Социально - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Я УЧУСЬ ДРУЖИТЬ»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Фаткина Юлия Николаевна

Темы эмоционального развития, формирования нравственных качеств включены почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Особенно актуальна эта тема для детей с ОВЗ, находящихся в группе риска, т.к. этим детям сложно усваивать социальные нормы и подчинять им своё поведение. Мотивация детей с ОВЗ, как правило, неустойчива, преобладают игровые интересы, но они охотно вовлекаются в продуктивную познавательно-творческую деятельность, чем и является арт-терапия. В ней ребёнок выступает с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника-творца. Взрослый в свою очередь создает безопасную среду, в которой ребенок может проявить себя, без страха быть непонятым или неуспешным. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и обращаясь со взрослым и сверстниками, ребёнок получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственно-волевой, эмоциональной. Ребенок с помощью арт-методов учится познавать свой внутренний мир в системе взаимоотношений, тем самым формируя общественные качества личности. Цель: формировать эффективные способы взаимодействия детей с ОВЗ, способствующие гармоничным отношениям, психологическому комфорту в коллективе и являющиеся профилактикой асоциального поведения. Задачи: - Формировать у детей с ОВЗ положительное отношение ко всем людям; - Развивать социальные чувства, просоциальные действия, взаимопомощь. - Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей; - Развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и своих возможностях. - Гармонизировать состояние эмоциональной сферы через арт-техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_uchus_druzhit.pptx1.71 МБ
Файл ya_uchus_druzhit.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Я учусь дружить» Проект подготовили: Педагог- психолог Фаткина Ю.Н, Воспитатель Никулина Ю.Ю. МАДОУ ЦРР д /с №94 г. Калининград 2014г. Социально- творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Слайд 2

Цель: формировать эффективные способы взаимодействия детей с ОВЗ, способствующие гармоничным отношениям, психологическому комфорту в коллективе и являющиеся профилактикой асоциального поведения.

Слайд 3

Задачи: - Формировать у детей с ОВЗ положительное отношение ко всем людям; - Развивать социальные чувства, просоциальные действия, взаимопомощь. - Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей; - Развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и своих возможностях. - Гармонизировать состояние эмоциональной сферы через арт-техники .

Слайд 4

Участники проекта: дети группы развития, родители воспитанников, воспитатели , педагог-психолог, учитель-дефектолог.

Слайд 5

Одним из первых мероприятий проекта было открытое занятие для родителей с презентацией коллажа на тему «Я и мы в детском саду»

Слайд 6

На наших встречах-занятиях мы старались всегда использовать совместные игры, чтобы помочь детям развивать навыки сотрудничества. Одной из этих игр было «Необычное путешествие», где мы собираем команду и отправляемся в плавание.

Слайд 7

Наши пожелания любимым мамам!

Слайд 8

«Поляна дружбы» -открытое занятие для родителей. Можно сделать целую поляну цветов, если набраться смелости и обмакнуть ладошку в гуашь.

Слайд 9

Детям так понравилась идея рисовать ладошками, что появилась вторая поляна, а страх испачкаться куда-то исчез.

Слайд 10

«Город дружбы» Совместный рисунок «Наш домик» Рисовать связанными руками не так просто!

Слайд 11

Совместное раскрашивание домиков

Слайд 12

Улица города дружбы

Слайд 13

Опыт работы с детьми был обобщен и представлен в виде консультации педагога-психолога для педагогов: «Эмоционально-волевое развитие дошкольников с помощью методов арт-терапии » с показом работ детей.

Слайд 14

Рисовать можно что угодно: своё имя, мечты, музыку, будущее, настроение.

Слайд 15

Раньше мы часто ссорились, но узнав правила дружбы многие из нас уже научились играть вместе и дружить.

Слайд 16

Это был наш маленький секрет. Теперь и вы его знаете.



Предварительный просмотр:

Социально - творческий проект для детей старшего

дошкольного возраста с ОВЗ

«Я УЧУСЬ ДРУЖИТЬ»

 

Первый этап.

          Актуальность. 

    Темы эмоционального развития, формирования нравственных качеств  включены почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Особенно актуальна эта тема для детей с ОВЗ, находящихся в группе риска, т.к. этим детям сложно усваивать социальные нормы и подчинять им своё поведение. Мотивация детей с ОВЗ, как правило, неустойчива, преобладают  игровые интересы, но  они  охотно вовлекаются в продуктивную познавательно-творческую деятельность, чем и является арт-терапия.

       В ней ребёнок выступает с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника-творца. Взрослый в свою очередь создает безопасную среду, в которой ребенок может проявить себя, без страха быть непонятым или неуспешным. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и обращаясь со взрослым и сверстниками, ребёнок получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственно-волевой, эмоциональной. Ребенок с помощью арт-методов учится познавать свой внутренний мир в системе взаимоотношений, тем самым формируя общественные качества личности.

Цель:  формировать эффективные способы взаимодействия детей с ОВЗ, способствующие гармоничным отношениям, психологическому комфорту в коллективе и являющиеся профилактикой асоциального поведения.

Задачи:

- Формировать у детей   с ОВЗ положительное отношение ко всем людям;
- Развивать социальные чувства,  просоциальные действия, взаимопомощь.
- Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей;

- Развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и своих возможностях.
- Гармонизировать состояние эмоциональной сферы через арт-техники.

           Характеристики проекта: групповой, среднесрочный (сентябрь-май), игровой, творческий, информационный.

Содержательная часть проекта затрагивает следующие образовательные области:

  1. Социализация: используются   дидактические,  сюжетно-ролевые  игры;  
  2. Художественная  литература: используются  произведения познавательной  направленности  (стихи,  сказки, рассказы,  тексты  песен).
  3. Музыка: используются  музыкальные  произведения,  песни, музыка  для  релаксации,  упражнений,  игр   в  соответствии  с  тематикой  занятия.
  4. Физическая  культура: проводятся  подвижные  игры.
  5. Коммуникация: овладение способами и средствами  взаимодействия  с  окружающими людьми.

Участники проекта: дети старшей возраста группы развития, родители воспитанников, воспитатели групп, педагог-психолог, учитель дефектолог.

 Второй этап.

Разработка проекта.

1. Довести до участников важность данной темы в виде вводной беседы.

2. Подбор методической литературы:

  • М.В.Киселева «Арт-терапия в работе с детьми», Санкт-Петербург «Речь» 2012г.
  • Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» издательский дом «Воспитание дошкольника» г.Москва, 2009г.
  • Авдеева Ю.В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет», Москва «Сфера»2012г.
  • Стребелева Е.А. «Коррекционно развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», Москва, «Просвещение» 2011г.
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.
  • Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
  • Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.
  • Ю.В. Полякова «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Волгоград «Учитель» 2013 г.

3. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (соответствующие теме проекта).

Третий этап.

 Практическая часть проекта.

Проект реализовывался в виде встреч-занятий, игр-развлечений, открытых занятий для родителей, семинара для педагогов  (с практической частью), презентацией работ детей (рисунки, коллажи). Работа проводилась воспитателями группы и её специалистами.

Темы встреч - занятий и мероприятий.

1-полугодие, блок «Давайте жить дружно»

  1. «Что такое дружба»

Цель: раскрывать понятие «дружба», воспитывать стремление дружить с окружающими.

Содержание: «Приветствие», беседа «С кем я дружил летом», «Работа со сказкой «Как незабудка не могла дружить», «Волшебник», «Всем, всем до свидания».

  1. «Дружба-это помощь»

Цель: показывать, какими качествами должен обладать друг и настраивать на доверительные отношения со сверстниками.

Содержание: «Приветствие», «Нарисуй картину», «Помоги другу или самая дружная пара», «Присядьте те, кто…», «Паровозик», «Кого укусил комар», «Всем, всем до свидания».

  1. «Кто такой настоящий друг»

Цель: воспитывать стремление дружить с окружающими, показывать значимость друга в жизни.

Содержание: «Приветствие», «Нарисуй картину», «Маша настоящий друг, потому что…», «Настоящий друг в нашей группе», «Всем, всем до свидания».

  1. «Друзья познаются в беде»

Цель: показывать, что настоящий друг умет сопереживать, сострадать, помогать в трудные минуты, учить быть милосердными.

Содержание: «Приветствие», Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг ко другу», ролевая игра «Друзья познаются в беде», «Советы бабушки доброты», «Подари подарок», «Всем, всем до свидания»

  1. «Дерево дружбы»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, формировать ценностное отношение к себе и окружающим.

Содержание: «Приветствие», «Иголка и нитка», «Дерево дружбы», «Советы бабушки доброты», «Всем, всем до свидания»

  1. «Я и мы в детском саду»

Цель: Развивать чувство сплоченности, единства у детей, учить действовать согласованно.

Содержание: «Приветствие», «Эхо», «Я очень рада, что ты есть», «Дружный клубочек», «Солнечный зайчик», «Спаси птенца», коллаж «Мы в детском саду», «Всем, всем до свидания».

  1. «Песочный замок» - открытое занятие для родителей с презентацией коллажа приготовленного детьми с помощью педагогов на предыдущем занятии
  2. «Друг заболел»

Цель: учить понимать эмоциональное и физическое состояние сверстника, формировать в сознании важность и значимость в проявлении сочувствия и доброго отношения к заболевшему товарищу.

Содержание: «Приветствие», ролевая гимнастика, «Советы бабушки доброты», «Пишу письмо», «Волшебный стул»,  «Всем, всем до свидания».

  1. «Животные – наши друзья»

Цель: развивать чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других, формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести живого друга.

Содержание: «Приветствие», «Мышь и мышеловка», «Ничья кошка», «Котенок», рисование «Мой котенок», «Хоровод», «Всем, всем до свидания».

  1. «Какие чувства мешают дружить»

Цель: формировать позитивное отношение к сверстникам, укреплять чувство единства, развивать воображение, эмоциональную сферу.

Содержание: «Приветствие», «Вспомни чувства», «Какие чувства мешают дружить», «Сердитый мальчик – веселая девочка», «Цветок дружбы», «Коровы. Собаки. Кошки», «Всем, всем до свидания»

2-полугодие, блок «Пойми меня».

  1. «Волшебный сад»

Цель: формировать ценностное отношение к себе и окружающим, осознавать свою уникальность; создавать «экологичную» атмосферу и ресурсное состояние у участников группы.

Содержание: «Приветствие», игра «Волшебный конь», рисунок «Мое имя», «Волшебный сад», «Песенка друзей», «Всем, всем до свидания»

  1. «Веселое путешествие»

Цель: формировать ценностное отношение к себе и окружающим, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим;  создавать «экологичную» атмосферу и ресурсное состояние у участников группы.

Содержание: «Приветствие», «Присядте все, кто…», «Паровозик», «Песенка друзей», «Веселое путешествие», «Маленькие солнышки», «Мечта- ладошка», «Звезды», «Визуализация на тему дружбы», «Возвращение», «Всем, всем до свидания»

  1. «Необычное путешествие»

Цель: формировать ценностное отношение к себе и окружающим, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; создавать «экологичную» атмосферу и ресурсное состояние у участников группы; развивать когнитивную сферу.

Содержание: «Приветствие», «Паровозик», «Песенка друзей», игра «Узел», игра «География комнаты», «Веселое путешествие», «Составь рассказ», «Визуализация на тему дружбы», «Всем, всем до свидания»

  1. «Круг друзей»

Цель: формировать ценностное отношение к себе и окружающим, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; создавать «экологичную» атмосферу и ресурсное состояние у участников группы; развивать когнитивную сферу, пробуждать фантазию, творческое воображение.

Содержание: «Приветствие», упражнение на развитие произвольности в моторной сфере. «Путаница», «Рисунок по кругу»,  «Песенка  друзей», «Визуализация на тему дружбы», «Всем, всем до свидания».

