“Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений”
статья (подготовительная группа)

Т.О.Ермакова

 Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить  результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению  здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений”

        Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей

Понятие «здоровье» имеет множество определений.

Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье − это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое − это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Отсюда следует, что физическая активность − естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.

Здоровье психическое − это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Таким образом, психическая активность − потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни.

Здоровье социальное − мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.

Социальная активность школьника проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.

Здоровье нравственное − это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить  результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению  здоровья.

Задачи, стоящие перед логопедом:

1. Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;

2. Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

3.Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

4. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

  1. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

 - насыщение организма кислородом

 - улучшение обменных процессов

 - нормализация  психо-эмоционального состояния 

 - повышение иммунитета 

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровых приемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к  коррекционному процессу.

2. Развитие общей моторики (комплексы физминуток проводятся в игровой форме в середине занятия, подобраны согласно лексическо\грамматических тем).

3. Развитие мелкой моторики рук

 Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга, следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельности эти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после длительной нагрузки, развивает ручную умелость. 

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручных игр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка,  избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

  • пальчиковые игры;
  • различные задания с "волшебной коробочкой", с раздаточным материалом.

4. Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем системам и органам, расположенных на и кистях рук. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (массажные мячики, шарики,).

 Очень эффективен ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Ногтевые пластины и кончики пальцев отвечают за головной мозг. Проводится массаж до появления тепла. Эту работу провожу в течение 1 минуты в начале занятий или перед выполнением заданий.

5. Кинезеологические упражнения.

Направлены на развитие и формирование межполушарного взаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое Эти упражнения помогают детям снять напряжение, страх, раздражение, стать внимательными, активными, и улучшают учебные достижения. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Лезгинка", "Колечко", "Лягушка", "Ухо-нос", "Кулак-ребро-ладонь", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

  1. «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
  2. «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

3) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем.

4) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

5) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем

И кольцо мы получаем:

1/2 1/3 1/4 1/5  --- 1/5 1/4 1/3 1/2

Поздоровались пальцы опять!     Закрепили кольца- слова

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Консультация для педагогов ГБДОУ д/с № 4

“Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений”

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель-логопед

Ермакова Татьяна Олеговна

 

 

2022 Санкт- Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...

Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений - Проект «Логопедическая палитра»

Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений «Логопедическая палитра»...

ПРОЕКТ «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений детей с ТНР»

           Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ которые имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфе...

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР»

Актуальная тема во все времена – это здоровье человека. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики, так как дошкольный возраст является ре...

Самообразование учителя-логопеда "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов"

              От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можн...

Презентация по теме самообразования «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов»

Цель:  повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.Задачи:1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу з...