"Игры с мячом для коррекции речи"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Волощук Светлана Анатольевна

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мастер-класс для родителей62 КБ
Файл pro_myach.pptx733.21 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА «ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

СЛАЙД №1    Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день является речевое воспитание детей. В жизни большинства людей процессы общения -  коммуникации занимают до 70% времени. Умение говорить, слушать, писать и считать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.

В своей повседневной работе, мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи. Так обследование речи детей последних трёх лет выявило недостаточное количество обобщающих слов, прилагательных, наречий, глаголов в словаре воспитанников, недостаточную развитость грамматического строя речи.  

Поэтому мы считаем, что проблема развития речи детей это не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Основная деятельность детей дошкольного возраста – игра. Поэтому речь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры, в основном через речевые дидактические игры.

Дидактические  игры по развитию речи занимают первое место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать различные задачи вначале под руководством педагогов, а затем и в самостоятельной игре. Эти игры способствуют обогащению речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, уточнению уже имеющихся у них слов, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов.

Используя разнообразные игры по развитию речи, мы увидели, что наиболее результативными являются игры с мячом.  СЛАЙД №2

Предложенная сегодня тема «В мяч играем - речь развиваем»  - это попытка показать на практике эффективность игр с мячом в работе с детьми по развитию и коррекции речи.

Почему мы выбрали именно игры с мячом?

  Игры с мячом известны с древних времен, они встречаются почти у всех народов мира и неслучайно являются самыми распространенными из игр. Сегодня любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк.

Игры с мячом побуждают ребенка к общению, помогают заинтересовать детей и разнообразить виды деятельности, давать новые знания, развивают внимание воображение, умение быстро находить правильный ответ, развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, фонематический слух и т.д. Их можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой образовательной деятельности.  

В данном пособии игры с мячом определили в четыре блока:

  • Игры, направленные на развитие моторики рук;
  • Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и правильного звукопроизношения;
  • Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
  • Игры, направленные на развитие связной речи.

СЛАЙД № 3

  Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. В таких играх и упражнениях можно использовать небольшие массажные мячи, теннисные мячи, которые легко помещаются в ладошках детей.

Предлагаю поиграть.

Игры с мячом, направленные на развитие моторики рук

  • «Крепко мячик мой сожми  и по дорожке прокати» - катить мячик по нарисованной дорожке.
  • «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
  • «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мяч по кругу.
  • «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
  • «Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
  • «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
  • «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

СЛАЙД №4

   У дошкольников с младшего возраста идет знакомство со звуками, развивается фонематический слух, и если воспитанники хорошо этим овладеют, то в старшем дошкольном возрасте они легче освоят материал по обучению грамоте. Игры и упражнения с мячом на развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения способствуют отработке дыхания, просодики речи. В таких играх дошкольники усваивают слоговую структуру слова, закрепляют знания по разделу подготовка к обучению грамоте, развивается быстрота мышления ребенка.

Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и правильного звукопроизношения

  • Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Описание: взрослый произносит гласные звуки и предлагает детям, когда услышат звук «А», стукнуть мячом об пол. Поймав мяч, повторить этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

  • Игра «Разноцветные мячики»: Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Описание:

Вариант 1. Взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

  • Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Описание: взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

  • Игра с мячом «Что получится?»: Первый звук ты поменяй, и новое слово называй.

Цель: автоматизация звука, развитие фонематического восприятия.
Описание: взрослый бросает мяч ребенку, называет слово, а ребенок должен поменять первый звук в слове на автоматизируемый звук, чтобы получилось новое слово. Взрослый: «Сейчас я назову слово, а ты поменяй первый звук в этом слове на звук С. ТОК». Ребенок возвращает мяч и называет: «СОК».

СЛАЙД № 5

   Для многих дошкольников характерны трудности в развитии лексико-грамматического строя речи. Игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение, расширение словарного запаса и развитие грамматических компонентов речи, расширяют знания об окружающем мире, обогащают речь ребенка, прививают ребенку простейшие навыки словоизменения и словообразования.

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

  • Игра «Назови ласково» 

Мячик маленький поймай, да словечко приласкай!

Цель: содействовать называнию уменьшительно-ласкательной формы слова; учить передавать мяч друг другу из рук в руки, не прижимая к груди.

Описание: взрослый, передавая мяч ребенку, называет слово и просит ребенка произнести слово ласково: кот-котик, яблоко-яблочко, белка-белочка и т.д.

  • Игра «Я знаю пять названий»

Цель: расширить словарный запас и учить классифицировать предметы.

Описание: в эту игру могут играть несколько детей, а можно дать задание одному ребёнку. Игрок отбивает мяч рукой от земли со словами: «Я знаю пять названий диких животных (птиц, фруктов, овощей, ягод, и т.д.) … Он должен перечислить эти названия, продолжая отбивать мяч от земли.  

Каждому удару соответствует одно слово. Если ребёнок ошибся или потерял мяч, то ход переходит к следующему игроку.

  • Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Описание:

Вариант 1. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

Вариант  2.  Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова.

Взрослый: Огурец, помидор, репа:

Ребенок: Овощи.

  • Игра «Что бывает круглым?»

Тут,  конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: расширять словарь детей прилагательными, развивать воображение, память, ловкость.

