Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность.
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Седельникова Наталия Сергеевна

Опыт работы по развитию моторики пальцев рук (и как следствие - развитие речи) через овладение способами нетрадиционного рисования. Дана классификация видов нетрадиционного рисования, которые доступны детям от младшего до старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki_cherez_izo.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики пальцев рук

через изобразительную деятельность. 

«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говорят, идут  тончащие ручейки,

которые питают источники творческой  мысли»                                              

  В.А. Сухомменский

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель всестороннего полноценного развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Быстрый темп современной жизни не позволяет родителям уделять должного внимания развитию мелкой моторики пальцев рук. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли.  У ребенка с высоким уровнем  развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу.  Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Изобразительная деятельность, также как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, и представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и  пространственной организации. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности, и прежде всего тем, что ребёнок сам непосредственно действует с предметом. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты

Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность.

Изодеятельность хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Моя работа по развитию мелкой моторики через занятия изодеятельностью ориентирована на дидактические принципы:

1. Принцип доступности, обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме.

2. Принцип гуманистичности – предлагает индивидуально – ориентированный подход и всесторонне развитие ребенка.

3. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности

4. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

5. Принцип систематичности – решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках группы и семьи.    

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации обучения  изобразительной деятельности у дошкольников  быстрее развиваться мелкая моторика. При организации занятий изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор различных методов с учётом возраста, уровня развития детей.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Целью моей работы является: развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изобразительную деятельность.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  • Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами.
  • Развивать  способности  координированной работу рук со зрительным восприятием.
  • Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность,  умение работать в коллективе и индивидуально

В нашей группе развитию мелкой моторики изначально  уделяется много внимания, такая работа ведется, начиная с группы младшего возраста. Ежедневно за 3-5 минут до обеда,  мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приёмы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирала в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Средний и старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. В этом возрасте происходит соединение речи, мышления и памяти. С детьми средней группы мной вёлся кружок по изодеятельности «Радуга», на котором дети овладевали различными техниками нетрадиционного рисования. Учитывая  огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно  стандартного  набора изобразительных материалов  и традиционных  способов  передачи полученной информации. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Дети знакомились с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учились на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомить детей с разнообразным изобразительным материалом, различными способами изображения: с техникой печати, рисованием подручными  средствами и  т.д.
  2. Способствовать развитию мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений.
  3. Способствовать развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, творческих способностей, фантазии, воображения.
  4. Формировать композиционные умения.
  5. Воспитывать у детей к изобразительной деятельности, стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения  поставленной цели.

Программа предусматривала  работу по блокам:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Творческие упражнения.
  • Диагностика.

Занятия проводились 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляло 20-25 минут.   Деятельность носила развивающий творческий характер и, как правило, проходило в игровой форме.

Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ. На этом этапе работа делилась на:

  • Совместную деятельность воспитателя с детьми, когда  проводилось закрепление знаний, умений, навыков. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий.
  • Самостоятельную деятельность детей, когда полученные знания, умения и навыки дети используют в свободное время. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

В работе применяла такие методы:

  • словесные,
  • наглядные,
  • практические,
  • игровые.

При выборе техник по нетрадиционному рисованию учитывались возрастные особенности детей, постепенно расширяется содержание работы, усложняются формируемые умения и навыки, элементы, выделяются новые средства выразительности. Сначала с  детьми использовались техники, которыми овладели дети ранее, в младшей группе:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками.

В средней группе проводилось овладение следующими техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном - нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.
  • Подходит для создания фона;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Результативность  отслеживались в начале и в конце года в ходе диагностики. Все результаты заносились  в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала в ходе реализации программы.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

- Высокий – 53,7 % - Средний – 46,3 % - Низкий – %

Диагностика на контрольном этапе показала:

- Высокий –80%

- Средний –20%

Результаты показывали положительное влияние систематичной, комплексной работы.  Наряду с полученными результатами была выявлена  качественная характеристика уровней выполнения задания и выделены  уровни:

  • Низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями. Таких детей в группе не было.
  • Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
  • Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

После  диагностики был сделан анализ,  в котором выявлено:

  1. Степень освоения ребёнком задач по разделу художественная деятельность, выявлены  высокий, средний и низкий  уровни.
  2. Скомплектованы подгруппы по уровню развития (высокий, средний, низкий).
  3. Запланирована работа с каждой подгруппой.
  4. Проинформированы родители в индивидуальных беседах о результатах обследования.        

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки. Были подготовлены консультации для  родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и моих  рекомендаций. Так как родители не всегда понимают важность художественного творчества и не владеют приёмами обучения, я провожу с ними консультации и беседы. Мною были подготовлены выставки детских рисунков для родителей.  Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей,  когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка, с такими родителями приходится проводить индивидуальные беседы .

