Характеристика детей с открытой формой ринолалии
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Соловьева Владлена Витальевна

Учебно-методический материал для студентов содержит характеристику жетей с открытой формой ринолалии по параметроам: анатомическое строение артикуляционного аппарата, фонетическая сторона речи, состояние фонематических процессов, общее речевое развитие, нарушения письменной речи, состояние психической сферы о особнности поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Характеристика детей с открытой формой ринолалии»

Параметры

Содержание

1.Анатомическое строение артикуляционного аппарата

 Ринолалия  -  нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, а именно вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания.

В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. Выделяют следующие аномалии строения артикуляционного аппарата при ринолалии:

  1. врожденные расщелины неба и губы; различают частичную и полную расщелину губы.

- односторонняя расщелина верхней губы: скрытая, частичная, полная;

- двусторонняя расщелина верхней губы: скрытая, частичная, полная;

- односторонняя расщелина верхней губы и альвеолярного отростка: частичная, полная;

- двухсторонняя расщелина верхней губы и альвеолярного отростка: частичная, полная;

- односторонняя полная расщелина верхней губы и нёба;

двухсторонняя полная расщелина верхней губы и нёба

- врождённая расщелина нёба: субмукозная, частичная, полная.

2)        подслизистые расщелины, которым часто сопутствует врожденное недоразвитие нёба. Мягкое нёбо в этих случаях, как правило, бывает укороченным.

3)        врожденные недоразвития неба характеризуется укорочением мягкого нёба при нормальной длине твёрдого нёба.

4)        врожденная асимметрия лица при деформации неба.

Дефект приводит к невозможности разобщения ротовой и носовой полости.

Расщелины обычно сочетаются с зубо-челюстными деформациями.

Любая расщелина приводит к укорочению заднего края скелета твердого неба, по этой причине мягкое небо перемещается вперед. Оно укорачивается, поперечное расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки увеличивается.

Движения мышц верхней губы отсутствуют или значительно осложнены. В результате обедняется мимика ребенка, и мышцы лица включаются в артикуляцию.

Ребенок чисто рефлекторно сдвигает тело языка назад, благодаря чему продольная мышца языка сокращается и образует высокий подъем корневой части языка.

При стабильном положении корня языка кончик его оттягивается в середину ротовой полости.

Движение всего языка затормаживается, относительно подвижным остается лишь его кончик.

Дефекты небного свода при ринолалии обусловливают неправильную мышечную взаимосвязанность мышц всего артикуляционного аппарата. Даже если мышцы речевого аппарата анатомически сохранны и все движения их возможны, они отличаются некоторой вялостью, заторможенностью, неловкостью.

2.Фонетическая сторона речи

 При врожденных расщелинах верхней губы и неба изменяется механизм образования звуков, что обусловлено особенностями строения и функции небно-глоточного аппарата. Нарушается анатомическая целостность мягкого неба, которое представляет собой отдельные сегменты.

Открытая ринофония подразумевает наличие гиперназальности ,то есть нарушение баланса резонирования, при котором  ротовые звуки приобретают назальность. Чаще всего сопровождается носовой эмиссией. Голос становится слабым,  сдавленным.

При закрытой ринофонии имеет место гипоназализация, когда при нарушении баланса резонирования звуки произносятся с ротовым оттенком.

Степень и характер искажения гласных звуков связаны с положением языка, степенью сужения губ, плотностью небно-глоточного смыкания и изменением формы глотки. Язык сохраняет патологическую позу: корень высоко поднят, тело языка сдвинуто в заднюю зону ротовой полости. Воздушная струя при этом направляется через нос. Губная артикуляция отличается вялостью, пассивностью. Меняется  звучание гласных из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях.

Гласные теряют звучность, тембр становится  неестественным. Произносятся гласные звуки при оттянутом кзади языке с выдохом воздуха через нос и характеризуются вялой губной артикуляцией.

- Наиболее заметно изменяется тембр гласных И и У при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Наименьший назальный оттенок имеет гласный А, так как при его произнесении ротовая полость широко раскрыта.

