Нетрадиционные пособия в практической деятельности учителя - логопеда
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Шишкина Светлана Анатольевна

 

Авторское многофункциональное пособие лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка»  - это учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и развитию лексико – грамматических средств языка, решает задачи развития артикуляционного и дыхательного аппарата, мелкой моторики. Данное пособие помогает формировать, расширять и активизировать словарный запас дошкольников. Не остались и без внимания развития психических процессов: памяти, внимания, воображения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_-_igrovoy_kompleks_igrushechka_-_govorushechka.docx471.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная методическая разработка

Автор

Шишкина Светлана Анатольевна

Должность

Учитель - логопед

Учреждение

МБДОУ детский сад № 7

Номинация

Новые технологии организации образовательной практики для детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Название конкурсной работы

Лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка».

Данные о заявителе

Шишкина Светлана Анатольевна, учитель – логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7

Номинация

Новые технологии организации образовательной практики для детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Название

Лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка».

Аннотация (не менее 0,5 страницы печатного текста на)

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Особенно это касается организации деятельности с детьми, имеющими ОВЗ.

В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». 

Задача учителя – логопеда – сделать непосредственно образовательную деятельность интересной игрой, а не скучным занятием.

Авторское многофункциональное пособие лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка»  - это учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и развитию лексико – грамматических средств языка, решает задачи развития артикуляционного и дыхательного аппарата, мелкой моторики. Данное пособие помогает формировать, расширять и активизировать словарный запас дошкольников. Не остались и без внимания развития психических процессов: памяти, внимания, воображения.  

Конструкция данного пособия довольно проста: состоит из трех различных по тематике секций ширмы. Первая секция -  «домик Язычка», который расположен в верхней ее части и  служит не только для знакомства детей с органами артикуляции, но и позволяет ребенку кинестетически ощутить  нужную артикуляцию того или иного звука.  На крыше домика расположено окошко, по которому дети определяют, с каким звуком они будут знакомиться на занятии. Учатся дифференцировать понятия «звук» - «буква».

           Над домиком по небу плывет тучка, несущая с собой  весной и осенью – капельки дождя, а зимой – снежинки. Чтобы Язычку было весело, ребенку необходимо развеять «капельки» (подуть на них). Такое веселое упражнение не оставит равнодушным ни одного ребенка, а логопед решит задачу выработки направленной воздушной струи.

           В средней части плывет по морю кораблик. Управляет корабликом буква – «капитан» занятия. Ребенок двигает кораблик, произнося звук изолированно.  На дне морском живут рыбы (на липучке). Ребенок может посчитать рыб, найти самую большую или самую маленькую из них, описать и сравнить по внешнему виду.

           В нижней части расположен лабиринт для отработки предлогов, развития мелкой моторики, автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах.

          Вторая секция ширмы – это радужная карусель. На этой карусели можно покатать объекты, предметы на определенный звук, выложить звуковую схему, разделить слова на слоги, составить описательный рассказ по картинке, поработать над составлением предложений. Затем, ребенок спускается в нижнюю часть секции и собирает лепестки к ромашкам. Это упражнение способствует решению нескольких задач – формирование слоговой структуры; развитие фонематического восприятия; уточнение родовых понятий.

         Третья секция направлена  на развитие связной речи ребенка и дает возможность самому выбирать тему, идею для составления рассказа, истории, сказки. На секции нашиты различные крючки, липучки, для крепления объектов и предметов. Все игрушки, буквы сшиты из яркого фетра, мягкого и приятного на ощупь.

           В нижней части поселилась «Умная сороконожка». Ее цветные сапожки помогают выполнить звуковой анализ слов. Цветовая гамма сапожек характеризует звуки (синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук). Инструкция для ребенка: «Сороконожка пойдет гулять, если ты наденешь ей правильно сапожки, звуковая схема должна соответствовать слову – картинке на «тельце» сороконожки.

Красочный лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка» позволяет решать все задачи речевого развития ребенка. Особенности детей с ОВЗ направляют педагогов искать наиболее продуктивные методы и приемы работы с детьми данной категории. Занимаясь по этому пособию, ребенок может менять позу (стоя, сидя, лежа на коврике, что характерно для некоторых детей с ОВЗ).

Цель

Создание условий для коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.

Задачи

  1. Развитие  артикуляционной и мелкой моторики ребенка.
  2. Коррекция нарушенного звукопроизношения.
  3. Формирование зрительно – пространственных ориентировок.
  4. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  5. Формирование лексико – грамматического строя речи.
  6. Развитие связной монологической речи.
  7. Развитие психических процессов.

Планируемые результаты

Использование на занятиях лого – игрового комплекса будет способствовать:

  • обеспечению психологического комфорта и развитию эмоционально – волевой сферы детей во время занятий;
  • повышению  речевой мотивации;
  • компенсированию  недостаточности фонематического слуха;
  • активизации и восстановлению высших психических функций;
  • развитию мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков.

Ожидаемые эффекты

Экономит время педагога по подготовке к занятию и позволяет увеличить его плотность. Способствует активизации у детей познавательной активности и интереса к логопедическим занятиям. Дает возможность ребенку самому быть инициатором  коррекционного занятия. Создание  разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Длительность

Пособие готовилось месяц. Это стоит того, чтобы в дальнейшем работать по нему весь учебный год.

Транслируемость

Трансляция работы с лого – игровым комплексом возможна на методическом объединении учителей – логопедов и педагогов – психологов в форме презентации, видеоролика фрагментов занятий.

Ресурсы

Ширма изготовлена из пластиковых труб, что делает ее легкой в переноске. Каждая секция обтянута тканью с двух сторон, скрепляется липучкой. Все дополнительные предметы сшиты из фетра. Дополнительно подбираются картинки на проблемные звуки.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка\DSCN2836.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный фольклор в практической деятельности учителя-логопеда

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в...

Практический материал по развитию мелкой моторики, мышления, внимания, восприятия, воображения, применяемый в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, ...

«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие  тяжелые речевые, ...

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ...