Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но и мозг нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе.

 

Кинезиология - это современное направление психотерапии, возникшее на стыке разных практик и дисциплин: телесно-ориентированной психотерапии, психодинамического подхода, психологии личности, общей психологии, психосоматической медицины, нейропсихологии, нейрофизиологии и физиологии движения. Кроме того, в ней используется опыт некоторых древних восточных практик (йога, индийские мудры, китайская медицина).

Существуют различные виды кинезиологии: прикладная, психотерапевтическая, образовательная, целебное прикосновение, клиническая и т. д.

Термин «кинезиология» происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово». В соответствии с этим кинезиология означает беседы о движении или, в современном понимании, изучение движения.

 

В образовательную кинезиологию входит  «Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.

 

Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения. При разработке «Гимнастики мозга», Пол Денисон опирался на научные исследования разных ученых, в том числе и на исследования Роджера Сперри, который с середины 20-го века проводил исследования по расщеплению головного мозга (комисуротомию), сначала на животных, а затем и на людях страдающих эпилепсией.

 

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри  получил  Нобелевскую премию за "открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга". На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз.

Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.

 

Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, рассмотрим, как работает наш мозг, для этого условно разделим его на 3 части: левое и правое полушарие, и глубинные структуры (подкорковые и стволовые). Не вдаваясь в теоретический обзор, отметим только то, что нас будет интересовать. Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть, когда мы действуем правой рукой активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. Так же левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие. Глубинные структуры являются энергезирующими и отвечают за тонус, бодрствование, эмоции. На основании этих функциональных специализаций был сделан вывод, что если мы синхронизируем работу обоих полушарий и правильно активизируем глубинные структуры – мы улучшим работу, а следовательно и продуктивность ГМ.

Задачи кинезиологических занятий:
• Развитие межполушарной специализации и взаимодействия полушарий ГМ.
• Развитие комиссур (межполушарных связей), синхронизация работы полушарий.
•Развитие крупной и мелкой моторики.
•Развитие внимания, памяти, мышления и речи.
• Профилактика дислексии и дисграфии.
Упражнения способствуют стрессоустойчивости организма;

  • Упражнения несут в себе возможность радостного творческого учения;
  • Позитивного личностного роста;
  • Перспективного формирования учебных навыков и умений;

Упражнения позволяют сформировать детям навыки самостоятельности;

  • Восстанавливать работоспособность и продуктивность;
  • Реализовать свой внутренний потенциал;
  • Расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое

тело;

  • Формировать уверенность при публичных выступлениях,
  • Осознавать собственную значимость;
  • Развивать творческие способности, спортивные навыки;
  • Уметь найти путь к радостному, легкому и творческому учению;
  • Улучшить работу долговременной и кратковременной памяти,

концентрации внимания, формирование абстрактного мышления;

  • Интегрировать систему «тело – интеллект», гармонизировать работу левого

и правого полушарий;

  • Улучшить равновесие и координацию;
  • Развивать более ясное и позитивное мышление.

Рекомендации по применению:

  • Занятия можно проводить в любое время;
  • Ежедневно, без пропусков;
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • Требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс

упражнений лучше проводить перед работой;

  • Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять

от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день;

·                    Каждое упражнение выполняются по 1 – 2 минуте;

  • Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании;

Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга, эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

Приведем несколько упражнений из комплекса «Гимнастика мозга», которые можно выполнять с детьми 4 – 7 лет.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная кинезиология, как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Подготовила: Ламыко Галина Алексеевна (учитель-логопед ГБОУ Школа №1080 г. Москвы)

Слайд 2

Кинезиология это современное направление психотерапии, возникшее на стыке разных практик и дисциплин: телесно-ориентированная психотерапиия психодинамический подход психология личности общая психология Виды кинезиологии : прикладная, психотерапевтическая, образовательная, целебное прикосновение, клиническая и т. д. Термин « кинезиология » происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово» . В соответствии с этим кинезиология означает беседы о движении или, в современном понимании, изучение движения. психосоматическая медицина нейропсихология нейрофизиология физиология движения

Слайд 3

В образовательную кинезиологию входит «Гимнастика мозга»

Слайд 4

Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисоном в Центре группового обучения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, США.

Слайд 5

Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое за пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим – активно правое полушарие.

Слайд 6

Задачи кинезиологических занятий:

Слайд 7

Упражнения Гимнастики мозга позволяют:

Слайд 8

Первая группа : упражнения, пересекающие среднюю линию тела.

Слайд 9

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело.

Слайд 10

Третья группа – растягивающие упражнения.

Слайд 11

Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отноение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование игровых и развивающих технологий в коррекции речевых нарушений при реализации ФГОС.

В работе освещены методы и приемы в организации педагогического процесса в форме различных игр, применение игровых технологий в образовательном процессе....

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений - Проект «Логопедическая палитра»

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений «Логопедическая палитра»...

ПРОЕКТ «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений детей с ТНР»

           Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ которые имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфе...

“Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений”

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить  результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и спо...

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики, так как дошкольный возраст является ре...