По причине  дефектного положения языка в полости рта согласные звуки образуются главным образом за счет изменений положения кончика языка (при незначительном участии корня языка в артикуляции) и при излишней активизации лицевых мышц. Эти изменения положения кончика языка относительно постоянны и соотносятся с артикуляцией определенных звуков.

- Недостаток носового резонирования проявляется при произнесении слов со звуками М и Н. При произнесении сонорных отмечается замена на носовой Н, на взрывной или фрикативный заднеязычный.

- Значительно нарушается тембр при произнесении согласных. Наиболее распространены нарушения произношения фрикативных звуков, когда происходит их замены велярными, фрикативными боковыми звуками, замена шипящих на свистящие и межзубные фрикативные.

-  При произнесении шипящих и фрикативных прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости.

- Взрывные П, Б, Д, Т, звучат неясно, так как в ротовой полости не образуется необходимое воздушное давление вследствие неполного перекрытия носовой полости. Звуки К, Г либо отсутствуют, либо замещаются на фрикативные заднеязычные.

 - Ринофонически звучат Л и Р. Звук Л произносится чаще всего смягчённо, при тяжёлой форме назальности заменяется звуком Н, нередко наблюдается боковое произношение, замена звуком В. Воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, необходимого для образования звука р.

Произношение некоторых согласных звуков представляет для больных особую трудность. Так, они не могут осуществить необходимой преграды у верхних зубов и альвеол для произнесения звуков верхней позиции: Л, Т, Д, Ч, Ш, Щ, Ж, Р; у нижних резцов для произнесения звуков С, З, Ц с одновременным ротовым выдохом; поэтому свистящие и шипящие звуки у ринолаликов приобретают своеобразное звучание.

      Таким образом, гласные и согласные звуки формируются с сильным носовым оттенком. Артикуляция их зачастую значительно изменена, и звуки между собой нечетко дифференцированы.

     Для самого больного такие артикулемы служат двигательной характеристикой определенного звука, и в его речи выполняют смыслоразличительную функцию, что и позволяет использовать их для речевого общения.

3.Состояние фонематических процессов

Особенности фонематического слуха и фонематического восприятия – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга.

При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются дефектные артикуляции, что на высших уровнях управления речевым процессом (в коре головного мозга) фиксируется в виде дефектных кинестезий. Таким образом, центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным. Сами дети с ринолалией воспринимают свою речь как фонетически правильную, не слышат дефекты своей речи. Таким образом, отклонения в фонематическом восприятии у детей с ринолалией бывают вызваны недостаточным артикуляционным опытом, а также недостаточностью физического слуха.

Нарушения фонематического слуха у детей с открытой ринолалией проявляются в разной степени. В легких случаях нарушения фонематического слуха прослеживаются в заменах и смешениях артикуляторно близких звуков (например, смешения звуков Ш и С, С и Т, Х и К) или звуков, близких по одному смыслоразличительному признаку (по способу образования, месту образования, месту резонирования). В случаях более грубого нарушения фонематического слуха дети не различают звуки по нескольким смыслоразличительным признакам и звуки, контрастные по артикуляторным признакам (С и Х, Т и К, П и К).

Нарушения фонематического восприятия с открытой ринолалией являются: нарушение дифференциации звуков на слух; нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков); нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков); нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).

4.Общее речевое развитие

 Среди детей с открытой формой ринолалии можно выделить группу с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием) и ОНР (нарушением всех речевых компонентов).

У детей с ринолалией нарушаются условия долингвистического развития, у них низкая звуковая активность, издаваемые звуки однообразны, интонационно невыразительны. Не вовремя и не в полном объеме формируются предречевые вокализации. Ребенок лишается интенсивного лепета и «артикуляционной» игры, что обедняет этап подготовительной настройки речевого аппарата. Из-за нарушения аэродинамических условий речеобразования в связи с утечкой воздуха через носовые ходы звуки, издаваемые ребенком, приобретают носовой (назальный) оттенок, неполноценно звучат и тем самым не получают слухового подкрепления.

