Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»
статья (подготовительная группа)

Банку Джамиля Габдульхаковна

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие и становление функциональных систем органов, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Снегурочка»

Тема:

«Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»

Банку Д. Г.

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

г. Салехард 2021 г.

Доклад

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»

 «Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной»

М. Монтель.

 

Актуальность. 

      Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие и становление функциональных систем органов, закладываются основные черты личности, формируется характер.

       В логопедической практике результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка показали, что с каждым годом число детей, страдающих речевыми дефектами, возрастает. По мнению специалистов, сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в коррекционной помощи. Это дети с речевыми нарушениями, которые имеют отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, различные хронические и соматические заболевания. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. То есть их подготовка к массовой школе возможна лишь при организации специального обучения.                Роль педагогов ДОУ состоит в организации педагогического коррекционного процесса, сберегающего и восстанавливающего здоровье ребенка посредствам внедрения современных оздоровительных технологий, которые в свою очередь способствуют повышению уровня мотивации к коррекционным занятиям, делая их разнообразнее, интереснее, привлекательнее для детей.  

       В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий.

       Раскрывая понятие «Здоровьесберегающие технологии», важно отметить, что речь идет о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, сохранение здоровья ребёнка и его личностное развитие.

Цель работы:    

Систематизация знаний детей о здоровье, активизация нарушенных коммуникативных и когнитивных функций у детей старшего возраста с ТНР через использование здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Обеспечить дошкольнику высокий уровень здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни;
  2. Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  3. Повышать резервы дыхательной системы;
  4. Развивать выразительность средств мимики и жестов;
  5. Развивать высшие психические функции детей как необходимую работу по формированию предпосылок к обучению их в школе;
  6. Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах оздоровления и развития детей по оздоровительной системе.

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе мы соблюдаем основные принципы: 

  1. Принцип доступности -  обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
  2. Принцип гуманности предполагает индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
  3. Принцип деятельности - развитие крупной и мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности;
  4. Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  5. Принцип системности - решение задач в системе всего коррекционно - педагогического процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.

Виды и приемы здоровьесберегающих технологий.

В процессе коррекционно – оздоровительной работы своих воспитанников педагоги проводят такие виды и приемы здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
  • Логоритмика (координация слова и движения).

Цель логоритмических упражнений - нормализовать речевое дыхание, формировать умение изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью (проводятся в игровой форме во время физминуток). В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность.

  • Пальчиковый игротреннинг (пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, шнуровки, игры со счетными палочками, игры с прищепками).

Цель пальчиковых игр - развивать у ребенка мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизировать речевые навыки, память и мышление. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры и упражнения занимают прочное место в занятиях с детьми.

  • Музыкотерапия (используется во время сна, на занятиях, во время утренней гимнастики).

Цель терапии – снять возбуждение, расслабить мышцы,привести ребенка в спокойное состояние.

  • Дыхательная гимнастика (проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы).

Цель дыхательной гимнастики - увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы. Кроме того дыхательные упражнения позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни:
  • Физкультурные мероприятия (занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, гимнастика на свежем воздухе, подвижные игры, босохождение).

Цель мероприятий - снизить утомление и повысить умственную работоспособность детей на занятии, снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику; выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, отрабатывать темп и ритм речи (проводятся в игровой форме в середине занятия).

  • Су – Джок терапия (массаж специальным шариком, эластичным  кольцом, массаж стоп).  В основе данного метода лежит воздействие на биологически активные точки, находящиеся на кистях рук.

Цель использования Су – Джок терапии - коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму. Использование Су-Джок терапии способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных: во-первых, для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование тренажеров Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему, во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние  ребенка.

     Также в своей работе используем такие формы приобщения детей к здоровому образу, как: беседы, «уроки» здоровья, сюжетные игры.

     Например, в  беседах с детьми расширяем  знания о природе нашего города, тундре, климате, растительном и животном мире. Дети узнают о том, как живут и чем занимаются люди на Севере. Рассказы, беседы сопровождаются стихами, сказками, загадками, а также вопросами, заданиями и играми народов севера, которые помогают лучше усвоить представленный материал.

      На «уроках» здоровья знакомим детей со строением человека, его органами, с правильным режимом дня, рациональным питанием, воспитываем негативное отношение к вредным привычкам.

  1. Коррекционные технологии;
  • Артикуляционная гимнастика (включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы).

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Выполнение артикуляционной гимнастики помогает улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, уменьшить напряжённость артикуляционного аппарата.

  • Кинезиологические упражнения (направлены на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое).

Цель упражнений – развитие межполушарных связей, улучшение памяти и концентрации внимания.

  • Арт-терапия  (нетрадиционные техники рисования, игры с песком, основана на творчестве и игре).

Цель применения терапии – регулировать эмоциональное состояние детей, снизить неуверенность в своих возможностях.

  • Сказкотерапия (проводится с использованием мнемотаблиц, с помощью которых ребенок рассказывает сказку или сам придумывает).

Цель терапии – развитие речи мышления, слухового восприятия, навыков общения.

Работа с педагогами и родителями. 

      Невозможно решить все коррекционно – оздоровительные задачи без привлечения  родителей.

Используем такие формы работы, как: родительские собрания, круглые столы, дни открытых дверей (мастер – классы, открытые занятия), экскурсии, наглядные стенды, консультации, совместно создаем предметно – развивающую среду, готовимся к проведению праздничных мероприятиях, изготавливаем наглядные пособия.

Взаимодействие детского сада и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Вывод.

        Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, используемая нами на практике имеет оздоровительную направленность, сочетая коррекционно – логопедические задачи с задачами по сохранению и восстановлению здоровья у детей с нарушением речи и повышает их мотивацию к занятиям.

        В перспективе планирую продолжать работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и внедрять новые формы работы.

Библиография:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно¬го образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 ок¬тября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года);

2. Гаврючина  Л.В.  «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006;

3. Кузнецова С.В., Е.В.  Котова, Т.А. Романова  «Система работы с узкими специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.;

4. Картушина М.Ю.    «Логоритмические занятия в детском саду». - М., 2004;

5. Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического разви¬тия детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2003;

6. Нищева  Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе  для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003;

7. Пожиленко  Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007;

8. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении;

9. Ивчатова Л.А.  «Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми» // Логопед – 2010;

10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Банку Д.Г.

воспитатель  группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Г. Салехард


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение здоровьесберегающих технологий в развитии речевой активности детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией"

В докладе рассказываю не только о здоровьесберегающих технологиях применяемых в своей работе по активизации речи детей на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и экологией, но и делюсь своими на...

Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений - Проект «Логопедическая палитра»

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений «Логопедическая палитра»...

ПРОЕКТ «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений детей с ТНР»

           Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ которые имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфе...

“Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений”

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить  результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и спо...

Самообразование учителя-логопеда "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов"

              От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можн...

Презентация по теме самообразования «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов»

Цель:  повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.Задачи:1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу з...