В применении нетрадиционной изодеятельности при реализации моего проекта никаких негативных факторов  не наблюдалось, Изодеятельность  положительно влияет на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие детей.  Развивается  творческий потенциал детей, дети получат радость от сотворчества. Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности; у родителей проявляется  повышенный интерес к творчеству детей.  Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Заканчивая год с детьми средней группы, я наметила перспективу работы на следующий учебный год - для того, чтобы добиться достаточной точности в нетрадиционной техники изодеятельности  нужно обратить больше внимания на индивидуальную  работу с детьми со средним уровнем. Было рекомендовано  родителям заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

А в старшем дошкольном возрасте планируется овладение детьми более трудными методами и техниками:

  • обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная и предметная - на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера;
  • печать по трафарету;
  • расчёсывание краски;
  • рисование нитками;
  • рисование солью;
  • батик (рисование по ткани)
  • набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.
  • кляксография обычная - на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка предают какое-либо очертание, создают образ;
  • пластилинография.

В старшей группе в свободное время  проводятся  занятия для дальнейшего овладения различными техниками рисования.  Используются следующие методы и приёмы обучения техникам  рисования:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2. Проговаривание последовательности работы.

3. Показ воспитателя с поэтапным изображением правильного положения рук при знакомстве с новыми техниками нетрадиционного рисования.

4. Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

5. Рассматривание картин и книжных иллюстраций.

6. Музыкальное сопровождение.

7. Оформление выставок.

8. Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Особое внимание уделяется  раскрашиванию рисунков. Для этого используются  альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе раскрашивания  у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.  Раскрашивание предполагает  несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

   Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка, который я использую в своей практике – обведение рисунка по точкам. Детям даются  заготовки с рисунками или упражнения в прописях.

Такая систематическая работа позволяет ориентироваться на следующие результаты:

  • Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,  обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Повышение уровня развития творческих способностей.        
  • Расширение и обогащение художественного опыта. Способность к активному усвоению художественного опыта.
  • Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
  • Эффективное развитие воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей.
  • Эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.
  • Самовыражение, как личности, то есть отображение своего эмоционального и фантазийного мира.

Рисование с использованием различных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

В ходе работы ведётся интеграция образовательных областей:

1. Образовательная область «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.

2. Образовательная область «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.

3. Образовательная область «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.

4. Образовательная область «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.

5. Образовательная область «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.

6. Образовательная область «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.

7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.

8. Образовательная область «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.

9. Образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.

Таким образом, различные способы изобразительной деятельности способствуют развитию у детей творчества, воспитанию художественного вкуса, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Опыт моей работы показывает, что  в образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание изодеятельности.

В ходе такой работы  дети учатся  манипулировать  с разнообразными  по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные  способы изображения. Это свободный  творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение  таких занятий способствует  снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии  с самим собой и окружающим  миром, подарят  детям новую  широкую  гамму ощущений, которые станут  богаче, полнее и ярче.  

        Итогом системной работы являются следующие результаты: у детей возрос интерес к собственной изобразительной деятельности, совершенствуются  изобразительные навыки, происходит  накапливание впечатлений, личного опыта, обогащается эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобретают навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, учатся  применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики. Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети демонстрируют  умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повышается  уровень развития речи детей. Работа активизирует  познавательно-речевые и художественные способности детей.

В процессе работы родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволяет  родителям реализовать свои способности и таланты, актуализирует в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей.

Внимание к организации образовательной деятельности «Художественное творчество» вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Исходя из поставленной цели и результатов решения задач, я считаю, что выбранная мною тема «развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики через изодеятельность» в настоящее время очень актуальна и даёт педагогу возможность для творчества.

Использованная литература:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

8.http://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/znachenie-razvitiya-melkoy-motoriki-ruki-kak-podgotovka-detey-k-pismu-cherez

9. http://www.rusarticles.com/pedagogika-statya/razvitie-melkoj-motoriki-cherez-izobrazitelnuyu-deyatelnost-6571446.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Развитие мелкой моторики и формирование изобразительной деятельности на втором году обучения у детей с ОВЗ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Развитие мелкой моторики и формирование изобразительной деятельности на втором году обучения у детей с ОВЗ»...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредствам использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием нетрадиционной изодеятельности....

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Современные исследования подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием тонких движений пальцев рук. Необходимо находить разнообразные методы развития мелкой моторики у дошкольников, одни...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность"...

Проект "Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность"

Проект "Развитие мелкой моторики у дошкольников"...