Игры с мячом в коррекции речевых дефектов
консультация по логопедии

Каленская Алина Владимировна

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.           Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

   Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom_v_korreektsii_rechevyh_defektov.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Мяч и речь"https://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/p69_1283732744_118372361_1----chicco-1283732744.jpg

     Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

    Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

    В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми.

    Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

   Однако вопросы родителей за последние года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

 

Для чего нужен мяч?

  •     Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  •     Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  •    Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
  •    Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  •    Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  •    Регулируют силу и точность движения.
  •    Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  •    Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  •    Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  •    Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

 

Логопеды- практики могут подобрать игры с мячом для каждого отдельного ребенка.

 

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторикиhttps://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/p69_078.jpg

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

 

Мячик сильно посжимаю         (помять мячик в ладошке правой и левой руки)

И ладошку поменяю

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.  (зажимаем мячик между большим и поочередно всеми пальцами,

Крепко мячик обнимает,                      попеременно из руки в руку)

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали                (зажать большими пальцами рук мяч, затем указательными и т.д.)

И другим козлятам дали

По столу круги катаю,                 (ладонью руки катать мяч)

Из – под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо – влево  –  как хочу.

Танцевать умеет танец                (поочередно катать мячик пальцами рук)

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает –            (в ладони правой руки зажимать мячик последовательно между пальцами)

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол                     (перекидывать мяч из ладони в ладонь)

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой        (катать мяч в ладонях)

Я его катаю – браво.

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

 

Игры с массажными мячами

1.  Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Пока
тайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.

2.     Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.

3.     Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.

4.     Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.

5.      Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

 

Игры с мячом, направленные на развитие речевого дыханияhttps://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/p69_061.jpg

·         Мячик, вырезанный из бумаги. «Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги».

·         «Загони мяч в ворота»

 

Дидактические игры

 

Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Дидактическая игра «Поймай — скажи» Дети становятся в круг. Мама бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

«Поймай — скажи наоборот»

Например: Толстое дерево - тонкое дерево, гости приехали -гости уехали…

Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры с мячом для коррекции речи"

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  «ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями» (ОВЗ). В подготовительной группе ...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых дефектов.

В  данной консультации предложены нетрадиционные доступные формы работы по коррекции речевых дефектов детей с ОВЗ....

Представление из опыта работы на тему: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников».

Мяч это прекрасный инструмент  для развития у детей общей и мелкой моторики. закрепления правильного произношения, развития фонматического слуха. обогащение словаря. Игры с мячом способствуют раз...

Использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Самообразование учителя-логопеда "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов"

              От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можн...

Презентация по теме самообразования «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекции речевых дефектов»

Цель:  повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.Задачи:1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу з...