Описание: перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому. Взрослый, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

  • Игра с мячом «Назови, какой, какая!» 

«Назови, какая и какой, мячик, ударяя ты об пол!»
Цель:
 учить образовывать относительные прилагательные
Описание: дети выстраиваются в круг, взрослый в центре. Взрослый называет словосочетание и передаёт мяч ребёнку, ударяя его об пол. Ребёнок изменяет слово и так же передаёт мяч обратно взрослому и т.д.

  • Сок из помидоров – томатный;
  • Сок из огурцов – огуречный;
  • Сок из моркови – морковный;
  • Сок из капусты – капустный;
  • Сок из свеклы – свекольный;
  • Грядка с огурцами – огуречная;
  • Грядка с морковью – морковная;
  • Грядка с картофелем – картофельная;
  • Грядка с кабачками – кабачковая;
  • Грядка с тыквой – тыквенная.

СЛАЙД №6

  В играх  с мячом, направленных на развитие связной речи, мы учим дошкольников составлять логически правильный рассказ по заданию, конструировать предложения, учим давать полный ответ.

Игры с мячом, направленные на развитие связной речи

  • Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

 Цель: развивать умение согласовывать слова в предложении, развивать внимание, быстроту мыслительных операций.

Описание: взрослый бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: девочка, играть). Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов (девочка играет) и бросает мяч обратно.

Игра с мячом «Кто, где живёт?»

Цель: закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых, закреплять умение употреблять в речи грамматические формы предложного падежа с предлогом «в», учить правильно, конструировать предложения, учить давать полный ответ.

Описание: взрослый бросает мяч ребёнку и предлагает ответить на вопрос:

Кто в берлоге, кто в норе? Назови – ка, поскорей!

Медведь живёт в берлоге,

Лиса живёт в норе,

Волк поселился в логове,

А белочка в дупле.

Мышка, крот живут в норе,

Бобёр живёт в хатке.

Лишь зайка, бедный зайка,

Под кустиком сидит

И хвостик его маленький

От страха чуть дрожит.

  • Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомить детей с противоречиями окружающего мира, развивать связную речь, воображение, ловкость.

Описание:

Вариант 1: дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий: «Дождь».  Дети: «Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным».

Ведущий: «Город».  Дети: «Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно».

Вариант 2: «Нравится не нравится» (о временах года).

Ведущий: «Зима».

Дети: «Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравиться, что зимой холодно, дует сильный ветер».

СЛАЙД № 7

В работе с детьми используем различные варианты игр с мячом:

- перебрасывания мяча друг другу;

- прокатывания мяча, сидя на ковре;

- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

- отбивание мяча правой и левой рукой;

- прокатывание шарика по «дорожкам».

Представленные сегодня игры с мячом позволяют процесс развития речи сделать более живым, интересным и эмоциональным.

Такие игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть использованы вами в домашних условиях.

Результатами использования игр с мячом являются:

- Дети успешно и легко усваивают более сложный программный материал без переутомления и увеличения учебного времени.

- каждый ребенок становится активным участником деятельности, а не пассивным слушателем, поскольку получает эмоционально-положительный опыт, необходимую помощь, оценку, одобрение и высокую двигательную активность.

- происходит оптимизация процесса развития речи и в целом гармонизация развития ребенка.

СЛАЙД № 8

Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания играть и заниматься с детьми весело и интересно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О тделение дошкольного образования филиала МАОУ « Бигилинская СОШ» Першинская ООШ В мяч играем – речь развиваем

Слайд 2

Мяч - самая универсальная и многогранная, удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии ребёнка, но многие почему-то отдают ему только спортивную - оздоровительную роль, не задумываясь о том, что играя в мяч ребёнок развивает речь.

Слайд 3

Игры , направленные на развитие моторики «Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати» - катить мячик по нарисованной дорожке. «Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка. «Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мяч по кругу .

Слайд 4

Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и правильного звукопроизношения Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» Игра «Поющие мячики»: По мячу сперва стучу, а потом его качу.

Слайд 5

Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи Игра «Назови ласково» Игра «Четвертый лишний» Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе ?» Человек легко находит, Что в природе происходит.

Слайд 6

Игры, направленные на развитие связной речи Игра с мячом «Составь предложение» Мячик прыгать заставляю я заставлю, предложение составлю. Игра с мячом «Составляем рассказ» Игра «Хорошо — плохо» Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь.

Слайд 7

Варианты игр с мячом перебрасывание мяча друг другу; прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу; бросание мяча об пол и ловля его двумя руками; бросание мяча вверх и ловля его двумя руками; прокатывание «ёжика» по панно с дорожками.

Слайд 8

Спешу поблагодарить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...

Игры с мячом для развития речи

Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....

Игры с мячом для развития речи

В данном материале представлена подборка игр с мячом, направленных на обогащение словаря, формирование грамматического строя  ребенка...

Представление из опыта работы на тему: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников».

Мяч это прекрасный инструмент  для развития у детей общей и мелкой моторики. закрепления правильного произношения, развития фонматического слуха. обогащение словаря. Игры с мячом способствуют раз...

Игры с мячом в коррекции речевых дефектов

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.           Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возрас...

Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков....

Учимся играя. Игры с мячом для развития речи.

Учимся играя.Игры с мячом для развития речи....