Русский народный фольклор в практической деятельности учителя-логопеда
статья по логопедии на тему

Дубанова Александра Ивановна

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folkler.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Русский народный фольклор в практической деятельности учителя-логопеда.

        В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-ниндзя, былинных героев - роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия - поэзия народная. Согласимся на том, что ее надо сделать господствующей».        

Поэтому я, как логопед, поставила своей целью познакомить детей с народным языком, литературным наследием и включить его во все направления коррекционной работы.

В работе с детьми я использую следующие жанры фольклора:

  • Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки- игры взрослого с ребенком ( с его пальчиками, ручками).
  • Заклички- обращения к явлениям природы ( к солнцу, ветру, дождю, снегу, деревьям).
  • Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки- игры взрослого с ребенком ( с его пальчиками, ручками).
  • Заклички- обращения к явлениям природы ( к солнцу, ветру, дождю, снегу, деревьям).
  • Приговорки- обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки- незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша.

Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями.

 Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

        Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек - готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
       Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

В свое работе народный фольклор я использую в разных видах деятельности:

  • в обучении правильному произношению;
  • в приобщении  детей к русской национальной культуре;
  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в беседах;
  • в наблюдениях;
  • в народных подвижных играх;
  • в играх на развитие мелкой моторики;
  • в театрализованной деятельности.

           Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

  • расширились детские представления об окружающем их мире,
  • сформировались первоначальные знания о национальной культуре своего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями,
  • речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной,
  • усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением,
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.

        Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более  духовным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Нетрадиционные пособия в практической деятельности учителя - логопеда

Авторское многофункциональное пособие лого – игровой комплекс «Игрушечка - Говорушечка»  - это учебный материал, помогающий в проведении занятий по обучению грамоте и разв...

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ...

«Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занят...