Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Балацкая Жанна Александровна

В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnaya_harakteristika_detey_3-4_let.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

1.Физическое   развитие

        Трехлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Имеет   интерес к выполнению движений образцу по образцу, однако ему сложно соизмерять    свои возможности с выполняемым заданием.

 Крупная моторика характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.  К четырем годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке; трижды ударить мяч об пол и поймать   его двумя руками; перекладывает по одному мелкие предметы с поверхности стола в небольшую коробку. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, хотя дети по-прежнему в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Ребенок данного возраста   владеет элементарными гигиеническими навыками (самостоятельно и правильно моет руки с мылом; аккуратно пользуется туалетом, носовым платком; при приеме пищи правильно использует ложку, салфетку; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).

2. Социально-личностное развитие

         К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: проявляет интерес испытывает доверие к другому человеку, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальной   характеристикой ребенка трех лет является стремление к самостоятельности («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Несмотря на это, взаимодействие и общение детей четвертого года жизни по-прежнему имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей трехлетнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжетом игры является цепочка из двух действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К четырем годам дети могут объединяться в игре по 2-3 человека.  Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, но по ходу игры дети могут её изменять. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

3. Речевое развитие

        Общение ребенка в этом возрасте ситуативное, инициируется взрослым, неустойчивое, кратковременное. Трехлетний ребенок осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения с взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность. Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.  Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий, хотя отдельные ошибки допускаются.  Возможны дефекты звукопроизношения.

4. Познавательное развитие

      В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.  Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители.   Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: в   практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов, их назначение, знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов «самый большой».  Рассматривая новые предметы, ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию.  Память и внимание ребенка носят непроизвольный, пассивный   характер.  По просьбе взрослого трехлетний ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов.  К четырем   годам способен запомнить отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом.

Конструктивная   деятельность   в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек из 2-3 частей по образцу   и по замыслу.

5. Художественно-эстетическое развитие

          Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете.  В 3-4 года они только начинают формироваться.  Графические образы бедны, предметны, схематичны. Замысел меняется по ходу изображения.  Дети уже могут использовать цвет.  Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка.  Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы.  В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, делают аппликации   из готовых геометрических фигур.  Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4    частей.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок   3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под   музыку.  К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками, перевоплощается в   зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п.   под плясовую или другую   мелодию.  Приобретает элементарные навыки игры   на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон).  В этом возрасте закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.

Речевые особенности контингента воспитанников.

         Вторую младшую группу посещают дети четвёртого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I и II уровней речевого развития).

         У детей с I уровнем развития речи отсутствуют словесные средства общения или ограничено их развитие в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь уже полностью сформирована. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов и звуковых комплексов. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. Характерной чертой I уровня речевого развития является отсутствие грамматических связей слов между собой и морфологических элементов для передачи грамматических отношений. Дети широко используют паралингвистические средства общения (жесты, мимику и пр.)

     Пассивный словарь детей шире активного, но понимание речи остается ограниченным по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Особые трудности вызывает понимание значений форм одного и того же слова. Дети не различают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов. Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Отсутствуют звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.

         Отличительной чертой II уровня речевого развития является наличие двух-, трех-, а иногда -четырехсловной фразы. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Отмечается смешение падежных окончаний, ошибки в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. В самостоятельной речи иногда появляются простые предлоги или их лепетным варианты, производные предлоги отсутствуют. Словарь на данном уровне становится более разнообразным.

         В спонтанной речи детей присутствуют различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Однако словарь остается ограниченным как качественно, так и количественно. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера. Пассивный словарь на II уровне речевого развития значительно увеличивается за счет понимания грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных, некоторых признаков предметов.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.

          Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.  Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.

         Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.  

          У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.  Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

           У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

           Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений тяжелого недоразвития речи. Так, общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются:                                            

 -  гипертензионно-гидроцефалический -  проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.                                                                                                                                                                         -  церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.                                                                                                                                                                     - синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Особенности построения ИОМ ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности разработки ИОМ (индивидуалього образовательного маршрута) ребенка с нарушением слуха в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Особенности работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Увлекательное практическое занятие для детей подготовительной группы....

Особенности работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье освещается вопрос о том, с какими трудностями может сталкнуться воспитатель детского сада....

Проект Тема: «Сказки «дедушки» Чуковского» вторая младшая группа (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Формирование знаний детей о значимости книг в жизни человека через творчество детского писателя К.И.Чуковского....

Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонен...

Психолого-педагогическая помощь по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями речи.

Определяющая роль в установлении взаимодействия с семьей принадлежит педагогам. Взаимопонимание педагогов и родителей, их доверие возможны в том случае, если педагог исключает в работе с родителями ди...