Мастер-класс Формирование словаря прилагательных через развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Евтушенко Людмила Павловна

 Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети, к сожалению, предпочитают общению просмотр телевизора   и компьютерные игры. Особенно медленно растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Поэтому эта тема так актуальна. И помогают в формировании речевого развития детей   разнообразные игры с пальчиками, они  способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

   Мастер-класс

Формирование словаря прилагательных через развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников

 

учителя-логопеда

муниципального автономного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида № 11 г. Шебекино

Белгородской области»

Евтушенко Людмилы Павловны

 

Цель: формирование речевого развития детей путем развития  мелкой моторики кисти и пальцев рук.

 

- Уважаемые коллеги!

             Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети, к сожалению, предпочитают общению просмотр телевизора   и компьютерные игры.  В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  

Ребенок приходит в совершенно незнакомый ему мир и этот  окружающий мир дает обильный материал, который должен быть использован для расширения  детских восприятий и развития  словаря. 

             В этом мире так много красок, звуков, запахов, он своей непредсказуемостью предоставляет большие возможности для накопления знаний о нём.  Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту и неповторимость – наша с вами задача и от нас в значительной степени зависит насколько прочно будут усвоены представления об этом мире.

             Антон Павлович Чехов писал, что: «Количество слов  и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка».

Без прилагательных наша речь лишена красок.  

Вопрос педагогам: 

- Какие методы Вы используете в развитии речи детей:  

- наглядные (картинки, иллюстрации),

- словесные (речевые игры, чтение художественной литературы),

- практические (дидактические игры)…

 

  Поговорим сегодня о формирование словаря прилагательных у детей посредством развития  мелкой моторики кисти и пальцев рук.

                 В разнообразных играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных,  учат классификации.  Если в обучении имеется опора на чувственные образы, это делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным и  доступным, повышает эффективность логопедической работы.

             Грамотно составленные модели воспитательного процесса помогают решать задачи качественного образования.

              Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Усвоение такого рода знаний вызывает эмоциональный отклик у детей.  Разнообразны и  материалы, с которыми дети любят играть. Игры с использованием различных предметов (игрушек, семян, шишек, жёлуди, каштаны, камешки, фрукты, овощи, листья, песок) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.) способствуют формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.  

           Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо всё трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки, (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.

            Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики. Развивайте его ручки.

  Хочется отметить высказывания выдающихся людей:

- «При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг»    Н.А.Бернштейн;

- « ...кончики пальцев рук – это второй мозг» Йосиро Цуцуми;

 - «…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук» Д.Селли;

- « Рука является вышедшим наружу головным мозгом»  И.Кант;

- «...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию»  В. М.Бехтерев.

             В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества.

              Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. 

            «Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев» говорил Сухомлинский. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

              Использую разнообразный иллюстративно-наглядный материал. Он помогает научить обобщать, то есть сформировать у ребёнка обобщающие понятия по основным лексическим темам. Научить сравнивать и систематизировать полученные знания, углубляются знания о растениях и животных…

              Проведу пример дидактической игры «Волшебная фасоль»

Цель игры: - закреплять в речи детей названия диких животных (заяц, белка, лиса, медведь, ёж, волк, лось); место их обитания (лес); жилище (норка, нора, дупло, логово, берлога; - упражнять в умении выкладывать фасолью по контуру силуэт животного; - совершенствовать грамматических строй речи (согласование существительных с прилагательными); - развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувственность, умение согласовывать движение с речью.

Игровой материал: контейнер с фасолью, мелкие фигурки животных, карточки 7 штук с изображением силуэта животного.

Ход игры: педагог загадывает загадку про любого дикого животного и предлагает ребёнку найти фигурку этого животного в контейнере с фасолью. Например, про лису.

 Догадайтесь, кто же это? В шубку рыжую одета.

 И не рыба, и не птица Это – хитрая… (лисица)

Пока ребёнок ищет фигурку животного, педагог спрашивает, где живёт лиса (в лесу), как называется её жилище (нора). Когда ребёнок найдет фигурку, педагог предлагает выложить фасолью по контуру силуэт животного.

Во время выполнения работы, ребёнку задаются вопросы: Мордочка у лисы какая? (острая) Уши у лисы какие? (короткие) Шубка у лисы какая? (мягкая, рыжая, тёплая) Хвост у лисы какой? (пушистый) и т. д. По аналогии в игре могут использоваться домашние животные, насекомые, фрукты, овощи, птицы и т. д.

Вопрос педагогам: 

-  Какие игры и игровые пособия  используете Вы в работе с детьми по обогащению словаря прилагательных с использованием развития мелкой моторики?» (ответы педагогов).

 

  По теме «Прилагательное» детям предлагаю следующие  физминутки:

«Какой? Какая? И какое?», -

Дружно хором повторяем.

Мы вопросы эти знаем.