  1. «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель: формировать ценностное отношение к себе и окружающим, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; создавать «экологичную» атмосферу и ресурсное состояние у участников группы; развивать когнитивную сферу, пробуждать фантазию, творческое воображение.

Содержание: «Приветствие», упражнение на развитие произвольности в моторной сфере, игра «Кто позвал», «Давайте говорить друг другу комплименты»,  «Песенка  друзей», «Визуализация на тему дружбы», «Монотипии», «Всем, всем до свидания».

  1. «Создавая красоту»

Цель: формировать ценностное отношение к себе и окружающим создавать «экологичную» атмосферу и ресурсное состояние у участников группы; развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Содержание: «Приветствие», упражнение на развитие произвольности в моторной сфере, «На что похоже настроение»,  «Создавая красоту», «Всем, всем до свидания».

  1. «Злючки-колючки»

Цель: формировать ценностное отношение к себе и окружающим, создавать «экологичную» атмосферу и ресурсное состояние у участников группы; развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Содержание: «Приветствие», упражнение на развитие произвольности в моторной сфере, «Минута шалости»,  «Злые-добрые тигрята», «Злючки-колючки», «Улыбка», «Всем, всем до свидания».

  1.  «Полянка дружбы»

Открытое занятие для родителей. Коллаж.

  1. «Город дружбы»

Цель: формировать ценностное отношение к себе и окружающим, создавать «экологичную» атмосферу и ресурсное состояние у участников группы; развивать навыки сотрудничества, пробуждать фантазию.

Содержание: «Приветствие», упражнение на развитие произвольности в моторной сфере, «Нарисуй свое настроение»,  «Город дружбы», «Всем, всем до свидания».

  1.  «Мы дружная команда»

Развлечение на прогулке.

Цель: совершенствовать навыки поддержки товарищей, сплоченности, умения действовать сообща, организованно.

Также в рамках проекта педагогом-психологом на педагогическом совете был проведен консультация на тему: «Эмоционально-волевое развитие дошкольников через арт-техники». На семинаре были освещены различные изобразительной деятельности при наиболее часто встречающихся нарушениях в развитии эмоциональной сферы: агрессия, эмоциональная неустойчивость, тревожность, неуверенность и т.д. Некоторые педагоги могли на себе  испытать эффективность предлагаемых методик. В качестве примеров были представлены работы детей группы развития, которые они делали в течении года.  (коллажи, рисунки)

Четвертый этап.

1. Проведение занятия-развлечения «Мы дружная команда»

          2. Выработка совместно с детьми «Правил дружбы»

          3. Продолжать воспитывать добрые, дружеские отношения среди детей группы.

          4. Презентация проекта.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект для детей дошкольного возраста "Герб семьи"

Название проекта «Герб семьи»База проекта:  МАДОУ «Детский сад № 216«Кораблик детства» г. КраснодарАвтор проекта : Крапивкина Оксана Анатольевна- воспитатель высшей категории.Вид проекта: творчес...

Творческий проект для детей дошкольного возраста «Осень»

Проект для детей дошкольного возраста...

Творческий проект для детей дошкольного возраста «Осень»

Проект для детей дошкольного возраста...

Презентация. Социально-педагогический проект. " Социализация детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Предлагаемая презентация отражает совместную работу социального педагога и воспитателя группы раннего возраста, в образовательной области: "социализация детей раннего возраста", раскрывая проблематику...

Информационно-творческий проект для детей старшего возраста "Великая Победа глазами детей"

На момент начала информационно-творческого проекта в нашей группе (с помощью родителей и детей) уже был оформлен уголок "Боевой славы", проведены дидактические и сюжетно-ролевые игры с патри...

Творческий проект для детей раннего возраста «Сказка нас учит говорить»

В дошкольных учреждениях становится все больше детей с речевыми нарушениями. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной и профилактической работы по речевому развитию на занятиях,...

Паспорт социально-значимого проекта для детей старшего возраста «Тайны космоса»

Проект для детей старшей группы детского сада на тему "Тайны Космоса".Современные дошкольники имеют поверхностные знания о космосе, звездах, космонавтах, данная тема, для них как сам космос ...