.

Приложения.

Приложение 1.

«Волшебный напиток».

        Настой плодов шиповника, ягод красной рябины с добавлением мёда.

Настой плодов шиповника обладает способностью повышать остроту зрения. Ягоды рябины содержат значительное количество витамина А. Из-за этого они положительно влияют на сетчатку глаза. Настой плодов шиповника и ягод рябины  помогает  повысить остроту зрения, положительно влияют на сетчатку глаза, а добавленный в настой мед укрепит общее состояние организма. Пропорции, в которых настаиваются шиповник и рябина, указаны на аптечной упаковке. Мёд – по вкусу детей. (Соблюдать противопоказания – индивидуальную непереносимость).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия во второй младшей группе «Фея игрушек в гостях у ребят».

Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми  второй младшей логопедической группы....

Конспект логопедического занятия на тему "Сказочные герои у нас в гостях".

Еще одно логопедическое занятие, которое может быть интересно и воспитателям, уделяющим в своей работе особое внимание развитию речи воспитанников....

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию во 2 младшей группе «Знакомство с лесными обитателями».

Програмное содержание: обогащать представления детей об окружающем мире.Образовательные:— Формирование первичных ценностных представлений о животных как братьев наших меньших;— Формировани...

Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе «В гости к лесным обитателям»

Цель: создание условий для познавательной активности детей раннего возраста.Задачи:Формировать у детей представления о диких животных (заяц, медведь), их внешнем виде, питании, особенностях образ...

Конспект логопедического занятия по развитию словарного запаса у детей с ОНР. Тема: лесные животные.

Конспект логопедического занятия по развитию словарного запаса у детей с ОНР III уровня. Тема: лесные животные....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Подготовительный этап. Звук С.

Цели:• Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.• Формировать длительную направленную воздушную струю.• Упражнять в различении слов, близких по звучанию....

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе «В гости к лесным жителям»

Цель:— развитие знаний у детей о диких животных.Задачи:— формировать у детей представления о диких животных;— обогащать словарь детей – различать по внешнему виду животных...