И на них мы отвечаем:

«Какой?» - классный наш урок,

«Какая?» - классная доска,

«Какое?» - классное настроение

У меня, и у тебя.

Поворот направо – желтая стена.

Прилагательное «желтая»  она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

 

Три пухлых поросенка
Приходят в гости к нам,
Три ловких поросенка
Играют по утрам. 
Три быстрых  поросенка
Бегут, бегут, бегут, 
Три славных поросёнка
Танцуют и поют.

 

Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял.
Этот
милый поросёнок
спинку о забор чесал.
Этот
славный поросёнок
носом землю ковырял.
Этот
грустный поросёнок
что-то сам нарисовал.
Этот
хитрый поросёнок
лежебока и нахал:
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.

По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.

Нам обойтись никак нельзя.

 Между елок, между сосен

По сугробам ходят лоси,           

Топчут снег пушистый,

Белый, серебристый. 

       

Вот она – высота,

В синем небе – красота! 

Облака цветные,

Звезды золотые.           

 

Два пухлых поросенка купаются в пруду.

Два ловких поросенка играют в чехарду.

Два сильных и высоких играют в баскетбол.

Два самых быстроногих бегут гонять в футбол

Два маленьких веселых танцуют и поют.

Потом все поросята обедать в дом идут.

Большие пальцы, опущенные вниз , вращаются.

Указательные пальцы «перескакивают» друг через друга.

Средние пальцы поднимаются и опускаются несколько раз: «подбрасывают мяч»

Безымянные пальцы скользят, как будто толкают мяч.

Два мизинца скачут.

Пальцы «шагают» по столу.

         Вопрос педагогам:

        - Какие физминутки используются Вами на занятиях по развитию прилагательных? (ответы педагогов).

            Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

            Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

             Оригинальный "пальцевый" тест был предложен в конце 90-х годов исследователем-врачом A.M. Мустафиным для определения "бюджета способностей" ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. "Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше "бюджет" мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом", - пишет A.M. Мустафин.

Уважаемые коллеги, попробуйте сделать этот пальцевый тест…

              В своей работе   широко использую разнообразные игры с пальчиками, они  способствуют развитию психических процессов, обогащают словарь. В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных. Многие игры учат классификации. Дети любят игры с песком.  Играя с песком, ребёнок получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании,  учится соотносить речь с движением персонажей на песке и начинает действовать самостоятельно. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние. Перед игрой с песком проверяю, чтобы ладошки и пальчики ребёнка не были влажными... Если они влажные, припудриваю их тальком…

Детям нравится игра «Волшебные секреты». Приготовить разноцветные камешки, пластик, фантики, картинки, открытки,  искусственные листья, цветочки и т.п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру, взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать, комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравиться? Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его найти! Дети с удовольствием отыскивают секретики. Иногда необходима подсказка (рядом с секретиком разноцветный камешек, розовый цветок…).

              Настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные картинки, парные картинки), словесные игры развивают у детей способность использовать в речи прилагательные.  

             Применение камушков «Марблс», и камешков – кабошонов  — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, солнечный янтарь и  прозрачную каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка. Работа  с  разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у детей  вообще праздник. На  занятиях их можно использовать в разных  видах работ, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста и речевого дефекта.   

     

              В статье «Русский язык на грани нервного срыва» Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Николаевич Головин и Максим Кронгауз говорят нам о том, что существует  понятие «экология русского языка».  

              Экология русского языка - это направление науки, которое занимается поиском способов совершенствования практики качественного речевого общения. Направление «лингвистическая экология» занимается преодолением ошибок общественно-речевой практики.

              Какую бы форму работы мы не избрали, формулой взаимосвязи экологии и логопедии становится экология души - а именно наше отношение к окружающему миру, ребёнку, музыке и русскому языку.

Список литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей (Текст)/ З.Е. Агранович – СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.:ИСПиП, 2008г.

3.        Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет (Текст)/ А.С. Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

4.    Козина И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. – М., 2005.

5.        Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

6.      Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками (Текст)/ Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7.   Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 2007.

8.     Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков: пособие для логопедов (Текст)/ Е.А. Пожиленко – СПб.: КАРО,2006.

9.        Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду (Текст)/ Н.А. Рыжова – М.: Карапуз, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность.

Опыт работы по развитию моторики пальцев рук (и как следствие - развитие речи) через овладение способами нетрадиционного рисования. Дана классификация видов нетрадиционного рисования, которые доступны...

"Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР через приобщение к художественному труду"

Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры гол...

Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с обучающимися с ОВЗ 1-4 классов через приобщение к декоративно-прикладному искусству

Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным? ...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность"...

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Мастер-класс "Формирование словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук"

Предоставление  системы работы и распространение личного педагогического опыта  по  формированию словаря прилагательных посредством развития мелкой моторики кисти и пальцев рук  дл...

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...