При ринолалии речь развивается с опозданием: первые слова появляются к двум годам или значительно позднее. Некоторые слова из словарного запаса детей употребляются не по назначению, имеются неточности. Преобладают слова, обозначающие конкретные предметы. В спонтанной речи преобладают существительные и глаголы, дети мало пользуются прилагательными, наречиями, причастиями и деепричастиями. Страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Наблюдаются ошибки грамматического оформления речи: неправильное согласование слов в роде, числе и падеже, ошибки в использовании предлогов, в употреблении падежных форм множественного числа, неправильное построение предложений.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста недостаточно

сформированы эталоны словообразования и словоизменения. Имеется значительное количество ненормативных словообразований, неологизмов, неправильное согласование слов в предложениях, нарушение лексической сочетаемости слов и

выражений, отражающих следственные, временные, пространственные и другие отношения.

Импрессивная речь развивается относительно нормально, а вот качественные особенности проявляются в экспрессивной речи.

В первую очередь следует отметить крайнюю невнятность речи детей с ринолалией. Появляющиеся у них слова и фразы малопонятны для окружающих, так как формирующиеся звуки своеобразны по артикуляции и звучанию. Все произносимые ребенком звуки на слух воспринимаются как дефектные.

5.Нарушения письменной речи

 Неумение воспроизвести артикуляционно-фонологические противопоставления в языке, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента препятствуют четкому различению звуков не только в устной речи, но и на письме.

Отсутствие кинестетической опоры лишает учащихся возможности опереться на артикуляционные различия при уточнении звукового состава слова, что и обусловливает замены букв. В устной речи в большинстве случаев наблюдается недостаточное различение какого-либо одного признака попарно противопоставленных фонем. Это же явление обнаруживается и в заменах букв. Однако у учащихся встречаются смешения, которые отражают и более сложные фонематические связи, что приводит к грубым искажениям письменной речи в том числе. Например, вместо слова «дорога» дети могут написать дорода, дорона, дорока, дорота; вместо слова «щенка» — ченка, сенка, хенка, тенка.

Таким образом, замены букв, соответствующих определенным гласным и согласным звукам, отражают прежде всего несформированность фонем, недостаточное различение их, что обусловлено неполноценностью кинестетического (артикуляционного) анализа. То есть отсутствует одна из предпосылок письма — проговаривание звукового состава записываемого слова, которое помогает не только конкретизировать звуковой состав слова, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты в четкие речевые звуки — в фонемы.

Также на письме проявляются нарушения слоговой структуры слова (замены, опускание, перестановки и сокращения числа слогов), несформированность лексико-грамматического строя речи (замена слов, слитное написание с предлогами).

6. Состояние психической сферы и особенности поведения

 У детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов. Неполноценность речи сказывается на становлении личности. В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения. Часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость,  отсутствие веры в успех, нежелание вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.

Гнусавость, невнятность речи затрудняет нормальное общение ребенка с коллективом. Поэтому появляются такие черты, как замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности.

 Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к заторможенности процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено. Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала.

Внимание может быть неустойчивым и рассеянным, при этом его объем, и точность почти не страдают. Часто встречается дефицит внимания. Более низкий уровень произвольного внимания, сложности в планировании своих действий, Соответственно,  затрудняется процесс познавательной деятельности.

У детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена, за исключением запоминания геометрических фигур.  Низкий уровень произвольности и контроля слуховой памяти, нарушения узнавания слов.

Развитие воображения происходит по тем же психическим законам, что и у детей с нормой.

Игровая деятельность также имеет свои особенности. Предпочитают пассивную роль в игре, часто просто наблюдают за действиями других детей со стороны. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников.

     Особенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за особенностей развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям. Гиперопека способствует проявлению эгоизм. Могут возникать неадекватные агрессивные реакции на различные ситуации.

     В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо-губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови.

     Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего возраста. Форма, цвет, ориентировка в пространстве

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего возраста. Форма, цвет, ориентировка в пространствеНаталья Чапайкина Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего возраста. Форма, цвет, ...

Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...

Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии

В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Диза...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с легкой формой дизартрии

Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является легкая форма дизартрии. Это одно из наиболее часто встречаемых в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущим в ...