Самообразование учителя-логопеда "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов"
проект по логопедии (старшая группа)

Демидова Галина Владимировна
                От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие двигательных, волевых усилий. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук.
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  № 2 «Рябинка»

 

учитель-логопед Демидова Галина Владимировна

педагогический стаж работы 21 лет

логопедический стаж работы 7 лет

1 квалификационная категория

Тема самообразования

«Применение здоровьесберегающих технологий

в коррекции речевых дефектов»

на 2019 -2020 учебный год

Цель:  повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье сбережения ( комплексы дыхательной гимнастики, кинезиологические упражнения, массаж су-джок массажёрами, самомассаж, гимнастики для глаз,  физкультминутки)

3. Направить жизнедеятельность детей в группе компенсирующей направленности для детей  с ТНР на сохранение и укрепление здоровья.

4. Проводить просветительскую работы с воспитателями и родителями детей  компенсирующей направленности для детей  с ТНР. Разработать рекомендации для родителей и педагогов.

5..Пополнять развивающую среду кабинета.


План работы по самообразованию

Этапы работы по самообразованию

Тема

Формы результативности

1

Организационно – ознакомительный (сентябрь)

Изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала

консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты занятий, программы.   Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство развития звукопроизношения»,подбор сказок – стихов, упражнений  для артикуляционной гимнастики выполнено .09.2017г.; оформление наглядной консультации «Речь на кончиках пальцев » выполнено 09.2017г.

Информации для родителей на сайте ДОУ Советы родителям

«Кинезиология –гимнастика мозга.» выполнено .09.2017г.;

Памятки  для родителей:

« Кинезиологические упражнения» выполнено 09.2017г.;

2

Основной

(октябрь-апрель)

Внедрение в работу подготовленного материала.

проведение мероприятий по теме самообразования. (тренинг  и памятки для родителей по теме: «Кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста»

   Памятки  для родителей:

«Дыхательная гимнастика дома» выполнено .11.2017г.;

«Гимнастика для глаз» 01.2018г. 

 составлена картотека комплексов дыхательной гимнастики по возрастам и  лексическим темам в электронном виде

Творческий час (педчас)

«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» выполнено.01.2018г

Обогащён комплекс демонстрационного материала для развития речевого дыхания выполнено.02.2018г и выполнено.03.2018г 

оформление наглядной консультации: ««Весёлая зарядка для язычка» выполнено.10.2017г. ««Роль пальчиковых игр в развитии речи ребёнка» выполнено.02.2018г Изготовление «Экрана чистой речи» выполнено.01.2018г

Информации для родителей на сайте ДОУ Советы родителям «Гимнастика для глаз» выполнено.01.2018г

3

Заключительный

(май)

Проведение мониторинга с целью отслеживания результатов работы

Подготовка детей и выступление на итоговом родительском собрании «Итоги работы за год» выполнено.04.2018г. Самоанализ педагогической деятельности (мониторинг)

Актуальность Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

                От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и психического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие двигательных, волевых усилий. Скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточная координация пальцев рук.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.

  

              В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, релаксация, гимнастики: пальчиковая; для глаз; дыхательная; тонирование, аромотерапию.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, точечный самомассаж.

3.Коррекционные технологии: кинезиология, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, коррекция моторной неловкости, развитие графомоторных навыков.

  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);
  • Кинезиологические упражнения (повышение  стрессоустойчивости организма, синхронизация  работы полушарий, улучшение зрительно-моторной координации)
  •  Массаж су –джок массажёрами (воздействие на определенные точки кисти рук)
  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);
  • Развитие дыхательных функций (формирование правильного физиологического и речевого типа дыхания, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры, освоение резонаторов);
  • Развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);
  • Гимнастика для глаз (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);
  • Тонирование (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).
  • Аурикулотерапия: система лечебного воздействия на точки ушной раковины Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Воздействие осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до легкого покраснения и появления чувства тепла.

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

• «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).

ВЫВОД: Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическое  использование здоровьесберегающих технологий в ООД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма. Используемые технологии помогли достичь положительных результатов в более короткие сроки.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

Литература

Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2008 г.

Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

 Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1. М. Ю. Картушина.

 Оглобина И.Ю., Танцюра С.Ю Логопедический массаж.Игры и упражнения.Изд. «ТЦ СФЕРА», 2015

Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г. С. В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г


Интернетресурсы:

 http://logoportal.ru/statya-10295/.html

http://logoportal.ru/statya-15029/.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ). В подготовительной группе ...

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений - Проект «Логопедическая палитра»

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений «Логопедическая палитра»...

ПРОЕКТ «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений детей с ТНР»

           Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ которые имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфе...

“Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений”

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить  результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и спо...

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики, так как дошкольный возраст является ре...

Презентация по теме самообразования «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов»

Цель:  повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.Задачи:1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу з...