Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонениями в развитии многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

Исправление  или  другими словами коррекция отклонений в развитии  и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimodeystvie_office_word.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Новицкая Людмила Филипповна,

Учитедь-логопед,

МБДОУ «ДС № 335 г. Челябинска»

Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонениями в развитии многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

Исправление  или  другими словами коррекция отклонений в развитии  и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов дошкольных образовательных учреждений.

На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении МБДОУ ДС №335 г. Челябинска  открыта одна  группа комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, на базе разновозрастной и смешанной группах.

Успех коррекционно-воспитательной работы в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется строго продуманной моделью, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности воспитанников.

Логопедизации в образовательного процесса  определяется взаимодействием учителя-логопеда и специалистов (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы). Педагоги комбинированных групп строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Модель совместной коррекционно-педагогической работы, намеченной специалистами, направлена на формирование и развитие двигательных и речевых сфер, по средствам интеграции образовательных областей. Содержание непосредственно образовательной деятельности, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы учителя-логопеда по разделам программы. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной предметно – пространственной речевой среде.

Для создания модели взаимодействия специалистов  нами была создана творческая группа, в которую вошли все специалисты учреждения и педагоги групп комбинированной направленности для детей с ТНР. Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами календарно-тематический план, осуществляет постановку диафрагмально–речевого дыхания, коррекцию звукопроизношения, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и непосредственно организованной деятельности воспитанников ДОУ.

Так, учитель – логопед:

- обязательно выполняет требования адаптированной образовательной программы;

- способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ, что требует взаимодействия в работе педагогических работников, законных представителей с целью организации целенаправленной работы по максимально возможной социализации детей с особенностями психофизического развития;

- несет ответственность за правильную организацию и содержание учебно-воспитательной работы и работы по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с ОВЗ;

- организует и проводит непосредственно образовательную деятельность с детьми группы комбинированной  направленности с ТНР;

- создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья воспитанников;

- консультирует педагогических работников группы по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Как правило, у детей с ТНР кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Психическое состояние данной категории дошкольников неустойчиво, в связи с чем, их работоспособность резко меняется.

Таким образом, деятельность педагога – психолога направлена на содержание психического здоровья каждого воспитанника логопедической группы:

-психологическое обследование воспитанников;

- участие в составлении индивидуальных планов развития воспитанника;

-проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;

- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;

- консультирование персонала группы;

- заполнение отчетной документации.

У части детей с ТНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в условиях групп комбинированной направленности для детей с ТНР представляет собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Совместная коррекционно-развивающая деятельность, с одной стороны – устраняет нарушенные речевые функции, а с другой – развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре осуществляется по трем направлениям:

  1. диагностическое;
  2.  коррекционно-развивающее;
  3. информационно-консультативное.

При этом каждый из специалистов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед:

  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
  • формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
  • коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
  • развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • обучение умению связно выражать свои мысли;
  • обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
  • развитие психологической базы речи;
  • совершенствование мелкой моторики;
  • участие учителя-логопеда в режимных моментах.

Музыкальный руководитель, развитие и формирование:

  • слухового внимания и слуховой памяти;
  • оптико-пространственных представлений;
  • зрительной ориентировки на собеседника;
  • координации движений;
  • умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
  • темпа и ритма дыхания и речи;
  • орального праксиса;
  • просодики;
  • фонематического слуха.

Инструктор по физической культуре, развитие и формирование:

  • слухового, зрительного, пространственного восприятия;
  • координации движений;
  • общей и мелкой моторики;
  • закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
  • речевого и физиологического дыхания;
  • формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
  • работа над мимикой лица.

В задачу воспитателя группы комбинированной направленности для детей с ТНР входит обязательное выполнение требований основной образовательной программы, а также решение коррекционных задач в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей групп комбинированной направленности для детей с ТНР, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.

Работа воспитателя по развитию речи теснейшим образом коррелирует с деятельностью логопеда и педагога-психолога. Например, в процессе обучения рисованию у детей формируется первичное представление о названиях основных цветов и их оттенков. Впоследствии на своих занятиях логопед учит детей правильному согласованию качественных прилагательных (названий цветов) с именами существительными.

Таким образом, вся коррекционно – развивающая деятельность строится на интеграции образовательных областей  

Воспитатели групп комбинированной направленности для детей с ТНР:

- организуют учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей развития детей с ОВЗ;

- согласовывают свою образовательную деятельность в отношении детей с ОВЗ с учителем-логопедом и педагогом-психологом;

-соблюдают профессиональную этику, не распространяют сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку с ОВЗ;

- создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях и другой деятельности c целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья детей.

Все специалисты ДОУ предъявляют единые требования к проведению интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР, руководствуясь следующими принципами:

- Непосредственно образовательная деятельность строится на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья.

- Непосредственно образовательная деятельность проводится систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

- Принцип всестороннего воздействия

- Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

-Принцип наглядности.

- Принцип постепенного усложнения предлагаемого материала.

Эффективность коррекционо - образовательной работы с детьми ОВЗ (ТНР) определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре и воспитателя дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Таким образом, успех коррекционно-образовательной работы в группах комбинированной направленности для детей с ТНР определяется последовательностью и систематичностью взаимосвязи всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. Учитывая особенности речевого развития, а также развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников с особыми образовательными потребностями, в руках педагогов будущее дошкольников, поэтому необходимо создать наиболее оптимальные условия для преодоления всех имеющихся нарушений.

Список литературы.

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб. : Издательство «Лань», 2003.

2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М. : АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002

4. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн. : «Аверсэв», 2005

5.Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Взаимодействие педагогов и родителей логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Взаимодействие специалистов (учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО), воспитателей и родителей в условиях логопедической группы для детей с ТНР по направлени...

Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Единый речевой режим в разновозрастной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данный материал будет интересен логопедам как образец по заполнению документации по взаимодействию с воспиателями логопедической группы...

Комплексное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда по лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Комплексное занятие подготовлено педагогом-психологом и учителем-логопедомпо лексической теме «Космос» для подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми наруш...